Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа
Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59
Способность
близких людей адекватно
Педагогика и психология отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт. Техника работы с детьми в данном направлении предполагает предоставление ребенку полной свободы заниматься любой деятельностью в присутствии педагога, которого ребенок может пригласить участвовать в игре, но это участие должно быть минимальным. Право использования или неиспользования игрового материала предоставляется ребенку. Здесь особо подчеркивается необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменять собственное поведение. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках данного подхода ребенку приходится принимать на себя ответственность за процесс своего развития, а педагог концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.
Общей
целью разнообразных принципов
и методов гуманистической
Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, поставили Экслайн перед необходимостью сформулировать ряд требований. Воспитатель должен:
Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.
Признание важного значения игры в развитии ребенка, признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми. И, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии ДРО рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из-за недостатка знаний и умений.
Таким образом, игровая деятельность имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой деятельности Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.
В
то же время игра для ребенка — это
и одна из форм “самотерапии”, благодаря
которой могут быть отреагированы различные
конфликты и проблемы. В относительно
безопасной игровой ситуации ребенок
позволяет себе опробовать различные
способы поведения. В восприятии ребенка
игра очень далека от того легкомысленного,
увеселительного времяпрепровождения,
каким ее обычно считают взрослые.
ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
В
теоретической части данной курсовой
работы мы рассматривали особенности
и причины проявления тревожности
у детей в старшем дошкольном
возрасте, ориентируясь на исследования
А. И. Захарова, Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан,
А. О. Прохорова, Ю. М. Антоняна, В. М. Астапова,
Ж. М. Глозмана, Н. Д. Левитова и других.
2.1
Методика констатирующего
эксперимента.
Рекомендации к проведению диагностики.
Использование диагностических методик может дать достаточно надежные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий:
Экспериментально-
Для проведения данного исследования мы использовали следующие методики:
1.Тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.
Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.
Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.
Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. (см. приложение №1)
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень тревожности – 33%;
Средний уровень тревожности – 53%;
Низкий уровень тревожности – 13%.
2.Графическая методика "Кактус" (автор Панфилова М.А.).
Методика предназначена для работы с детьми 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При
обработке результатов
Мы получили следующие результаты:
Благополучный рисунок – 40%
Неблагоприятный рисунок – 60%
3.Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет. (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)
Методика
предназначена для выявления
уровня детской тревожности на основе
сопоставления результатов
Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях и т. д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений. В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-".(см. приложение №3)
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень тревожности – 26%;
Средний уровень тревожности – 60%;
Низкий уровень тревожности – 13%.
4.Анкета
для исследования
Также использовалась анкета для родителей, предложенная предложенный Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. цель которой заключалась в выяснении индивидуальных особенностей ребенка.(см. приложение №4)
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень тревожности – 33%;
Средний уровень тревожности – 60%;
Низкий уровень тревожности – 6%.
Проанализировав
данные диагностики выявлено, что
у 30% детей высокий уровень тревожности,
что говорит о необходимости дополнительных
коррекционных занятий.
2.2. Формирующий этап
В качестве формирующего эксперимента нами была использована система игр и упражнений для снижения уровня тревожности, которая строилась на основе общеразвивающих принципов:
-
принцип индивидуализации, проявляющийся
в проектировании
-
принцип интегрированности,
-
принцип ориентации на зону
ближайшего развития, включает дифференцированный
подход в соответствии с