Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Способность близких людей адекватно справиться с изменениями в поведении  ребенка.. Членов семьи необходимо предупредить о возможном возрастании агрессивности  и предложить им поддерживать дома обычную систему ограничений. Преимущество структурированной игровой деятельности заключается в экономии времени педагога, который воспроизводит в игровой форме событие, ситуацию или конфликт.Педагог вводит структурированную игру после того, как отношения дошли в своем развитии до того момента, когда тревога или какие-либо особенности взаимодействия не могут помешать педагогу Важно, чтобы педагог не добавил к тревоге ребенка собственные волнения, поэтому использование данного вида игровой деятельности предполагает уверенность терапевта в своей способности справиться с этой формой работы.

    Педагогика  и психология отношениями целиком  имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь  объяснить или интерпретировать прошлый опыт. Техника работы с детьми в данном направлении предполагает предоставление ребенку полной свободы заниматься любой деятельностью в присутствии педагога, которого ребенок может пригласить участвовать в игре, но это участие должно быть минимальным. Право использования или неиспользования игрового материала предоставляется ребенку. Здесь особо подчеркивается необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменять собственное поведение. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках данного подхода ребенку приходится принимать на себя ответственность за процесс своего развития, а педагог концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.

    Общей целью разнообразных принципов  и методов гуманистической психологии и педагогики является создание отношений с ребенком, которые позволяют ему использовать собственные возможности для более конструктивной и счастливой жизни как индивиду и члену общества. Э. Вдовьева отмечает: “Цель игровой деятельности — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность „прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В работе X. Джайнотта цель игровой деятельности определяется как воздействие на базовые изменения в равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности. Следствием установления данного равновесия должны стать укрепление Эго, модификация Суперэго и улучшение образа “Я”. Степень приближения к данной цели существенно различается в отдельных случаях. Тщательный анализ многочисленных игровых сессий и оценка их результатов родителями, учителями позволили Экслайн сделать ряд выводов, которые и легли в основу созданной ею техники игровой терапии. “В психологии мы имеем дело с эмоционально окрашенными отношениями, которые порождены прошлым опытом взаимоотношений индивида с другими. Эти отношения влияют на восприятие человеком самого себя в качестве адекватного или неадекватного, защищенного или незащищенного, имеющего ценность как личность или ущербного в этом фундаментальном для эмоциональной сферы отношении”. Такое самовосприятие влияет в свою очередь, на поведение человека. Способы поведения варьируют, начиная с апатичного ухода от контактов и заканчивая активным и агрессивным протестом против требуемых форм поведения или, наоборот, подавленностыо и подчинением. Глубинным основанием всех этих форм поведения является чувство небезопасности и неадекватности.

    Многообразие  возможных процедур, происходящих в  игровой комнате, поставили Экслайн  перед необходимостью сформулировать ряд требований. Воспитатель должен:

  1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.
  2. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.
  3. Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.
  4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя.
  5. Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

    Экслайн впервые отметила значение ограничений  для чувства безопасности и стабильности отношений у ребенка, а также  для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.

    Признание важного значения игры в развитии ребенка, признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми. И, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии ДРО рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из-за недостатка знаний и умений.

    Таким образом, игровая деятельность имеет  долгую историю и существует в  разнообразных формах. На данном этапе  продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой деятельности Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями.

    Игру  детей можно оценить более  полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.

    В то же время игра для ребенка — это и одна из форм “самотерапии”, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

     В теоретической части данной курсовой работы мы рассматривали особенности  и причины проявления тревожности  у детей в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на исследования А. И. Захарова, Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан, А. О. Прохорова, Ю. М. Антоняна, В. М. Астапова, Ж. М. Глозмана, Н. Д. Левитова и других. 

     2.1 Методика констатирующего  эксперимента. 

Рекомендации  к проведению диагностики.

Использование диагностических методик может  дать достаточно надежные и достоверные  результаты только при соблюдении следующих условий:

  1. Методы должны использоваться в комплексе (три-четыре), так как в отдельности не могут дать полную информацию. Использование методик обязательно дополнять наблюдениями за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях.
  2. Диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничего не помешает, не отвлечет ребенка, это может повлиять на его ответы.
  3. Все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.
  4. Диагностика обследования проводится в форме естественной и привычной для дошкольника игры или беседы. Недопустимы порицания.
  5. Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетентного диагноста, они не должны сообщаться ребенку или его родителям.

      Экспериментально-практическое исследование проходило на базе МДОУ детский сад № 13 г.Томска. В исследовании приняла участие группа детей  старшего дошкольного возраста в  количестве 15 человек.

     Для проведения данного исследования мы использовали следующие методики:

1.Тест  тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен

     Цель: определение общего уровня тревожности  ребенка.

     Тест  позволяет выявить тревожность  по отношению к ряду типичных для  ребенка жизненных ситуаций общения  с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

     Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

     Тест  проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в  протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. (см. приложение №1)

     Мы  получили следующие результаты:

     Высокий уровень тревожности – 33%;

     Средний уровень тревожности – 53%;

     Низкий  уровень тревожности – 13%.

2.Графическая методика "Кактус" (автор Панфилова М.А.).

     Методика  предназначена для работы с детьми 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

     При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.

     Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".

     Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

     При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. (см. приложение №2)

     Мы  получили следующие результаты:

     Благополучный рисунок – 40%

     Неблагоприятный рисунок – 60%

3.Исследование  уровня тревожности у детей  от 3 до 7 лет. (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

     Методика  предназначена для выявления  уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

     Фиксация  наблюдений происходит в несколько  этапов. На первом этапе исследователь  в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях и т. д.) и заносит  результаты в специальный лист наблюдений. В течение дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками "+" или "-".(см. приложение №3)

     Мы  получили следующие результаты:

     Высокий уровень тревожности – 26%;

     Средний уровень тревожности – 60%;

     Низкий  уровень тревожности – 13%.

4.Анкета  для исследования индивидуальных  особенностей ребенка.

Также использовалась анкета для родителей, предложенная предложенный Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М. цель которой заключалась в выяснении индивидуальных особенностей ребенка.(см. приложение №4)

Мы получили следующие результаты:

     Высокий уровень тревожности – 33%;

     Средний уровень тревожности – 60%;

     Низкий  уровень тревожности – 6%.

     Проанализировав данные диагностики выявлено, что  у 30% детей высокий уровень тревожности, что говорит о необходимости дополнительных коррекционных занятий. 

    2.2. Формирующий этап

      В качестве формирующего эксперимента нами была использована система игр и  упражнений для снижения уровня тревожности, которая строилась на основе общеразвивающих принципов:

      - принцип индивидуализации, проявляющийся  в проектировании индивидуального  пространства развития ребенка,  где происходит его рефлексия,  создается собственная «Я - концепция»;

     - принцип интегрированности, предполагающий  совместную деятельность педагогов и ребенка, ребенка и ребенка, специально организованную и свободную деятельность детей;

     - принцип ориентации на зону  ближайшего развития, включает дифференцированный  подход в соответствии с индивидуальным  темпом развития ребенка;

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста