Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе [4].
К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Их изучением наряду с психологией занимается социология, культурология, философия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение стереотипов подростков о пожилых людях 6
1.1.Понятие стереотип в психологии 6
1.2 Основные подходы к изучению стереотипов подростков в психологии 11
1.2.1 Причины возникновения и формирования стереотипов в подростковом возрасте 11
1.2.2 Гендерные различия подростков. 16
1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях. 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 24
ГЛАВА 2.Исследование стереотипов подростков о пожилых людях 26
2.1.Цель и задачи исследования 26
2.2. Методы и методики. 27
2.3 Обработка и интерпретация полученных данных 29
2.3.1 Анализ данных, полученных при анкетном опросе 29
2.3.2. Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода незаконченных предложений. 31
2.3.3. Анализ результатов, полученных с помощью личностного психосемантического дифференциала 34
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Приложение 1 43

Работа содержит 1 файл

стереотипы.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

     В последнее время в научной  литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости различать половые  и гендерные особенности, половую  и гендерную идентичность. "Психологи предпочитают употреблять термин "гендер", подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово "пол" подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола" [3].

     Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность опосредствует контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.

     Предположительно, что, в подростковом возрасте сильны тенденции дифференциации, т.е. существенного разведения маскулинных и фемининных признаков в представлениях подростков о себе и человеке противоположного пола, причем наибольшее расхождение в признаках должно, по-видимому, наблюдаться при изображении и описании человека того же пола [27].

     В работах отечественных психологов все чаще можно заметить упоминание о наиболее актуальных для гендерной психологии проблемах. Отмечается динамика гендерных различий, природа половых различий, выявляется влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека, особое внимание уделяется учету гендерных различий в воспитании детей, возможности личной самореализации. Западные исследователи в психологии половых различий уже длительное время уделяют внимание гендерной проблематике. И в настоящее время в западной психологии число научных работ, посвященным гендерным различиям, очень велико. Были выделены различия в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижения и других [8].

     Находя  объяснения при выявлении различий между полами, авторы отечественных  и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и  исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры, предопределенные генетической программой созревания организма.

     Анализируя  работы таких авторов, как Ш.Берн, И.С. Клециной, Т.В. Бендас, В.Н. Куницыной следует рассматривать гендерные различия по трем основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне. [3].

     В нашей работе мы исследуем наличие  гендерных различий в стереотипах  подростков о пожилых людях, гипотетически предполагая, что эти различия существуют.

 

1.3 Социальные стереотипы о пожилых людях.

 

     Обычно  пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение  подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60.

     Социально-демографическая  группа пожилых - одна из наиболее стереотипизированных в современном обществе. Некоторые  исследователи (Н. Латски, Т. Брубакер) утверждают, что социальные стереотипы о пожилых людях представляют собой переплетение положительных и отрицательных суждений, соотношение удельного веса которых идентично для всех возрастных групп. Однако большинство ученых, изучающих геронтологические социальные стереотипы, придерживаются иного мнения. Так, М. Кермис, Бодрийяр, М. Елютина и др. по результатам исследований делают вывод о доминировании в современной культуре негативных стереотипов о пожилых. Нивелирование значения позднего периода жизни, нацеливание поколений на избежание старости влечет за собой неумение пожилых людей стариться, а молодых - адекватно воспринимать старость [22].

     К. Виктор выделяет целый набор стереотипов  в отношении к пожилым людям: 1) все старики похожи друг на друга; 2) пожилые люди социально изолированы; 3) большинство из них имеет слабое здоровье; 4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; 6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; 7) старый человек не может учиться; 8) умственные качества с возрастом ухудшаются [6] Поскольку старый человек испытывает затруднения при ходьбе и проблемы со зрением, также предполагается, что он или она испытывают затруднения в понимании других, неспособны принимать повседневные решения и потеряли интерес к событиям в мире и к своей собственной сексуальности. Как и в случае других стереотипов, противоречащих этому мнению, факты о способностях и компетентности старых людей, истолковываются как, например, исключения. Различия между реальными возможностями и способностями пожилых людей и тем, как их воспринимают окружающие очевидны. Р. Атчлей говорит о том, что приблизительно половина обычных предположений относительно старения ошибочны, и именно эти неправильные представления обеспечивают оправдание откровенной дискриминации пожилых людей, то есть неоправданно негативное поведение по отношению к ним. [7]

     Таким образом, понятие «стереотип» в  геронтологической литературе традиционно  применяется для выражения негативного  отношения к пожилым. М. Кермис (1984) суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре:

  1. Все пожилые одинаковы.
  2. Старые люди бедные.
  3. Все пожилые нездоровы.
  4. Все пожилые подвержены депрессии.
  5. Пожилые – обуза для других.
  6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
  7. Все старые люди одиноки.
  8. Все старые люди становятся слабоумными. [10]

     Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, проведенном в Москве в  1996 году было обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако, знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита для пожилых».

     Исследуемые ожидания отражали представление о  том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая – занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая – помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу. [10]

     Результаты  исследования в профессионально-деловой сфере Смирновой Т.В. совместно с Центром социальных исследований POCC-XXI век (г. Саратов) в 2007 г. свидетельствуют о высокой распространенности негативных социальных стереотипов по поводу старости и старения. Исходя из результатов исследования, автор делает следующее заключение об образе сотрудника третьего возраста, бытующем в общественном мнении. Пожилой возраст работника, особенно если это руководитель, считается неблагоприятным фактором, тормозящим развитие организации. В то же время, одной из самых сложных проблем видится взаимодействие с пожилыми подчиненными. Достаточно распространено мнение о том, что пожилым следует доверять менее квалифицированные и ответственные работы, что, якобы, такие сотрудники ищут случая, чтобы взвалить трудную работу на молодежь. Этому противоречит позиция более половины респондентов, что в сложной рабочей ситуации именно у сотрудников третьего возраста они будут искать поддержку.

     Одним из последствий укоренившихся негативных геронтологических стереотипов  является увеличение социальной дистанции  между представителями пожилого возраста и другими возрастными  группами. Термин "социальная дистанция", впервые введенный Г. Зиммелем, в настоящее время широко применяется во многих сферах социологического знания. [22]

     В ходе исследования Смирновой выявлен важный факт - наибольшую социальную дистанцию с представителями третьего возраста стремятся поддерживать руководители предприятий. Полученные данные соотносятся с выводами других исследователей. А.В. Писарев отмечает, что меньше половины предпринимателей рассматривают пенсионеров как значительный человеческий потенциал. Большая социальная дистанция и меньшая толерантность к представителям позднего возраста, наблюдаемые среди лиц с высоким уровнем дохода и статусом руководителей, обусловлены ценностными ориентирами в современном российском обществе. П. Сорокин справедливо отмечал, чем значительнее различия в положении людей, тем больше социальная дистанция между ними.

     Увеличение  социальной дистанции между пожилыми людьми и представителями других возрастных групп способствует стремлению к пространственному отдалению. [22]

     Забота  государства о пожилых гражданах  должна сводиться не только к обеспечению  социальной защиты, выплате пособий  по старости, но и, главным образом, к предоставлению лицам позднего возраста возможности быть социально дееспособными гражданами, реализовать личностный потенциал.

     Крайне  слабое развитие психогеронтологии  в нашей стране приводит к тому, что предубеждения заметно воздействуют и на формирование научных представлений о позднем возрасте. Негативным стереотипам подвержены многие специалисты, профессионально работающие с пожилыми людьми: врачи и медсестры, социальные работники и педагоги, геронтологи, психологи и психиатры. Зачастую они просто не осознают того, что их неприязнь к своим клиентам есть проявление их собственного страха перед надвигающейся старостью и связанными с ней проблемами.

     Однако, позднее и в психиатрии наметился отход от односторонней трактовки изменений личности в позднем возрасте как патологической деформации. Российский психиатр Н. Ф. Шахматов, в одной из своих последних работ, фундаментальном исследовании психического старения, исходил из того, что личность представляет собой единую систему и возрастные изменения затрагивают всю структуру личности в целом. И если болезненные черты личности (акцентуации) имели место в ранних возрастах, то в старости они лишь усугубляются, «заостряются». Н. Ф. Шахматов делает вывод о том, что в позднем периоде жизни не происходит изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются.

     Зарубежные исследования пожилых людей также показали несостоятельность тезисов, как об общем сокращении духовной продуктивности, так и о деградации личности, т. е. дезинтеграции и снижении способности к адаптации. Эти выводы вовсе не означают, что в пожилом возрасте вообще не происходит никаких психических изменений. Просто эти изменения не находятся в прямой зависимости от возраста и сами по себе не так уж существенны.

     В нашей стране много лет подспудно  формировалось негативное отношение  к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. Негативные стереотипы о пожилых говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними. [22]

     Целью нашей работы является выявление  существования стереотипов пожилых  у подростков и, в дальнейшей перспективе, составление программы, которая  будет способствовать формированию адекватного восприятия молодежью людей третьего возраста и организации  нормального взаимодействия поколений.

     .

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

 

     Стереотипы  являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются  относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.

     В соответствии с задачами нашего исследования, мы познакомились с теоретическими подходами к изучению стереотипов в психологии, с научными исследованиями стереотипов о пожилых людях, выяснили особенности и причины возникновения стереотипов в подростковом возрасте.

     Таким образом, мы пришли к ряду выводов:

     1. В настоящее время существует множество различных подходов к определению стереотипа в психологии. Авторы не могут прийти к единому пониманию данного явления

     2. Образование стереотипов происходит как в результате действия индивидуальных  когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного влияния людей).

Информация о работе Гендерные различия стереотипов подростков о пожилых людях