Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.
Объект исследования: стиль поведения в конфликте.
Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.
Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Все звенья самосознания – факторы, определяющие личностную идентичность [23, с. 574, 575].
Понятие идентичность наиболее тесно связано с понятием Я-концепция личности. Идентичность - ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ-Я, картину-Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни.
Формирование личностной идентичности (чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства) - центральный психологический процесс в юности. Перед подростком стоит задача объединения всего того, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Полярностью чувства идентичности является диффузность идентичности (нестабильность и несогласованность внутренних и внешних требований). Происходит озабоченность тем, «как я выгляжу», «что я собой представляю». Идентичность необходима юноше для того, чтобы принимать взрослые решения; чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем и с супругой (супругом).
При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, обществе, неясностью жизненной перспективы [28, с. 15; 9, с. 35].
Развитие спутанной идентичности может идти по четырем основным линиям:
Особое внимание в юности занимает половая идентификация. Здесь следует говорить о важности формирования половой идентичности – переживания и осознания своей половой принадлежности, физических, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола [23, с. 568]. Гендерная или половая идентичность понимается как субъективное чувство пола, развитие модели поведения по маскулинному или феминному типу и реализация желаемого выбора партнера [27, с. 52]. Гендерная идентичность есть представления человека о своем поле, о том, что для него самого означает быть «женщиной» или быть «мужчиной» [19, с. 116].
Гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые» [5, с. 21].
У представителей двух полов
существуют важные различия в
развертывании процесса
Недавние исследования
Важное место занимает
Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола (Элис Игли: теория социальных ролей). Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин [4, с. 47]. Например, мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными [5, с. 84].
Гендерные стереотипы (устойчивые
для данного общества в данный
исторический момент
Мальчики
и девочки растут в мире, где
очень важны категории «
Сторонники конструктивизма считают, что гендер – это не роль и не совокупность психологических черт, а базовая идентичность. Гендерные отношения – это отношения стратификации, в основе которых лежат отношения власти. Различия мужского и женского сконструированы как неравенство возможностей разных групп мужчин и женщин [14, с. 168].
Нет единой роли мужчины или женщины (С. Бем). Каждый человек выполняет целый ряд разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т.д). Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Традиционно психологи объясняли ролевой конфликт низкой самооценкой. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека [14, с. 329].
Современные исследования
Выявлены гендерные различия
в структуре интересов
По данным Ш. Текл и Дж Морахан-Мартин в групповых обсуждениях, в чатах, в коммуникации в ходе групповых игр и др. женщины выполняют во многом соглашательскую и подчиненную роль; доминирование в группе и инициацию новых тем для обсуждения обыкновенно берут на себя мужчины. Отправленные женщинами сообщения отличаются большей эмоциональностью (в том числе за счет «смайликов»). Мужчины с помощью вербальных средств утверждают свой статус, чаще описывают действия и призывают к ним; многие их суждения решительны и безапелляционны [19, с. 207, 208].
В ряде зарубежных
Американские психологи С. Кросс и Л. Мэдсон объясняют эти данные наличием различных я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т. е. построена на связи с другими людьми, а у последних — «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей.
Половые различия в способах
решения конфликтов были
Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения. В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект. В межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную [15, стр. 125-126].
Межличностный конфликт может
быть определен как ситуация
противостояния участников, воспринимаемого
и переживаемого ими (или по
крайней мере одним из них)
как значимая психологическая
проблема, требующая своего разрешения
и вызывающая активность
Доминирующим в изучении
Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек