Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43

Работа содержит 1 файл

стереотипы.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

     60% мальчиков утверждают, что они  не в восторге оттого, когда  пожилые люди ворчат и сплетничают. 23% - ругают  и осуждают молодежь, 17% - жалуются по разным поводам.

     Предложения i) и j) включают в себя раскрытие подростками качеств, присущих людям третьего поколения, которые располагают их к общению и взаимодействию с пожилыми. Здесь опрошенные подростки отметили следующие качества: «Мне нравится общаться с пожилыми людьми, которые добры ко мне, понимающие и милые»; «…, которые рассказывают интересные истории»; «…, которые имеют чувство юмора». 53% девочек написали продолжение данных предложений в соответствии с первым вариантом, 37% - со вторым и 10% девочек нравится общаться с пожилыми людьми, имеющими чувство юмора. У мальчиков несколько иная картина: 47%, подавляющее большинство, также, предпочитают взаимодействовать с добрыми, понимающими и милыми пожилыми людьми, 32% - с пожилыми, имеющими чувство юмора и 21% - со стариками, которые рассказывают интересные истории о своей жизни и пережитой войне.

     Таким образом, проанализировав результаты, полученные с помощью метода незаконченных  предложений можно отметить, что  значимых гендерных различий в восприятии подростками пожилых людей не обнаружено. Мальчики и девочки отвечают примерно одинаково на предложенные варианты заданий.

2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала

 

     Используя результаты личностного психосемантического дифференциала,  мы построили 2 семантических профиля «пожилого человека» (см. Приложение 4). Один  - по результатам мальчиков старшеклассников 14-15 лет (30 человек), а другой  - по   результатам учащихся в старших классах девочек 14-15 лет  (22 человека). Также мы, для наглядности, отобразили эти два профиля вместе, на одном листе (см. Приложение 5, рис. 1).

     По  первой шкале обе группы старшеклассников считают, что «пожилой человек» сердитый. По второй шкале мальчики считают, что «пожилой человек» слабый (-0,6), а девочки - сильный (0,95). По третьей, четвертой и пятой шкалам видно, что старшеклассники представляют персонажа разговорчивым, добросовестным и неуступчивым, соответственно. По шестой шкале мальчики считают, что «пожилой человек» открытый (0,09), а девочки – замкнутый (-0,1). По седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой шкалам видно, что старшеклассники представляют персонажа добрым, зависимым, деятельным, ворчливым и решительным, соответственно. По двенадцатой шкале мальчики считают, что «пожилой человек» энергичный (0,09), а девочки - вялый (-0,3).

     С тринадцатой по двадцать третью шкалы  видно, что старшеклассники представляют персонажа справедливым, напряженным, беспокойным, дружелюбным, уверенным, общительным, честным, несамостоятельным, вспыльчивым, умным и творческим, соответственно.

       По двадцать четвертой шкале  мальчики считают, что «пожилой  человек» - внимательный (0,5), а девочки – невнимательный  (-0,9). По последней, двадцать пятой, шкале, учащиеся старших классов представляют «пожилого человека» неинтересным.

     По  рисунку, где оба профиля изображены вместе, видно, что представления  мальчиков и девочек, в целом, сходны. Можно только отметить, что  показатели, по некоторым шкалам, у  группы мальчиков (23,08 баллов) немного больше, чем у группы  девочек (22,65 баллов) (см. Приложение 5, рис. 2).

     Таким образом, мы видим, что у подростков - участников эксперимента  существует в сознании свой собственный стереотип  о пожилых людях. В целом,  данный стереотип не имеет ярко выраженного негативного либо позитивного отношения, о чем свидетельствует практически равнозначное количество выборов отрицательных и положительных качеств. Кроме того, при сравнении показателей мальчиков и девочек, видно, что большой разницы нет (рис.2, приложение 5). Следовательно, подростки, независимо от пола, оценивают образ пожилого человека практически равнозначно. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 
 

     Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что подростковый возраст  является «благоприятным» для образования негативных социальных стереотипов пожилых людей, которые порождаются ущербными моральными установками, принятыми в нашем современном обществе, в нашем исследовании они обнаружены не были. Стереотипы подростков, принимавших участие в исследовании, не имеют ярко выраженного негативного либо позитивного отношения, о чем свидетельствует практически равнозначное количество выборов отрицательных и положительных качеств людей третьего возраста.

     Вопреки тому, что в настоящее время  имеет место трансформация отношения  младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно  почтительного к порицаемому и отвергающему или, в лучшем случае, к абсолютно безразличному как на государственном, так и на бытовом уровне (об этом свидетельствует множество исследований, посвященных данной проблематике - Дж.Такман, И.Лорг, М.Кити, В.Джонсон и др.), наше исследование показало, что подростки могут относиться к пожилым людям нейтрально. Они их не избегают, не относятся к ним негативно, не считают, что они бесполезные члены нашего общества, а, наоборот,  принимают и готовы помочь.

     Итак, мы выяснили, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Многие подростки отмечали, что большинство пожилых людей являются добрыми, мудрыми и опытными представителями своего поколения, у них есть чему учиться и они могут приносить пользу современному обществу. Помимо положительных характеристик, были и отрицательные такие как: пожилой человек является зависимым, ворчливым, беспокойным и вспыльчивым. В содержании стереотипа о пожилых людях наряду с негативными характеристиками (зависимость, вспыльчивость, ворчливость, беспокойство) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость). Наше исследование показало, что наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях подростков не обнаружено. Скорее подростки относятся к пожилым людям нейтрально.

     Делая вывод по результатам исследования, можно сказать, что выдвинутые нами гипотезы о том, что: 1) у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный; 3) существуют гендерные различия в стереотипах подростков о пожилых людях, частично подтвердились. У каждого современного подростка действительно есть в сознании свой стереотип пожилых людей, однако этот стереотип носит скорее нейтральный характер. Также, мы выяснили, что гендерных различий в восприятии подростками людей третьего поколения практически не существует

     Однако  стоит отметить, что полученные результаты характеризуют лишь подростков данной выборки. Быть может их положительная  характеристика пожилых людей связана  с социально-желаемыми ответами, либо, это может коррелировать с тем, что в 62 школе ежегодно проводятся мероприятия, направленные на помощь ветеранам Второй мировой войны, в которых подростки принимают активное участие. Они общаются с пожилыми людьми, ходят к ним в гости, готовят для них подарки и праздники, т.е. находятся с ними в постоянном контакте.

     Тем не менее, стремление к контакту, заинтересованность в общении подростков с пожилыми людьми сохраняется и прослеживается. Они не считают их бесполезными людьми, им нравится, когда старики их понимают, рассказывают интересные истории из жизни, имеют чувство юмора, а не нравится, когда старики ворчат, сплетничают, жалуются, ругают молодое поколение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Отношение общества к старикам - показатель его  цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов.

     Из  других исследований видно, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Молодежь чаще всего не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая негативные стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. Однако, подростки, участвующие в нашем исследовании, показали, что их представление о пожилых людях не является негативным.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что подростки разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, можно было заметить, что наша исследуемая группа молодых людей участвует в программе помощи ветеранам и находится с людьми третьего поколения в постоянном контакте. Как следствие, чем раньше дети будут взаимодействовать с пожилыми людьми, тем более позитивны будут взаимоотношения между ними.

     Таким образом, для эффективного взаимодействия поколений необходим, в первую очередь, личный контакт с представителями третьего возраста. Также, изменению стереотипов способствует:

     1) знание о специфических особенностях  людей пожилого возраста;

     2) создание позитивного образа старости средствами массовой информации;

     3) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети - пожилые люди).

     В сегодняшней ситуации всеобщего  разобщения и непримиримости возобновление  межпоколенных контактов могло  бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Для успешного развития нашего общества важно объединить опыт, знания и мудрость пожилых с жизнерадостностью, здоровьем и оптимизмом молодых людей, необходим симбиоз поколений.

     Таким образом, в дальнейшей перспективе  работы с данной проблематикой мы планируем провести данное исследование на другой выборке с добавлением еще нескольких методик и заняться изменением стереотипов подростков о пожилых людях путем представленных выше способствующих изменению факторов. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.:Наука; Смысл, 1999, стр. 60-61.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прай-ЕВРОЗНАК, 2001, - 320с.
  4. Большой психологический словарь // Серия Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 – 200с.
  6. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии// Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН НИИ по общественным наукам, 1994. С.51.
  7. Жукова С.А. «Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения»
  8. Клецина И.С От психологии пола – к гедерным исследованиям в психологии/И.С.Клецина//Вопросы психологии – 2003 - №1 – с.61-79
  9. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И.С.Кон. – М. – Воронеж, 1999
  10. Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения, весна. 1998, М.: Центр Геронтолог. С. 10-18
  11. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М. Генезис, 1997 - с.55
  12. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999, - 532с.
  13. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  14. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – СПб.: Питер, 2001, - 600с.
  15. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002 – 416с.
  16. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2003, 168с.
  17. Некрасов Анатолий Материнская любовь - изд: АСТ, Астрель, 2007, - 249 с.
  18. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125-141.
  19. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии,1982, № 5, С.139-141
  20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: издательский центр "Академия", 1998. – 512с.
  21. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982.-№ 1.-С.69-75
  22. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования, №8, 2008г., с. 49-55
  23. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 1978. 
  24. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. / Стефаненко Т.Г. – М., 2000.
  25. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, - 366с.
  26. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Изд-во института психотерапии, 2004г., - 224с.
  27. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе Я подростка // Психоаналитический вестник. Вып. 10. М.: Гуманитарий, 2002. С. 100-115
  28. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани. - М.; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 538 с
  29. Tajfel H. Social stereotypes and social groups. – Intergroup behaviour / Ed. by J.C. Turner, H. Giles. Oxford, «Basil Blackwell», 1981

 

     Приложение 1

Анкета. Образ пожилого человека 

     Уважаемые учащиеся! Вы принимаете участие в исследовании образа пожилого человека. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты.

     Анкета  анонимна. Результаты опроса будут  использованы только в обобщенном виде. 

     Заранее благодарим за сотрудничество! 

  1. Ваш пол:                М         Ж 
 
  1. Возраст:      __________
 
  1. Класс:           __________
 
     
  1. Есть ли у Вас бабушки и дедушки?

     a) Да:

    1. Два дедушки и две бабушки
    2. Один дедушка и две бабушки
    3. Одна бабушка и два дедушки
    4. Один дедушка и одна бабушка
    5. Один дедушка
    6. Одна бабушка
    7. Две бабушки
    8. Две дедушки

     b) Нет; 

     5. Если да, то, скажите, пожалуйста, как часто Вы с ними встречаетесь?

     a) Мы совместно проживаем, в одной квартире;

     b) Стараюсь ездить к ним каждую неделю;

     c) 1-2 раза в месяц;

     d) Очень редко;

     e) У меня нет желания с ними встречаться;

     f) Ваш вариант____________________________ 

     6. Общение с кем из них (с дедушками или с бабушками) Вам больше нравится?

     a) С дедушками;

     b) С бабушками;

     c) С дедушками и бабушками одинаково скучно;

     d) С дедушками и бабушками одинаково интересно; 

  1. Есть ли у Вас желание общаться с другими людьми пожилого возраста? 

     a) Да;

     b) Нет;

     c) Затрудняюсь ответить; 

Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях