Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43

Работа содержит 1 файл

стереотипы.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

     3. Авторами научных исследований выделены гендерные различия подростков в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижения и других. Таким образом, научно доказано, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только физиологически, а также  в интеллектуальном  и социальном планах.

     4. Немало исследований посвящено изучению стереотипов о пожилых людях. Некоторые авторы этих работ отмечают, что стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицательных суждений. Однако, большинство из них свидетельствуют о высокой распространенности негативных социальных стереотипов по поводу старости и старения.

 

     ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях

2.1.Цель  и задачи исследования

 

     Изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах было уделено достаточно много внимания. Но конкретно о стереотипах подростка о пожилых людях упоминается очень редко. Поэтому анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых очень актуальная тема для исследования.

     Цель  исследования – изучить содержание стереотипов восприятия подростками пожилых людей.

     Объект  исследования – подростки

     Предмет исследования – содержание стереотипов  восприятия подростками пожилых людей.

     Гипотезы  исследования: 1) у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный; 3) существуют гендерные различия в стереотипах подростков о пожилых людях.

     В соответствии с поставленной целью  и выдвинутыми гипотезами в работе предстоит решить следующие задачи:

     1) провести исследование стереотипов подростков о пожилых людях;

     2) обработать и проинтерпретировать полученные результаты;

     3) подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы;

     4) сделать заключительные выводы по проделанной работе.

     5) наметить дальнейшие перспективы  в работе над данной проблематикой.

 

     2.2. Методы и методики.

 

     Исследование  проводилось следующими методиками:

  1. Анкета

     Цель  анкеты состоит в получении информации об особенностях восприятия подростками пожилых людей.

  1. Метод незаконченных предложений
  2. Семантический дифференциал

     Наиболее  важной проблемой для исследования было конструирование шкал СД. Создателем методики СД Ч.Осгудом предложены прилагательные, описывающие простейшие формы восприятия и эмоций. Он полагал, что с их помощью можно измерять не объективные характеристики, а "состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами".

     Таким образом, используя традиционные осгудовские  шкалы, а также разработанные  на материале русской лексики  шкалы, предложенные В.Ф.Петренко, можно получить информацию о эмоционально насыщенных, слабоструктурированных и практически неосознаваемых феноменах.

     Описание  выборки: 52 подростка в возрасте от 14 до 15 лет. База исследования: МОУ СОШ №62 г. Архангельск.

     Для решения задач исследования применялись следующие методы обработки:

     1) Контент – анализ.

     Основными особенностями этого метода являются формализация исходного содержательного  материала и последующая его  статистическая обработка. Контент  – анализ основан на определении повторяемости (частности) различных смысловых и формальных элементов в документах.

     2) Количественная обработка. 

     Это обработка осуществляется посредством  подсчёта процента варианта ответов. Цель её заключается в уточнении данных, полученных посредством контент – анализа.

 

     2.3 Обработка и интерпретация полученных данных

2.3.1 Анализ данных, полученных при  анкетном опросе

 

Общее по 2 классам: 

Наличие пожилых родственников:

2 дедушки  и 2 бабушки 1 дедушка и  2 бабушки 1 бабушка и  два дедушки 1 дедушка и 1 бабушка Один дедушка Одна бабушка Две бабушки Два дедушки Никого нет
21,26 27,3 3,85 24,8 0 17,26 13,13 0 7,55
 

     42,1% опрошенных подростков стараются  ездить к бабушкам и дедушкам  хотя бы раз в неделю (девочки – 54,6%, мальчики – 33,3%), 21,4% живут на одной жилплощади с ними (девочки – 18,2%, мальчики – 23,3%), 13,9% - очень редко (девочки – 9,1%, мальчики – 20%), 11,4% - 1-2 раза в месяц (девочки – 9,1%, мальчики – 16,7%), и только 7,85% респондентов не желают встречаться с пожилыми родственниками (девочки – 4,6%, мальчики – 10%) .

     47,95% детей утверждают, что в общении  и с бабушками и с дедушками  одинаково интересно (девочки – 27,3%, мальчики – 43,3%), 30,65% - что интересно, по большей части, общаться с бабушками (девочки – 31,8%, мальчики – 30%). Общение с дедушками интересно только 7,85% респондентов (девочки – 4,6%, мальчики – 10%), и 9,7% сказали, что общение с пожилыми родственниками одинаково скучно (девочки – 9,1%, мальчики – 10%).

     Касаясь желания общаться с другими людьми пожилого возраста, подростки в большинстве своем затруднились ответить (52,65%: девочки – 50%, мальчики – 53,3%), значительное число респондентов желали бы общаться (30,35%: девочки – 31,8%, мальчики – 30%), и 15% не имеют такого желания (девочки – 13,63%, мальчики – 16,7%).

     Из  тем, на которые подростки разговаривают  с пожилыми людьми, как с родными, так и с посторонними, семья  стоит на первом месте (63,35%: девочки – 81,8%, мальчики – 50%). Далее идет профессия (28,5%: девочки – 31,8%, мальчики – 26,7%), погода (13,1%: девочки – 4,6%, мальчики – 20%). Наименьшей популярностью при общении с пожилыми пользуется тема религии (никто не выразил желания общаться на эту тему). А 3,85% вообще не хотят разговаривать с пожилыми людьми на какие-то темы (девочки – 4,6%, мальчики – 3,3%).

     Больше  половины респондентов ответили, что  им интересно общаться с представителями  самого старшего поколения (50,1%: девочки – 50%, мальчики – 50%), значительная часть подростков затруднилась ответить на этот вопрос – 42,35% (девочки – 40,9%, мальчики – 43,3%) . И лишь малая часть считает не интересным общение с пожилыми людьми (7,55%: девочки – 9,1%, мальчики – 6,7%).

     Подавляющее большинство подростков (82,9%) считают, что пожилые люди имеют большой  жизненный и профессиональный опыт, поэтому у них можно многое узнать и могут дать хороший совет (38,65%). Мнение о том, что пожилые люди не способны понять проблемы подростков, оказалось в меньшинстве (7,55%). И 11,1% считают пожилых людей способными найти общий язык с представителями всех поколений.

     Подростки считают, что пожилые люди приносят пользу развитию современного общества (66,1%: (девочки – 72,7%, мальчики – 60%), только 9,26% так не считают (девочки – 13,65%, мальчики – 6,7%), а 24,65% затруднились ответить на этот вопрос(девочки – 13,65%, мальчики – 33,3%)  .

     Мнения  о то, стоит ли пожилому человеку продолжать работать после выхода на пенсию, разделились почти поровну  – 38,35% и 38,5%. Остальная часть подростков сомневается, как ответить на этот вопрос (23,1%: девочки – 22,7%, мальчики – 23,3%).

     Больше половины респондентов считают, что основным родом деятельности пожилых людей должно быть воспитание внуков (55,5%: девочки – 54,5%, мальчики – 56,7%), 30,5% считают, что это должна быть передача опыта молодым поколениям (девочки – 40,9%, мальчики – 23,3%), и 29,1% думают, что пожилые должны заниматься по большей части ведением домашнего хозяйства (девочки – 22,7%, мальчики – 33,3%). Наименьший процент получил ответ «общение с другими людьми» - 13,4% (девочки – 9,1%, мальчики – 16,7%).

     Значительная  часть респондентов уверены, что интеллект пожилого человека остается на прежнем уровне (42,65%: девочки – 45,5%, мальчики – 40%), а 34,35% вообще считают, что в данный возрастной период человек может еще и развиваться и совершенствоваться (девочки – 27,3%, мальчики – 40%). 19,26% подростков думают, что пенсионный возраст – возраст снижения умственных способностей (девочки – 22,7%, мальчики – 16,7%), и лишь 3,7% выбрали ответ «Пожилые люди - интеллектуально деградирующие люди» (девочки – 4,55%, мальчики – 3,3%).

     Из  наиболее важных качеств, которые определяют подростки для пожилых людей, трудолюбие является самым приоритетным (69,71%). Далее идет ответственность (54,5%), жизнерадостность и чувство юмора (50,2%), жизнестойкость (42,35%), эмоциональная  уравновешенность (32,95%), богопочитание (30,5%), сварливость (24,95%), любознательность (23,1%). Остальные качества, по мнению респондентов, менее выражены. Эта картина показывает, что подростки выбирают в первую очередь положительные качества для пожилых людей, а отрицательные оставляют с меньшим вниманием. Можно предположить, что это лишь социально желаемые ответы, либо подростки в действительности положительно оценивают представителей самого старшего поколения.

     Таким образом, ответы девочек и мальчиков  практически не отличаются, то есть в восприятии подростками пожилых людей гендерных различий, проявляющихся в значительной степени, не наблюдается.

2.3.2. Анализ и интерпретация результатов,  полученных с помощью метода  незаконченных предложений.

     Предложение a) – был ориентирован на будущее подростков. Здесь получились следующие результаты:

     50% девочек – подростков планируют в будущем заняться воспитанием внуков и помогать детям, 36%  - собираются жить для себя (отдыхать, путешествовать), 15% - хотят в будущем идти в ногу со временем и 9% - будут ворчать.

     У мальчиков картина схожая: 43% - будут  заниматься воспитанием внуков, 37% - жить в свое удовольствие, 13% - ворчать и 7% - не отставать от современности.

     Предложения b) и c) выявляли когнитивный компонент (что подростки знают о пожилых людях). Получилось, что 55% девочек и 48% мальчиков считают, что большинство пожилых людей являются уравновешенными, добрыми и понимающими личностями, 24% девочек и 21% мальчиков думают, что большинство пожилых мудрые и опытные, и 21% девочек и 31% мальчиков считают, что большинство пожилых недовольны жизнью. В предложении «Думаю, что пожилые люди редко…» превалируют следующие варианты продолжения: «занимаются спортом» (девочки – 35%, мальчики – 52%), «ругаются матом, курят, употребляют алкоголь и наркотики» (девочки – 48%, мальчики – 29%), «слушают и понимают молодых» (девочки – 17%, мальчики – 19%).

     Предложение d) – раскрывает пожелания подростков в отношении пожилых людей. Здесь можно отметить три чаще всего встречающихся варианта. «Я бы хотел(а), чтобы пожилые люди…:

  1. …жили долго и счастливо» - 61% девочек и 42% мальчиков;
  2. …меньше болели» 23% девочек и 26% мальчиков;
  3. …были добрее, меньше ругали молодое поколение» - 16% девочек и 32% мальчиков.

     Предложение е) – отражает поведенческий компонент. «Когда ко мне подходит пожилой человек…». 59% девочек и 57% мальчиков здороваются  с пожилым человеком в такой  ситуации. 25% девочек и 30% мальчиков – относятся уважительно и обходительно. 16% девочек и 10% мальчиков – предлагают помощь. И 1 мальчик (3%) ответил, что он не разговаривает с пожилым человеком, а просто уходит.

     Предложение g) – выявлял отношение подростков к своим бабушкам и дедушка, генетическим родственникам. Здесь, также, особых гендерных различий не выявлено: у девочек получился средний показатель равный 1,2 (градация от -2 до 2), а у мальчиков – 1,1. Таким образом, и девочки и мальчики  в большинстве своем воспринимают своих бабушек и дедушек положительно.

     Предложения f) и h) предполагают в себе описание подростками отрицательных качеств людей третьего поколения. Получилась следующая картина: Большинство девочек (55%) отметили, что им не нравятся пожилые люди, которые дают нравоучения, читают морали, проявляют сварливость, ворчат. 27% сказали, что они не любят, когда пожилые люди ругают и не понимают молодежь, и, оставшимся 18% не нравится, когда пожилые начинают жаловать на жизнь, на государство, на маленькую пенсию.

Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях