Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа
Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43
3. Авторами научных исследований выделены гендерные различия подростков в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижения и других. Таким образом, научно доказано, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только физиологически, а также в интеллектуальном и социальном планах.
4. Немало исследований посвящено изучению стереотипов о пожилых людях. Некоторые авторы этих работ отмечают, что стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицательных суждений. Однако, большинство из них свидетельствуют о высокой распространенности негативных социальных стереотипов по поводу старости и старения.
Изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах было уделено достаточно много внимания. Но конкретно о стереотипах подростка о пожилых людях упоминается очень редко. Поэтому анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых очень актуальная тема для исследования.
Цель исследования – изучить содержание стереотипов восприятия подростками пожилых людей.
Объект исследования – подростки
Предмет исследования – содержание стереотипов восприятия подростками пожилых людей.
Гипотезы исследования: 1) у каждого современного подростка существует в сознании свой стереотип взрослых; 2) существующий стереотип несет более негативный характер, чем позитивный; 3) существуют гендерные различия в стереотипах подростков о пожилых людях.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами в работе предстоит решить следующие задачи:
1) провести исследование стереотипов подростков о пожилых людях;
2) обработать и проинтерпретировать полученные результаты;
3) подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы;
4) сделать заключительные выводы по проделанной работе.
5)
наметить дальнейшие
Исследование проводилось следующими методиками:
Цель анкеты состоит в получении информации об особенностях восприятия подростками пожилых людей.
Наиболее важной проблемой для исследования было конструирование шкал СД. Создателем методики СД Ч.Осгудом предложены прилагательные, описывающие простейшие формы восприятия и эмоций. Он полагал, что с их помощью можно измерять не объективные характеристики, а "состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами".
Таким образом, используя традиционные осгудовские шкалы, а также разработанные на материале русской лексики шкалы, предложенные В.Ф.Петренко, можно получить информацию о эмоционально насыщенных, слабоструктурированных и практически неосознаваемых феноменах.
Описание выборки: 52 подростка в возрасте от 14 до 15 лет. База исследования: МОУ СОШ №62 г. Архангельск.
Для решения задач исследования применялись следующие методы обработки:
1) Контент – анализ.
Основными особенностями этого метода являются формализация исходного содержательного материала и последующая его статистическая обработка. Контент – анализ основан на определении повторяемости (частности) различных смысловых и формальных элементов в документах.
2) Количественная обработка.
Это
обработка осуществляется посредством
подсчёта процента варианта ответов. Цель
её заключается в уточнении
Общее
по 2 классам:
Наличие пожилых родственников:
2 дедушки и 2 бабушки | 1 дедушка и 2 бабушки | 1 бабушка и два дедушки | 1 дедушка и 1 бабушка | Один дедушка | Одна бабушка | Две бабушки | Два дедушки | Никого нет |
21,26 | 27,3 | 3,85 | 24,8 | 0 | 17,26 | 13,13 | 0 | 7,55 |
42,1%
опрошенных подростков
47,95% детей утверждают, что в общении и с бабушками и с дедушками одинаково интересно (девочки – 27,3%, мальчики – 43,3%), 30,65% - что интересно, по большей части, общаться с бабушками (девочки – 31,8%, мальчики – 30%). Общение с дедушками интересно только 7,85% респондентов (девочки – 4,6%, мальчики – 10%), и 9,7% сказали, что общение с пожилыми родственниками одинаково скучно (девочки – 9,1%, мальчики – 10%).
Касаясь желания общаться с другими людьми пожилого возраста, подростки в большинстве своем затруднились ответить (52,65%: девочки – 50%, мальчики – 53,3%), значительное число респондентов желали бы общаться (30,35%: девочки – 31,8%, мальчики – 30%), и 15% не имеют такого желания (девочки – 13,63%, мальчики – 16,7%).
Из
тем, на которые подростки
Больше половины респондентов ответили, что им интересно общаться с представителями самого старшего поколения (50,1%: девочки – 50%, мальчики – 50%), значительная часть подростков затруднилась ответить на этот вопрос – 42,35% (девочки – 40,9%, мальчики – 43,3%) . И лишь малая часть считает не интересным общение с пожилыми людьми (7,55%: девочки – 9,1%, мальчики – 6,7%).
Подавляющее большинство подростков (82,9%) считают, что пожилые люди имеют большой жизненный и профессиональный опыт, поэтому у них можно многое узнать и могут дать хороший совет (38,65%). Мнение о том, что пожилые люди не способны понять проблемы подростков, оказалось в меньшинстве (7,55%). И 11,1% считают пожилых людей способными найти общий язык с представителями всех поколений.
Подростки считают, что пожилые люди приносят пользу развитию современного общества (66,1%: (девочки – 72,7%, мальчики – 60%), только 9,26% так не считают (девочки – 13,65%, мальчики – 6,7%), а 24,65% затруднились ответить на этот вопрос(девочки – 13,65%, мальчики – 33,3%) .
Мнения о то, стоит ли пожилому человеку продолжать работать после выхода на пенсию, разделились почти поровну – 38,35% и 38,5%. Остальная часть подростков сомневается, как ответить на этот вопрос (23,1%: девочки – 22,7%, мальчики – 23,3%).
Больше половины респондентов считают, что основным родом деятельности пожилых людей должно быть воспитание внуков (55,5%: девочки – 54,5%, мальчики – 56,7%), 30,5% считают, что это должна быть передача опыта молодым поколениям (девочки – 40,9%, мальчики – 23,3%), и 29,1% думают, что пожилые должны заниматься по большей части ведением домашнего хозяйства (девочки – 22,7%, мальчики – 33,3%). Наименьший процент получил ответ «общение с другими людьми» - 13,4% (девочки – 9,1%, мальчики – 16,7%).
Значительная часть респондентов уверены, что интеллект пожилого человека остается на прежнем уровне (42,65%: девочки – 45,5%, мальчики – 40%), а 34,35% вообще считают, что в данный возрастной период человек может еще и развиваться и совершенствоваться (девочки – 27,3%, мальчики – 40%). 19,26% подростков думают, что пенсионный возраст – возраст снижения умственных способностей (девочки – 22,7%, мальчики – 16,7%), и лишь 3,7% выбрали ответ «Пожилые люди - интеллектуально деградирующие люди» (девочки – 4,55%, мальчики – 3,3%).
Из наиболее важных качеств, которые определяют подростки для пожилых людей, трудолюбие является самым приоритетным (69,71%). Далее идет ответственность (54,5%), жизнерадостность и чувство юмора (50,2%), жизнестойкость (42,35%), эмоциональная уравновешенность (32,95%), богопочитание (30,5%), сварливость (24,95%), любознательность (23,1%). Остальные качества, по мнению респондентов, менее выражены. Эта картина показывает, что подростки выбирают в первую очередь положительные качества для пожилых людей, а отрицательные оставляют с меньшим вниманием. Можно предположить, что это лишь социально желаемые ответы, либо подростки в действительности положительно оценивают представителей самого старшего поколения.
Таким образом, ответы девочек и мальчиков практически не отличаются, то есть в восприятии подростками пожилых людей гендерных различий, проявляющихся в значительной степени, не наблюдается.
Предложение a) – был ориентирован на будущее подростков. Здесь получились следующие результаты:
50% девочек – подростков планируют в будущем заняться воспитанием внуков и помогать детям, 36% - собираются жить для себя (отдыхать, путешествовать), 15% - хотят в будущем идти в ногу со временем и 9% - будут ворчать.
У мальчиков картина схожая: 43% - будут заниматься воспитанием внуков, 37% - жить в свое удовольствие, 13% - ворчать и 7% - не отставать от современности.
Предложения b) и c) выявляли когнитивный компонент (что подростки знают о пожилых людях). Получилось, что 55% девочек и 48% мальчиков считают, что большинство пожилых людей являются уравновешенными, добрыми и понимающими личностями, 24% девочек и 21% мальчиков думают, что большинство пожилых мудрые и опытные, и 21% девочек и 31% мальчиков считают, что большинство пожилых недовольны жизнью. В предложении «Думаю, что пожилые люди редко…» превалируют следующие варианты продолжения: «занимаются спортом» (девочки – 35%, мальчики – 52%), «ругаются матом, курят, употребляют алкоголь и наркотики» (девочки – 48%, мальчики – 29%), «слушают и понимают молодых» (девочки – 17%, мальчики – 19%).
Предложение d) – раскрывает пожелания подростков в отношении пожилых людей. Здесь можно отметить три чаще всего встречающихся варианта. «Я бы хотел(а), чтобы пожилые люди…:
Предложение е) – отражает поведенческий компонент. «Когда ко мне подходит пожилой человек…». 59% девочек и 57% мальчиков здороваются с пожилым человеком в такой ситуации. 25% девочек и 30% мальчиков – относятся уважительно и обходительно. 16% девочек и 10% мальчиков – предлагают помощь. И 1 мальчик (3%) ответил, что он не разговаривает с пожилым человеком, а просто уходит.
Предложение g) – выявлял отношение подростков к своим бабушкам и дедушка, генетическим родственникам. Здесь, также, особых гендерных различий не выявлено: у девочек получился средний показатель равный 1,2 (градация от -2 до 2), а у мальчиков – 1,1. Таким образом, и девочки и мальчики в большинстве своем воспринимают своих бабушек и дедушек положительно.
Предложения f) и h) предполагают в себе описание подростками отрицательных качеств людей третьего поколения. Получилась следующая картина: Большинство девочек (55%) отметили, что им не нравятся пожилые люди, которые дают нравоучения, читают морали, проявляют сварливость, ворчат. 27% сказали, что они не любят, когда пожилые люди ругают и не понимают молодежь, и, оставшимся 18% не нравится, когда пожилые начинают жаловать на жизнь, на государство, на маленькую пенсию.
Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях