Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

Объект исследования: стиль поведения в конфликте.

Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик конфликтность.docx

— 120.56 Кб (Скачать)
 

Психологические защитные механизмы личности формируют  субъективные причины конфликтов (см. рис. 1). 

   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Схема формирования субъективных причин конфликта

[11, с. 77 – 80].

   В юности очень важно формирование  гендерной идентичности или гендерной  роли. Согласно теории «социальных  ролей» Мида Г. Д., если поведение  индивида соответствует ожиданиям  окружающих людей о данной  роли, то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то  окружение может оттолкнуть от  себя такую личность, потребовав  изменения поведения, либо возникает  конфликт [11, с. 84].

     Можно также сказать, что в  основе конфликтной ситуации  лежит интолерантность. Восприятие  и интерпретация антагонизма  с другим человеком затрагивает  фундаментальную потребность в  социальной идентичности: отрефлексированная  информация вызывает отторжение, противостояние, противоборство, направленное  в первую очередь на сохранение  прежней идентичности. Происходит  отрицание, отвержение как самой  этой возможности, так и включение  воспринятой информации от другого  человека в поле феноменального  опыта и в содержание Я-концепции.  В этом случае человек начинает  испытывать когнитивный диссонанс:  рост напряжения при осознавании  несовместимости двух разноправленных тенденций. Разноправленные тенденции проявляются, во-первых, в негативной оценке, а также эмоциях и чувствах к другому человеку в ситуации «здесь и сейчас» и, во-вторых, в негативных эмоциях по отношению к себе и отрицательной самооценке, которые базируются на фундаментальных позитивных вневременных установках по отношению к другому человеку. Вступая в противоречие друг с другом, эти тенденции порождают стремление снизить напряжение, сохранить самооценку и прежнюю идентичность, побуждают личность к выбору, самоопределению: проявить толерантность или нет. Другими словами, личность оказывается перед выбором: проявить толерантность и стать субъектом диалогического общения в результате преодоления внутреннего дискомфорта или быть интолерантной, поддавшись своему состоянию [17, с. 7].

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по теоретической  главе

  1. В юности продуктивно развивается самосознание. Все звенья самосознания – аспект, определяющий личностную идентичность. Идентичность – процесс и механизм, определяющий жизненный путь личности. Здесь становится важным понятия  негативной идентичности, т.е. подражание субъекту, негативно оцениваемому общественным мнением.
  2. Понятие идентичность наиболее тесно связано с понятием Я-концепция личности. Идентичность - ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ-Я, картину-Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни. Идентичность формируется в межличностном взаимодействии, следовательно ее содержание зависит от качества этого взаимодействия.
  3. В юности очень важно формирование гендерной идентичности или гендерной роли. В большинстве культур мужчине приписывается агрессивность, активность, решительность, властность, рационалистичность и т. д. Женщину же охарактеризовали как эмоциональную, восприимчивую, добрую, изменчивую, болтливую, мягкую, покорную, слабую, чуткую. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав изменения поведения, либо возникает конфликт .
  4.    Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект. Личные причины участия в конфликте появляются тогда, когда личность не может реализовать свои интересы.
  5. Анализ литературы показал, что проблема гендерных особенностей конфликтности юношей практически не изучена. Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей

3.1.Организация  и основные этапы  эмпирического исследования

   1 этап. Выбор объекта исследования. Высокий уровень конфликтности молодежи, связанный с гендерными стереотипами, ограничениями, накладываемыми мужской и женской ролью, является одной из социально-психологических проблем. Поэтому предмет изучения данной работы - гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

   2 этап. Постановка проблемы исследования. Мужчины и женщины, в соответствии со своей гендерной ролью, ведут себя в конфликтной ситуации по-разному. Целью данной работы является выявление различий стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

   3 этап. Формирование эмпирической базы; выбор методов и методик. Для проведения исследования была сформирована эмпирическая база, состоящая из 15 юношей и 18 девушек, в возрасте от 17 до 24 лет. Общий объем выборки составил 33 человека.

   Были применены методы: тестирование, сравнительный анализ, математическая  статистика.

   4 этап. Психодиагностика, анализ результатов  и проверка статистической  значимости различий, интерпретация.

   Исследование проводилось со студентами. Выборка строилась с учетом возраста испытуемых. Каждому испытуемому выдавался бланк с вопросами и бланк для ответов. В среднем исследование для каждого испытуемого занимало 15 минут.

   Первичные результаты психодиагностики  представлены в приложениях 1 и 2. На основании первичных данных был проведен сравнительный и статистический анализ результатов исследования. Анализ результатов был интерпретирован с целью объяснения фактов, установленных в ходе эмпирического исследования.

   5 этап. Формулирование  выводов и заключение  по гипотезе.

   В результате анализа были установлены эмпирические факты, на основе которых были сделаны выводы и заключение об опровержении гипотезы.

   6 этап. Практические рекомендации.

   В соответствии с результатами исследования с целью управления конфликтами были разработаны практические рекомендации, направленные на регулирование эмоций, анализ конфликта и уверенное поведение в реализации переговорной стратегии.

3.2.Сравнительный  анализ результатов  исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек

      В результате психодиагностики юношей и девушек по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» были получены первичные данные, которые представлены в Приложении 2.

 

Рис 2. Результаты диагностики стилей поведения у юношей и девушек

С целью  проведения сравнительного анализа  по результатам данных, представленных в Приложении 1 была построена гистограмма (см. рис.2).

   Из гистограммы видно, что девушки,  чаще чем юноши прибегают к стратегиям компромисса, избегания, приспособления; а юноши, чаще девушек пользуются стратегиями соперничества и сотрудничества.

  По    данным приложения 3 нами были построены две диаграммы для сравнительного анализа стилей поведения у юношей и девушек (см. рис. 3 и рис. 4). 

Рис 3. Результаты диагностики стилей поведения у юношей в процентах 

   Из рисунка 3 видно, что юноши чаще используют два стиля: соперничество и избегание, менее всего прибегают к стилю приспособления. Это значит, что у юношей может быть стремление в конфликте добиться удовлетворения своих интересов, или, наоборот, отсутствие тенденции к достижению целей, но они редко готовы принести в жертву собственные интересы ради другого. 

Рис 4. Результаты диагностики стилей поведения у девушек в процентах 

   Из данных рисунка 4 мы видим, что девушки в основном прибегают к стилю избегания, и менее всего используют стиль сотрудничества. Это может говорить о том, что девушки обладают меньшей настойчивостью к достижению собственных целей, и редко в конфликте приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон.

   Для выявления достоверных различий  был использован критерий математической  статистики – угловое преобразование  Фишера. Он показал, что доля  лиц проявляющих стратегии соперничества  и сотрудничества в группе  юношей не больше, чем в группе  девушек. А также, что доля  лиц, проявляющих стратегии компромисса,  избегания и приспособления  в  группе девушек, не больше, чем  в группе юношей. Сравнительный анализ по гендерному признаку значимых различий не выявил.

3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования

   Нами не было выявлено достоверных различий по стратегиям реагирования в конфликте между юношами и девушками. Наша гипотеза не подтвердилась.

   Вполне вероятно, что при увеличении  выборки, если тенденция выбора  стратегий не изменится, нами  будут получены достоверные различия и наша гипотеза подтвердится.

   Возможно, что «образ Я» у юношей еще недостаточно сформирован, гендерные стереотипы не стали внутренней позицией и поэтому не ярко выражены в поведении.

   Можно также сказать, что сейчас  многие женщины стремятся заниматься такими профессиями, которые требуют от них проявления мужских качеств (администратор, директор предприятия).

   В связи с этим встает вопрос  об андрогинии. Скорей всего, что  в современном обществе люди  более обладают андрогинными  чертами, чем это было раньше - это может быть причиной того, почему наша гипотеза не подтвердилась.

Заключение

   В результате анализа научной литературы было выявлено, что особенностями личности в юношестве являются развитие самосознания и гендерной идентичности.

   В юношестве есть много факторов, влияющих на возникновение межличностных  конфликтов:

  • несоответствие своей гендерной роли;
  • неадекватная самооценка и неадекватное представление о себе;
  • неумение понять другого человека, предвзятость и предубежденность одного человека в отношении другого;
  • психологические механизмы защиты своего образа, которые могут затруднить восприятия, например, критических замечаний;
  • интолерантность.

   На выявление гендерных особенностей  конфликтности было проведено  эмпирическое исследование с  использованием методики «Стиль  поведения в конфликте» К Томаса, адаптированную Н. Гришиной, и выполнен сравнительный анализ стилей поведения в конфликте. Сравнительный анализ по гендерному признаку значимых различий не выявил.

   Следовательно, при работе с  конфликтным поведением можно  выстраивать программу по снижению  конфликтности, не делая акцент  на гендерные различия, т.е. одинаковую  для юношей и девушек.

Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек