Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа
Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43
60%
мальчиков утверждают, что они
не в восторге оттого, когда
пожилые люди ворчат и
Предложения i) и j) включают в себя раскрытие подростками качеств, присущих людям третьего поколения, которые располагают их к общению и взаимодействию с пожилыми. Здесь опрошенные подростки отметили следующие качества: «Мне нравится общаться с пожилыми людьми, которые добры ко мне, понимающие и милые»; «…, которые рассказывают интересные истории»; «…, которые имеют чувство юмора». 53% девочек написали продолжение данных предложений в соответствии с первым вариантом, 37% - со вторым и 10% девочек нравится общаться с пожилыми людьми, имеющими чувство юмора. У мальчиков несколько иная картина: 47%, подавляющее большинство, также, предпочитают взаимодействовать с добрыми, понимающими и милыми пожилыми людьми, 32% - с пожилыми, имеющими чувство юмора и 21% - со стариками, которые рассказывают интересные истории о своей жизни и пережитой войне.
Таким образом, проанализировав результаты, полученные с помощью метода незаконченных предложений можно отметить, что значимых гендерных различий в восприятии подростками пожилых людей не обнаружено. Мальчики и девочки отвечают примерно одинаково на предложенные варианты заданий.
Используя результаты личностного психосемантического дифференциала, мы построили 2 семантических профиля «пожилого человека» (см. Приложение 4). Один - по результатам мальчиков старшеклассников 14-15 лет (30 человек), а другой - по результатам учащихся в старших классах девочек 14-15 лет (22 человека). Также мы, для наглядности, отобразили эти два профиля вместе, на одном листе (см. Приложение 5, рис. 1).
По первой шкале обе группы старшеклассников считают, что «пожилой человек» сердитый. По второй шкале мальчики считают, что «пожилой человек» слабый (-0,6), а девочки - сильный (0,95). По третьей, четвертой и пятой шкалам видно, что старшеклассники представляют персонажа разговорчивым, добросовестным и неуступчивым, соответственно. По шестой шкале мальчики считают, что «пожилой человек» открытый (0,09), а девочки – замкнутый (-0,1). По седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой шкалам видно, что старшеклассники представляют персонажа добрым, зависимым, деятельным, ворчливым и решительным, соответственно. По двенадцатой шкале мальчики считают, что «пожилой человек» энергичный (0,09), а девочки - вялый (-0,3).
С
тринадцатой по двадцать третью шкалы
видно, что старшеклассники
По двадцать четвертой шкале
мальчики считают, что «
По рисунку, где оба профиля изображены вместе, видно, что представления мальчиков и девочек, в целом, сходны. Можно только отметить, что показатели, по некоторым шкалам, у группы мальчиков (23,08 баллов) немного больше, чем у группы девочек (22,65 баллов) (см. Приложение 5, рис. 2).
Таким
образом, мы видим, что у подростков
- участников эксперимента существует
в сознании свой собственный стереотип
о пожилых людях. В целом, данный
стереотип не имеет ярко выраженного негативного
либо позитивного отношения, о чем свидетельствует
практически равнозначное количество
выборов отрицательных и положительных
качеств. Кроме того, при сравнении показателей
мальчиков и девочек, видно, что большой
разницы нет (рис.2, приложение 5). Следовательно,
подростки, независимо от пола, оценивают
образ пожилого человека практически
равнозначно.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что подростковый возраст является «благоприятным» для образования негативных социальных стереотипов пожилых людей, которые порождаются ущербными моральными установками, принятыми в нашем современном обществе, в нашем исследовании они обнаружены не были. Стереотипы подростков, принимавших участие в исследовании, не имеют ярко выраженного негативного либо позитивного отношения, о чем свидетельствует практически равнозначное количество выборов отрицательных и положительных качеств людей третьего возраста.
Вопреки
тому, что в настоящее время
имеет место трансформация
Итак, мы выяснили, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Многие подростки отмечали, что большинство пожилых людей являются добрыми, мудрыми и опытными представителями своего поколения, у них есть чему учиться и они могут приносить пользу современному обществу. Помимо положительных характеристик, были и отрицательные такие как: пожилой человек является зависимым, ворчливым, беспокойным и вспыльчивым. В содержании стереотипа о пожилых людях наряду с негативными характеристиками (зависимость, вспыльчивость, ворчливость, беспокойство) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость). Наше исследование показало, что наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях подростков не обнаружено. Скорее подростки относятся к пожилым людям нейтрально.
Делая вывод по результатам исследования, можно сказать, что выдвинутые нами гипотезы о том, что: 1) у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный; 3) существуют гендерные различия в стереотипах подростков о пожилых людях, частично подтвердились. У каждого современного подростка действительно есть в сознании свой стереотип пожилых людей, однако этот стереотип носит скорее нейтральный характер. Также, мы выяснили, что гендерных различий в восприятии подростками людей третьего поколения практически не существует
Однако стоит отметить, что полученные результаты характеризуют лишь подростков данной выборки. Быть может их положительная характеристика пожилых людей связана с социально-желаемыми ответами, либо, это может коррелировать с тем, что в 62 школе ежегодно проводятся мероприятия, направленные на помощь ветеранам Второй мировой войны, в которых подростки принимают активное участие. Они общаются с пожилыми людьми, ходят к ним в гости, готовят для них подарки и праздники, т.е. находятся с ними в постоянном контакте.
Тем не менее, стремление к контакту, заинтересованность в общении подростков с пожилыми людьми сохраняется и прослеживается. Они не считают их бесполезными людьми, им нравится, когда старики их понимают, рассказывают интересные истории из жизни, имеют чувство юмора, а не нравится, когда старики ворчат, сплетничают, жалуются, ругают молодое поколение.
Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов.
Из других исследований видно, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Молодежь чаще всего не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая негативные стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. Однако, подростки, участвующие в нашем исследовании, показали, что их представление о пожилых людях не является негативным.
На
основании вышеизложенного
Таким образом, для эффективного взаимодействия поколений необходим, в первую очередь, личный контакт с представителями третьего возраста. Также, изменению стереотипов способствует:
1)
знание о специфических
2) создание позитивного образа старости средствами массовой информации;
3) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети - пожилые люди).
В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Для успешного развития нашего общества важно объединить опыт, знания и мудрость пожилых с жизнерадостностью, здоровьем и оптимизмом молодых людей, необходим симбиоз поколений.
Таким
образом, в дальнейшей перспективе
работы с данной проблематикой мы планируем
провести данное исследование на другой
выборке с добавлением еще нескольких
методик и заняться изменением стереотипов
подростков о пожилых людях путем представленных
выше способствующих изменению факторов.
Анкета.
Образ пожилого человека
Уважаемые учащиеся! Вы принимаете участие в исследовании образа пожилого человека. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты.
Анкета
анонимна. Результаты опроса будут
использованы только в обобщенном виде.
Заранее
благодарим за сотрудничество!
a) Да:
b)
Нет;
5. Если да, то, скажите, пожалуйста, как часто Вы с ними встречаетесь?
a) Мы совместно проживаем, в одной квартире;
b) Стараюсь ездить к ним каждую неделю;
c) 1-2 раза в месяц;
d) Очень редко;
e) У меня нет желания с ними встречаться;
f)
Ваш вариант_______________________
6. Общение с кем из них (с дедушками или с бабушками) Вам больше нравится?
a) С дедушками;
b) С бабушками;
c) С дедушками и бабушками одинаково скучно;
d)
С дедушками и бабушками одинаково интересно;
a) Да;
b) Нет;
c)
Затрудняюсь ответить;
Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях