Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

Объект исследования: стиль поведения в конфликте.

Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик конфликтность.docx

— 120.56 Кб (Скачать)

   Все звенья самосознания –  факторы, определяющие личностную идентичность [23, с. 574, 575].

   Понятие идентичность наиболее тесно связано с понятием Я-концепция личности. Идентичность - ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ-Я, картину-Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни.

   Формирование личностной идентичности (чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства) - центральный психологический процесс в юности. Перед подростком стоит задача объединения всего того, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Полярностью чувства идентичности является диффузность идентичности (нестабильность и несогласованность внутренних и внешних требований). Происходит озабоченность тем, «как я выгляжу», «что я собой представляю». Идентичность необходима юноше для того, чтобы принимать взрослые решения; чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем и с супругой (супругом).

   При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, обществе, неясностью жизненной перспективы [28, с. 15; 9, с. 35].

   Развитие спутанной идентичности может идти по четырем основным линиям:

  1. проблема близости: уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. диффузия временной перспективы: размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. диффузия трудолюбия: размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
  4. выбор негативной идентичности: отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания [28, с. 177 – 186; 16, с. 91].

   1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек

   Особое внимание в юности занимает половая идентификация. Здесь следует говорить о важности формирования половой идентичности – переживания и осознания своей половой принадлежности, физических, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола [23, с. 568]. Гендерная или половая идентичность понимается как субъективное чувство пола, развитие модели поведения по маскулинному или феминному типу и реализация желаемого выбора партнера [27, с. 52]. Гендерная идентичность есть представления человека о своем поле, о том, что для него самого означает быть «женщиной» или быть «мужчиной» [19, с. 116].

      Гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые» [5, с. 21].

   У представителей двух полов  существуют важные различия в  развертывании процесса полового  созревания. Девочки достигают половозрелости  в течение сравнительно короткого  времени и после достижения  ими взрослой физической формы,  а мальчики достигают взрослой  физической формы значительно  позднее, практически после наступления  половозрелости. Можно сказать, что  девочки вначале реализуют программу  роста, а потом – программу  созревания, а мальчики – наоборот. У девочек пубертатный период  начинается между 9 и 14 годами, а заканчивается между 14 и 18. Мальчики обычно развиваются  и созревают позже и медленнее  девочек [19, с. 104].

   Недавние исследования показывают, что существуют значительные  отличия в структурной организации  мозга мужчин и женщин. В пределах  каждого полушария у мужчин  больше полей, предназначенных  для специфических функций, тогда  как межполушарных связей у  них меньше. Если перед мужчиной  и женщиной стоит одна и  та же задача, то мужчина выберет,  как правило, самое простое  решение, игнорируя все, что по его мнению, не относится к делу, тогда как женщина потратит немало времени на рассмотрение всех привходящих обстоятельств, прежде чем придет к какому-либо решению. В то же время женский мозг отличается большим развитием полей, связанных с вербальными функциями, чем и объясняются лучшие показатели женщин в этой области [19, с. 107].

   Важное место занимает гендерная  роль, которая особенно тонко  осваивается в юности. Социальные  проблемы пола вызывают в юности  ярко выраженный интерес, так  как физическое созревание и  психологическая готовность к  половой идентичности вызывают  к ориентации в проблемах гендера,  в проблемах освоения половой  роли [23, с. 568].

   Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола (Элис Игли: теория социальных ролей). Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие — для женщин [4, с. 47]. Например, мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными [5, с. 84].

   Гендерные стереотипы (устойчивые  для данного общества в данный  исторический момент представления  о различиях между мужчинами  и женщинами) формируются, как  считают исследователи, начиная  с раннего детского возраста  в процессе так называемой  социализации – усвоение господствующих в данной культурной среде представлений о правильном поведении, распределение способностей и обязанностей и т.д. Итогом социализации является освоение определенной социальной роли. Факторами социализации на разных этапах являются одежда, словесные обращения, характер родительских требований, игрушки, сказки и другая литература, телевидение и кино, школа и мнение сверстников [19, с. 16, 17].

    Мальчики  и девочки растут в мире, где  очень важны категории «мужское»  и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится  к «мужскому», а девочки — к  «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами (в рамках когнитивизма существуют 3 концепции: «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и теория гендерной схемы С. Бэм). В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:

  1. каузальная атрибуция (к примеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями );
  2. игнорирование рассогласования (оно просто не замечается);
  3. ролевое выравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу, к примеру, интерпретируя его поступки по-своему);
  4. навешивание девиантного ярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синим чулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
  5. вытеснение из группы (женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишком короткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашают выпить пива, на футбол) [4, с. 45].

   Сторонники конструктивизма считают, что гендер – это не роль и не совокупность психологических черт, а базовая идентичность. Гендерные отношения – это отношения стратификации, в основе которых лежат отношения власти. Различия мужского и женского сконструированы как неравенство возможностей разных групп мужчин и женщин [14, с. 168].

   Нет единой роли мужчины или  женщины (С. Бем). Каждый человек выполняет целый ряд разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т.д). Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Традиционно психологи объясняли ролевой конфликт низкой самооценкой. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека [14, с. 329].

   Современные исследования показывают, что любому из существовавших  до сих пор человеческих обществ  было присуще какое –то разделение  труда между полами, специфические  для мужчин и женщин виды  деятельности и социальные функции.  Однако гендерное разделение  труда предполагает не просто  дифференциацию тех или иных  социальных функций, а определенную  иерархию этих видов деятельности  и категорий людей, которые  их осуществляют. При этом мужские  занятия вне зависимости от  их содержания оказываются более  престижными, чем женские. Существует много профессий стереотипно воспринимаемых как «женские» или «мужские». Так, профессии няни, медсестры, воспитателя, повара в детских учреждениях, библиотекаря, машинистки, швеи воспринимаются как «женские». А профессии водителя, финансиста, строителя, брокера признаны «мужскими» [19, с. 118, 144].

   Выявлены гендерные различия  в структуре интересов использования  Интернета. Для женщин Интернет – это в основном общение и поддержание социальных связей; структура же деятельности мужчин более широка. Результаты проведенного в Сингапуре исследования (Teo Th. S. H., Lim V. K. G.) показали, что 1) молодые женщины дольше и чаще, чем их ровесники мужского пола, заняты отправкой и получением сообщений; после 21 года эти показатели выравниваются; 2) мужчины чаще, чем женщины, осуществляют навигацию по WWW и делают это более умело, при том, что длительность сеансов навигации у мужчин и женщин не различается; 3) скачиванием из Интернета файлов и программ мужчины занимаются и чаще, и более длительное время, чем женщины; 4) в онлайновом приобретении товаров и услуг половые различия не выявлены.

   По данным Ш. Текл и Дж Морахан-Мартин в групповых обсуждениях, в чатах, в коммуникации в ходе групповых игр и др. женщины выполняют во многом соглашательскую и подчиненную роль; доминирование в группе и инициацию новых тем для обсуждения обыкновенно берут на себя мужчины. Отправленные женщинами сообщения отличаются большей эмоциональностью (в том числе за счет «смайликов»). Мужчины с помощью вербальных средств утверждают свой статус, чаще описывают действия и призывают к ним; многие их суждения решительны и безапелляционны [19, с. 207, 208].  

   В ряде зарубежных исследований  обнаружено, что в плане предпочитаемых  способов разрешения конфликта  также существуют гендерные различия. Женщины выбирают те стратегии,  которые способствуют сохранению  существующих взаимоотношений, а  не достижению личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же используют давление и стараются доминировать над партнером, чтобы добиться своего.

   Американские психологи С. Кросс и Л. Мэдсон объясняют эти данные наличием различных я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т. е. построена на связи с другими людьми, а у последних — «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей.

   Половые различия в способах  решения конфликтов были обнаружены  и в отечественных исследованиях [4, с. 327].

Глава II. Психология межличностных конфликтов

   Межличностный конфликт есть  частный, хотя и занимающий  особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения. В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект. В межличностных конфликтах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную [15, стр. 125-126].

   Межличностный конфликт может  быть определен как ситуация  противостояния участников, воспринимаемого  и переживаемого ими (или по  крайней мере одним из них)  как значимая психологическая  проблема, требующая своего разрешения  и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление  возникшего противоречия и разрешение  ситуации в интересах обеих  или одной из сторон [10, с. 88].

   Доминирующим в изучении межличностных  конфликтов является мотивационный  подход (М. Дойч,л. Козер, г. Зиммель,  К. Ледерер, дж. Бертон, К. Митчелл,  Н. Таузард, Н. Тимашев, К.  Райт и др.). В соответствии  с этим подходом межличностный  конфликт – это форма конфронтации, или антагонистических взаимосвязей, социальных сущностей, т.е. противоборство  несовместимых индивидуальных намерений,  целей, мотивов, интересов, направляющих  поведение конфликтующих сторон. Сущность антагонизма рассматривается  в двух планах: 1) как эмоциональная  враждебность; 2) как конкурентная  борьба за достижение взаимоисключающих  целей, в ходе которой конфликтующие  стороны наносят друг другу  ущерб или вред.

Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек