Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    МИНОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    « ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ТГПУ) 

    Педагогический  факультет

    Кафедра дошкольного образования и логопедии 
 
 
 

    Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    (Курсовая  работа) 
 
 
 

    Выполнила: 
 
 
 
 

    Томск 2010 

    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение     3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.     6
    1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
    6
    1. Природа и генезис детской тревожности.
    2. Особенности поведения тревожных детей.
    16

    28

    1. Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
    32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     45
2.1. Методика констатирующего эксперимента.     45
2.2 Формирующий эксперимент.     48
2.3. Контрольный эксперимент.     54
Заключение     56
Список  литературы     59
Приложение     64
           
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Необходимость регулярного и как можно более  раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции  возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального  решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране психологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педагогам, работающим с детьми.

    Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его  деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

    Анализ  исследований различных авторов  позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А.И. Захарова, Н.Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н.В. Имедадзе. А.М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

    Однако  практическая разработанность методов игры недостаточна, что и определяет большую актуальность темы исследований данной работы “Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста”.

    Объект  исследований: тревожность детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: игровая деятельность как метод снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза  исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

    Задачи исследований:

  1. изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов;
  2. изучить природу и генезис детской тревожности;
  3. изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    Методы  исследования: теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. К эмпирическим: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, активный эксперимент.

    Теоретическая значимость работы: в условиях работы типового ДОУ был разработан цикл игровой деятельности для снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    Практическая  значимость работы: Разработанный нами цикл игровой деятельности был успешно апробирован в МАДОУ детский сад №13, г Томска. Высокая эффективность данного цикла игровой деятельности позволяет рекомендовать его к использованию в методической работе типового ДОУ по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    База  исследования: МАДОУ детский сад №13.

    Структура работы: Работа состоит из введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

     В психологической литературе можно  встретить разные определения этого  понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно  – как ситуативное явление  и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

    1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней  ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

     Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт , в свою очередь, отмечают, что тревожность  – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. [13]

     Тревожность – как черта личности связана  с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.

     Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.

     По  определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

     По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

     Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование  в психологических исследованиях  дифференцированного определения  двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

     По  определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.[25]

     Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

     Большое число авторов считают, что тревога  является составной частью состояния сильного психического напряжения – “стресса”.

     Отечественные психологи, изучавшие состояние  стресса, внесли в его определение  различные толкования.

     Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

     В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее  в “крайне трудной ситуации”.

     При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность – состояния разные. Если стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

     Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

     Важным  является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. [33]

     Таким образом, стресс и фрустрация при  любом их понимании включают в себя тревогу.

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста