Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

Объект исследования: стиль поведения в конфликте.

Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик конфликтность.docx

— 120.56 Кб (Скачать)

  -НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

  (НОУ  ВПО СПГИ) 
 

  Кафедра психологии 
 
 
 

             Курсовая  работа. 

  по  дисциплине: «Социальная психология» 

    на тему: «Гендерные особенности конфликтности девушек и юношей» 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил (а)

   студент (ка) 3 курса

                            очной формы обучения        факультета психологии специальность  психология

                                                              Михайлова Наталия Борисовна 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                        Научный руководитель: Лопаткова И. В.  
 
 
 
 

                                  Сергиев Посад

                                          2010 

Содержание

 
 
 

Введение 2

Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте 5

1.1. Период становления личности в юношестве 5

1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек 9

Глава II. Психология межличностных конфликтов 14

2.1.Систематизация межличностных конфликтов 17

2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов 19

Выводы по теоретической главе 25

Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей 27

3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования 27

3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек 28

3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования 30

Заключение 32

Список литературы 33

Приложение 36 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Актуальность данной темы выдвигается потребностью людей в гармоничных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, неравным положением мужчины и женщины в обществе. Гендерные стереотипы феминности и маскулинности влияют на поведение людей, отражают различия в предназначении и психике мужчин и женщин. Результаты исследования в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.

  Гендерные особенности конфликтности юношей мало изучены. Поэтому данная проблема очень актуальна, т.к. именно в юношестве происходит принятие мужской/женской социально-сексуальной роли, половая идентификация, а также профессиональное самоопределение.

   Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

   Объект исследования: стиль поведения в конфликте.

   Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

   Гипотеза исследования: девушки, чаще чем юноши, используют такие стили поведения в конфликтной ситуации, как компромисс, приспособление и избегание. Юноши в конфликтной ситуации чаще, чем девушки, используют соперничество.

   В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме межличностных конфликтов в юношестве:
  • Выявить возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте.
  • Установить причины возникновения межличностных конфликтов;
  1. Организовать и провести эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей;
  1. Выполнить сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации у девушек и юношей; сделать интерпретацию и выводы;
  2. Предложить практические рекомендации юношам и девушкам по разрешению конфликтов;
  3. Сформулировать заключение по результатам теоретического и эмпирического исследования.

    Методическая  основа исследования:

   В исследовании были использованы следующие методы:

  • проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
  • тестирование (тест К. Томаса «стиль поведения в конфликте», адаптированный Н. В. Гришиной);
  • сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек;
  • метод математической статистики (угловое преобразование Фишера φ).

   Теоретической базой данного исследования послужили: Гришина Н. В., Кармин А. С., Бабосов Е. М., Анцупов А. Я., Шипилов А. И., Томас К., Емельянов С. М., Васильев Н. Н., Крысько В. Г., Громова О. Н., Ложкин Г. В., Повякель Н. И. – сущность и причины межличностных конфликтов; гендерные исследования идентичности – Бэм С., Кон И. С., Берн Ш., Костикова И. В., Бендас Т, В., Жеребкина И. А., Майерс Д., Пиз А., Пиз Б.

   Эмпирическая база:

   В исследовании принимали участие 33 студента СПГИ: 15 юношей и 18 девушек. Исследование было проведено в период с 15 марта по 1 апреля 2010 года.

   Практическая значимость:

   Практические результаты этого исследования позволяют психологам, в соответствии с гендерными различиями, разработать программы, направленные на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов. 

Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте

1.1. Период становления личности в юношестве

   Юность – определенный этап  созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью.  Множество теорий юности и  схем возрастной периодизации  отражает объективный факт многомерности  и многовариантности человеческого  развития, включающего в себя  и онтогенез, и социолизацию, и  творческий жизненный поиск. До  некоторой степени их можно  как то «усреднить», сказав, что  переход от детства к зрелости  охватывает в целом возраст  от 11-12 до 23-25 лет и делится на  три этапа:

  1. подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет);
  2. ранняя юность (от 14-15 до 18 лет);
  3. от 18 до 23-25 лет (поздняя юность или начало взрослости) [16, с. 66-68].

   Социальная ситуация юности такова, что в этот период происходит  переход не вообще к самостоятельной  взрослости, а именно к мужской  и женской (принятие мужской/женской социально-сексуальной роли).

   Юность устремлена в будущее.  Через призму этого желаемого  будущего осуществляется рефлексия.  Все важнейшие задачи юности  обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак. Становится актуальным поиск своего места в мире. Происходит личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная – основа выбора будущего.

   Юность – возраст специфической  эмоциональной сензитивности. Ярко  развиваются все потенции, которые  заложены в натуре человека. Эмоциональная жизнь может быть выражена как «юношеская горячность». В это время не только переживаются чувства, направленные на определенные события, явления, людей, но и на обобщенные чувства: прекрасного, комического, трагического и т.д.

   В юношеском возрасте окончательно  преодолевается зависимость от  взрослых и утверждается самостоятельность  личности [9, с. 3].

   Развитие самосознания – центральный  психический процесс переходного  возраста. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование – понятие Я, собственной индивидуальности. Согласно Л. С. Выготскому, самосознание – это социальное знание, перенесенное вовнутрь [6, с. 116, 118].

   Самосознание и самооценка юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

   Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», т.е. образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. Чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

   Не менее сложным является  осознание своей преемственности,  устойчивости своей личности  во времени. Для ребенка из  всех измерений времени самым  важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение  времени. У подростка положение  меняется. С возрастом заметно  ускоряется субъективная скорость  течения времени (эта тенденция продолжается и в старших возрастах: пожилые люди, говоря о времени, выбирают обычно метафоры, подчеркивающие его скорость: бегущий вор, скачущий всадник и т.д., юноши – статистические образы: дорога, ведущая в гору, спокойный океан, высокий утес).

   Развитие временных представлений  тесно связано как с умственным  развитием, так и с изменением  жизненной перспективы ребенка.  Восприятие времени подростком  еще остается дискретным и  ограничено непосредственным прошлым  и настоящим. В юности временной  горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы [16, с. 86-87, 104].

   Самосознание в юности развивается  особенно продуктивно, оно направленно  на самого себя, глубоко интимно,  в рамках всех его пяти звеньев: 1) тело, его особенности и состояния; «Я» - как более или менее устойчивая часть самосознания в той степени, в какой Я-концепция осознается; 2) притязания на признание своей уникальной сущности во всех возможных проявлениях – амбициях, поведении, чувствах, характере, в том числе в особенностях чувственной сферы и интеллекта, а также в особенностях самой личности; 3) половая идентификация, как переживание и осознание своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола; в норме – принятие необратимости своей половой принадлежности и удовлетворенность этим; 4) психологическое время личности – переживание субъектом своего личного прошлого, настоящего и будущего, а также переживание расширенного времени как своего собственного: история человечества (и космоса) и перспективы развития человечества и его цивилизаций; 5) социальное пространство личности – пространство всех существующих объективно внешних реалий и реалий внутреннего пространства самой личности.

Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек