Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Согласно  Ж. Пиаже игра является мостиком между  конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной [55]. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

    Именно  поэтому все большее значение приобретает игровая терапия  — способ коррекции эмоциональных  и поведенческих нарушений у  детей, в основу которого положена игра.

    Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с эмоциональной точки зрения. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

    Как уже говорилось выше, игре придается  большое значение и она занимает значительную часть в жизни ребенка. Первым, кто предложил изучать игру детей с целью их понимания и воспитания, был Ж.Ж. Руссо. Еще в XVIII веке он писал, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. В своем произведении “Эмиль” Руссо выразил свои идеи в области образования и воспитания ребенка. Он признал, что детство является определенным периодом в развитии ребенка и что дети — это не просто маленькие взрослые. В дальнейшем он обосновал огромное значение данного периода и особую роль игр в детстве. Руссо рекомендовал учителю самому стать ребенком, чтобы присоединиться к играм своего воспитанника. Однако отношение Руссо к детской игре было ориентировано прежде всего на цели воспитания и обучения — в отличие от современной тенденции использовать игру для решения исследовательских задач.

    Игра  впервые была использована 3. Фрейдом. “З. Фрейд видел Ганса только однажды, во время короткого визита, и лечение состояло в том, что  он посоветовал отцу мальчика, как  реагировать на поведение ребенка, основываясь на своих наблюдениях за игрой Ганса” [47]. Маленький Ганс — это первый описанный случай, в котором трудности ребенка относятся на счет эмоциональных причин. Это был новый поворот в детской психологии, так как на заре XX века специалисты обычно считали, что нарушения у детей возникают как результат недостатков в обучении и воспитании.

    В отличие от Ж.Ж. Руссо, 3. Фрейд не стремился стать ребенком, чтобы  понять Ганса. Вместо этого, действуя преимущественно  через отца мальчика, он как бы поднимал Ганса до уровня интеллекта взрослого человека, направляя ход его мыслей по линии движения к определенной цели. Мальчику задавались вопросы о том, что он мог понять.

    За 30 лет детский психоанализ развился в специализированное направление. Трудности в работе с детьми с помощью методов традиционного психоанализа были связаны с неспособностью детей выражать свои переживания в словах и отсутствием у них интереса к исследованию своей прошлой жизни и стадий собственного развития. Поскольку прямое использование в детском психоанализе метода свободных вербальных ассоциаций наталкивалось на значительные трудности, психоаналитики стали искать пути их преодоления.

    В результате работа психоаналитиков  с детьми стала сосредоточиваться  на наблюдении и интерпретации. Уже сам 3. Фрейд почувствовал необходимость трансформации исходной психоаналитической теории для работы с детьми, что было осуществлено его последователями. Как указывал Д.Б. Эльконин, фрейдовское психоаналитическое содержание игры все более и более подвергается вымыванию и эрозии [51].

    М. Клейн и А. Фрейд создали две  психоаналитические школы в области  детской психотерапии, которые отличались по своим представлениям о развитии детского Эго и Суперэго и по своим  техникам анализа. Возможности преодоления создавшихся трудностей были реализованы в практике психоанализа в виде регулярных контактов с родителями, в особом характере взаимодействия психоаналитика с ребенком и наблюдении за игрой ребенка.

    Этапы развития психоаналитической игровой  техники стали предметом пристального внимания М. Клейн. До 1919 года, когда она впервые стала заниматься данным вопросом, особое внимание уделялось использованию игровой техники как средства психоанализа при работе с детьми в возрасте до 6 лет. М. Клейн считала, что детская игра точно так же направляется скрытыми мотивами и свободными ассоциациями, как и поведение взрослых. Были проанализированы те случаи, когда игра использовалась вместо свободных вербальных ассоциаций. Развитие психоаналитической игровой техники М. Клейн прослеживает на материале конкретных случаев из собственной практики. Важной характеристикой своей техники она называла метод интерпретации, который соответствует фундаментальному для психоанализа принципу свободных ассоциаций. М. Клейн руководствовалась также двумя фундаментальными положениями психоаналитической доктрины.

    1. Исследование бессознательного - главная задача психоаналитической процедуры.

    2. Анализ трансферта, или переноса, — средство решения этой задачи.

    М. Клейн подчеркивает фундаментальное  значение открытия 3. Фрейда о переносе пациентом своих чувств и мыслей (по отношению прежде всего к своим родителям, а также к другим людям) на психоаналитика. Результат анализа этого переноса делает возможным исследование прошлого и бессознательного. В ходе дальнейшей работы М. Клейн пришла к заключению, что психоанализ лучше проводить вне дома ребенка. Кроме того, она обнаружила, что ситуация трансферта, этой основы психоаналитической процедуры, “может установиться и поддерживаться только в том случае, если пациент сможет почувствовать, что консультативный кабинет или игровая комната, да и весь анализ, есть нечто отличное от его обычной домашней жизни, поскольку только в таких условиях он способен преодолеть собственное сопротивление против того, чтобы испытывать и выражать мысли, чувства и желания, несовместимые с условиями, а в случае с детьми — резко контрастирующие с тем, чему их учили” [32]. М. Клейн, также впервые выделила необходимый игровой материал, в состав которого входили простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах; качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. М. Клейн отмечала важность того, чтобы игрушки были немеханические и чтобы человеческие фигуры не символизировали конкретных профессий и занятий. Их простота позволяет ребенку использовать их во многих различных ситуациях, реальных или вымышленных, в соответствии с тематикой игры. Важно, что ребенок может с помощью этих игрушек воссоздать разнообразные ситуации из своего опыта. Также подчеркивалось, что простоте игрушек должна соответствовать простота игровой комнаты. В ней должно находиться только то, что необходимо для психоанализа. Таким образом, М. Клейн впервые выделила требования для игрового материала и игровой комнаты, указав на их специфичность и простоту.

    В то же самое время А. Фрейд стала использовать игру для установления контакта с ребенком. В отличие от М. Клейн, она подчеркивала, что, прежде чем приступить к толкованию бессознательных мотиваций, скрывающихся за рисунками и игрой ребенка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт между ребенком и педагогом А. Фрейд занималась детской игрой по аналогии с работой со сновидениями взрослых. Она стремилась найти бессознательную мотивацию в игре воображения и детских рисунках. Однако, поскольку Суперэго ребенка считалось недостаточно развитым, подчеркивалось значение эмоциональных взаимоотношений между ребенком и аналитиком. После установления раппорта ребенку объяснялось скрытое содержание его игры.

    И М. Клейн, и А. Фрейд утверждали, что  чрезвычайно важно вскрыть прошлое и усилить Эго ребенка. Обе они считали также, что игра является тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным. Таким образом, игровая деятельность позволила непосредственно проникнуть в детское бессознательное.

    В активной игровой деятельности подчеркивалось значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и педагогом, которые считались диагностическим значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми.

    Наряду  с активным - параллельно развивался пассивный тип игровой деятельности Когда педагог не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате с ребенком. По мере того как ребенок в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, педагог постепенно включается в детскую игру. Руководящая роль в игре принадлежит ребенку педагог же время от времени предлагает простые интерпретации его действий. В пассивной игровой деятельности принято считать, что это большое значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем собственном темпе. Поскольку ребенок не имеет ограничений в выборе игрушек и роль психолога заключается в пассивном участии в игре, не все содержание детской игры имеет существенное эмоциональное или символическое значение. В процессе применения игры дети нередко осуществляют стандартную разработку предмета фантазии, которая имеет непосредственное отношение к их психологическим проблемам [15].

    Леви  описал три техники освобождающей  игровой деятельности, которые имеют  место в игровой комнате:

    1. Простые способы освобождения:

  • освобождение агрессивного поведения (выражается в бросании предметов, прокалывании воздушных шаров и так далее);
  • освобождение от инфантильных форм поведения, инфантильных форм получения удовольствия (выражается в сосании воды из детской бутылочки, выплескивании воды на пол и так далее).

    2. Освобождение чувств в стандартизированной  ситуации.

    3. Освобождение чувств путем воссоздания  в игре специфического стрессового  опыта из жизни ребенка.

    Во  всех этих техниках не существует однозначных  формул, методы видоизменяются благодаря  пониманию педагогом индивидуального отклика ребенка в каждой конкретной ситуации.

    Достижение  наибольшего положительного эффекта, по мнению Леви, возможно при соблюдении следующих требований:

  1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное событие.
  2. Проблема не должна быть слишком запущенной, так как, если проблема существует длительное время, она оказывает влияние на всю систему взаимоотношений, а иногда и на интеллектуальный уровень ребенка.
  3. Предпочтительный возраст детей — не старше 10 лет, так как более поздние проблемы связаны со структурой личности.

    Апробированное  Д. Леви использование специфических стимулирующих ситуаций, которые предлагались детям для разыгрывания, Г. Хембидж, продолжатель дела, начатого Д. Леви, назвал техникой “структурированной игровой деятельности”. Эта техника интересовала Д. Леви и как исследовательский метод

    Структурированная игровая ситуация используется как  стимул с целью создания условий  для свободной творческой игры ребенка  в процессе терапии. Ребенок должен быть уже знаком с помещением, где находится необходимый игровой материал. Далее Г. Хембидж предлагал вводить конкретные игровые ситуации. Ребенку предлагалось показать, что происходит. Источниками информации для педагога является прежде всего история жизни ребенка, а также его спонтанная (свободная) игра, те изменения, которые ребенок вносит в первоначальный вариант структурированной игры, наблюдение за отношениями ребенка с другими людьми, а также отчет матери о его поведении после прошедшей сессии.

    Ситуации  структурированной игры могут быть использованы в диагностических целях для проверки гипотез об основаниях тех или иных форм поведения, для анализа точности интерпретации, для определения значения специфических символов, которые могут возникать в сновидениях, рисунках, а также в других творческих проявлениях ребенка.

    Введение  структурированной игры предполагает, что педагог уже оценил три  основных фактора.

  1. Способность ребенка к интеграции в условиях усиления аффектов. Чем более развита эта способность, тем больше возможностей для применения структурированной игровой деятельности. Однако нельзя допускать бесконтрольного освобождения переживаний и чувств.
  2. Характер игры. Некоторые формы игры, например разыгрывание ситуации соперничества братьев и сестер, представляются обычно менее пугающими по сравнению с такими, как отыгрывание проблемы половых различий.

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста