Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.
Объект исследования: стиль поведения в конфликте.
Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.
Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Психологические
защитные механизмы личности формируют
субъективные причины конфликтов (см.
рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования субъективных причин конфликта
[11, с. 77 – 80].
В юности очень важно
Можно также сказать, что в
основе конфликтной ситуации
лежит интолерантность.
1 этап. Выбор объекта исследования. Высокий уровень конфликтности молодежи, связанный с гендерными стереотипами, ограничениями, накладываемыми мужской и женской ролью, является одной из социально-психологических проблем. Поэтому предмет изучения данной работы - гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.
2 этап. Постановка проблемы исследования. Мужчины и женщины, в соответствии со своей гендерной ролью, ведут себя в конфликтной ситуации по-разному. Целью данной работы является выявление различий стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.
3 этап. Формирование эмпирической базы; выбор методов и методик. Для проведения исследования была сформирована эмпирическая база, состоящая из 15 юношей и 18 девушек, в возрасте от 17 до 24 лет. Общий объем выборки составил 33 человека.
Были применены методы: тестирование, сравнительный анализ, математическая статистика.
4 этап. Психодиагностика, анализ результатов и проверка статистической значимости различий, интерпретация.
Исследование проводилось со студентами. Выборка строилась с учетом возраста испытуемых. Каждому испытуемому выдавался бланк с вопросами и бланк для ответов. В среднем исследование для каждого испытуемого занимало 15 минут.
Первичные результаты
5 этап. Формулирование выводов и заключение по гипотезе.
В результате анализа были установлены эмпирические факты, на основе которых были сделаны выводы и заключение об опровержении гипотезы.
6 этап. Практические рекомендации.
В соответствии с результатами исследования с целью управления конфликтами были разработаны практические рекомендации, направленные на регулирование эмоций, анализ конфликта и уверенное поведение в реализации переговорной стратегии.
В результате психодиагностики юношей и девушек по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» были получены первичные данные, которые представлены в Приложении 2.
Рис 2. Результаты диагностики стилей поведения у юношей и девушек
С целью проведения сравнительного анализа по результатам данных, представленных в Приложении 1 была построена гистограмма (см. рис.2).
Из гистограммы видно, что
По
данным приложения 3 нами были построены
две диаграммы для сравнительного анализа
стилей поведения у юношей и девушек (см.
рис. 3 и рис. 4).
Рис
3. Результаты диагностики
стилей поведения у
юношей в процентах
Из рисунка 3 видно, что юноши чаще используют
два стиля: соперничество и избегание,
менее всего прибегают к стилю приспособления.
Это значит, что у юношей может быть стремление
в конфликте добиться удовлетворения
своих интересов, или, наоборот, отсутствие
тенденции к достижению целей, но они редко
готовы принести в жертву собственные
интересы ради другого.
Рис
4. Результаты диагностики
стилей поведения у
девушек в процентах
Из данных рисунка 4 мы видим, что девушки в основном прибегают к стилю избегания, и менее всего используют стиль сотрудничества. Это может говорить о том, что девушки обладают меньшей настойчивостью к достижению собственных целей, и редко в конфликте приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Для выявления достоверных
Нами не было выявлено достоверных различий по стратегиям реагирования в конфликте между юношами и девушками. Наша гипотеза не подтвердилась.
Вполне вероятно, что при увеличении
выборки, если тенденция
Возможно, что «образ Я» у юношей еще недостаточно сформирован, гендерные стереотипы не стали внутренней позицией и поэтому не ярко выражены в поведении.
Можно также сказать, что
В связи с этим встает вопрос об андрогинии. Скорей всего, что в современном обществе люди более обладают андрогинными чертами, чем это было раньше - это может быть причиной того, почему наша гипотеза не подтвердилась.
В результате анализа научной литературы было выявлено, что особенностями личности в юношестве являются развитие самосознания и гендерной идентичности.
В юношестве есть много
На выявление гендерных
Следовательно, при работе с
конфликтным поведением можно
выстраивать программу по
Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек