Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43

Работа содержит 1 файл

стереотипы.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ ВПО  «ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА» 
 

     ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 
 

     Курсовая  работа на тему: 

     ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОДРОСТКОВ О  ПОЖИЛЫХ ЛЮДЯХ 

                                                              

                                                                ВЫПОЛНИЛА: Ю.П. Юсковец,

                                                                студентка 3 курса 

                                                                факультета психологии 

                                                                ПРОВЕРИЛА: М.И.Постникова,

                                                                доктор психологических наук 
 

     Архангельск, 2011

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Социальный  стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].

     К социальным стереотипам относятся  как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия [4].

     В западной психологии, политологии и  социологии разрабатываются теории стереотипов. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некого образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.

     В отечественной психологии стереотип  рассматривался как достаточно примитивное или эмоционально окрашенное представление о действительности, неадекватно отражающее объективные процессы.

     Изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах было уделено достаточно много внимания. Но конкретно о стереотипах подростка о пожилых людях упоминается очень редко. В современном российском обществе, где относительная доля пожилых людей неуклонно увеличивается, изучение социальных стереотипов о старости и старении представляется достаточно актуальным.

     Так, первые исследования стереотипов пожилых  людей начались с 50-х гг. XX в. В 1952 г. Дж. Такман и И. Лорг опубликовали “шкалу стереотипов”, они проводили исследования, показавшие, что пожилые люди обычно воспринимаются негативно и что существует некое разделение на “молодых” и “старых”. Позже некоторые авторы поставили под сомнение правомерность возможности научного использования шкал Такмана и Лорга [10]. Дальнейшие исследования, использующие другие методы, не всегда показывали негативное отношение к пожилым (по результатам одних исследований, пожилые люди не рассматривались более негативно, чем молодые - Н. Латски, Т. Брутбакер, Е. Пауэр; другие авторы пришли к выводу, что пожилые действительно стереотипизированы более негативно, чем молодые - М. Кити и В. Джонсон. В отечественной науке проблемам геронтопсихологии были посвящены работы 60–70-х годов Б.Г. Ананьева, М.Д. Александровой и др. также стереотипы пожилых людей изучались в работах Красновой О.В., Смирновой Т.В. и других авторов.

     Слова из книги «Беседы с Богом» Нила Д. Уолша, где Бог говорит: «Вы  не просто отдалили от себя стариков, вы их оттолкнули. Изолировали. Отобрали у них власть. И даже отвергли» [17].

     Некоторые члены нашего общества отвергают людей старшего поколения, утверждая, что они каким-то образом паразитируют на системе, требуя льгот, за которые молодым приходится платить всё большую долю своих доходов.

     Общество  недооценивает необходимость и  важность людей старшего поколения. Считается, что, отработав положенное время, они свою основную задачу выполнили.  Большинство государственных воспитательных, образовательных и социальных программ рассчитаны на детей и молодых людей. Значительно меньше для людей зрелого возраста, и почти ничего нет для старшего поколения. Это в корне не верно. Считается, будущее за молодыми, и все забывают о том, что будущее стоит на плечах прошлого! Развитие старшего поколения должно не отставать, а идти в ногу, а то и на полшага впереди других поколений [17].

     Данная  работа направлена на исследование гендерных различий стереотипов подростков о пожилых людях. Считается, что подростковый возраст располагает для формирования стереотипов различного характера.

     Цель  исследования: изучить гендерные  различия в стереотипах подростков о пожилых людях

     Задачи  исследования:

     1. Изучить теоретические подходы  к изучению стереотипов в психологии

     2. Познакомиться с исследованиями  стереотипов подростков о пожилых  людях

     3. Выбрать необходимый диагностический  материал

     4. Провести исследование и выявить гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях

     5. Проанализировать полученные результаты  и сделать выводы

     Гипотезы исследования: 1) у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип пожилых; 2) существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный; 3) существуют гендерные различия в стереотипах подростков о пожилых людях

     Объект  исследования: подростки 

     Предмет исследования: содержание стереотипов восприятия подростками пожилых людей.

 

ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях

1.1.Понятие  стереотип в психологии

 

     Впервые термин «стереотип» был введен в  общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость  изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права [13].

     Исторически так сложилось, что подавляющее  большинство исследований посвящено  этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными «чужими». Поэтому термин «стереотип» был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д. [24].

     После открытия Уолтера Липпмана было предложено огромное количество конкретных определений  социального стереотипа. В зависимости  от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие  аспекты этого явления.

     Так, Т.Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [28].

     Р.Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» [1].

     Г.Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

     1) люди с легкостью проявляют  готовность характеризовать обширные  человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

     2) такая категоризация отличается  прочной стабильностью в течение  очень длительного времени;

     3) социальные стереотипы в некоторой  степени могут изменяться в  зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

     4) социальные стереотипы становятся  более отчетливыми («произносимыми»)  и враждебными, когда возникает  социальная напряженность между  группами;

     5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

     6) социальные стереотипы не представляют  большой проблемы, когда не существует  явной враждебности в отношениях  групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [29].

     В конце 50-х годов 20 века в западной научной мысли наибольшую популярность получило определение, предложенное американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом. Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона, сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы» [18]. После такого взгляда, к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах.

     Изучение  социальных стереотипов успешно  продвигается в Польше благодаря  старым научным традициям и современному интересу к проблеме. Доминируют исторический и общетеоретический подходы (А.Шафф, А.Бондар, А.Барциковский, А.Колосковская и др.).

     Большое внимание в работах ученых Германии и Франции уделяется стереотипизации  как процессу формирования стереотипов. Речь идет о приверженности стереотипам, склонности пользования ими в определенных ситуациях. Недостатком этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием.

     В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему.

     В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип»  не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено  П.А.Сорокиным. Не вводя в обращение  термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» [23].

     Исследователь подчеркивал, что «в каждой группе имеется  определенный порядок взаимоотношений…». Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения». Интегральным фактором всей социальной жизни здесь выступает коллективный рефлекс. Словом, вся социальная жизнь виделась ему в виде нескончаемой цепной реакции. Не использую понятия «стереотип поведения», П.А.Сорокин практически описал механизм их действия в социокультурных группах. [23].

     После работ П.А.Сорокина к проблеме устойчивых форм поведения долгое время не обращались, и только в конце 50-х - начале 60-х годов в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип». В.А.Ядов под стереотипом понимал «чувственно окрашенные социальные образы». И.С.Кон дает такое определение: стереотип - это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений» [9].

Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях