Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить различия стилей поведения в конфликте у юношей и девушек для создания рекомендаций юношам и девушкам по разрешению конфликтов.

Объект исследования: стиль поведения в конфликте.

Предмет исследования: гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение
Глава I. Возрастные и гендерные особенности личности в юношеском возрасте
1.1. Период становления личности в юношестве
1.2. Гендерные особенности идентичности юношей и девушек
Глава II. Психология межличностных конфликтов
2.1.Систематизация межличностных конфликтов
2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов
Выводы по теоретической главе
Глава III.Эмпирическое исследование гендерных особенностей конфликтности девушек и юношей
3.1.Организация и основные этапы эмпирического исследования
3.2.Сравнительный анализ результатов исследования стилей поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек
3.3.Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик конфликтность.docx

— 120.56 Кб (Скачать)

   Психологической реальностью конфликт  становится только тогда, когда  воспринят как конфликт. Принципиальная  теоретическая установка сторонников мотивационной концепции состоит в том, что межличностный конфликт как неотъемлемый момент социального бытия личности и группы может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

   Когнитивный подход к изучению  конфликтных ситуаций, являющийся  альтернативой мотивационному подходу,  рассмотрен в исследованиях Н.  Фрыгиной и М. Крогиуса, а в  зарубежной литературе – в  трудах скандинавских и швейцарских  психологов. Когнитивный подход  исследует конфликт в аспекте  влияния когнитивного, субъективного  мира личности на ее поведение.

   «Когнитивный конфликт», выделенный  представителями когнитивной концепции,  выступая в реальном процессе  общения в различных формах, в  том числе и форме критических  высказываний его участников, является  необходимым элементом развертывания  коллективной творческой деятельности. Однако в процессе групповых  дискуссий когнитивный конфликт  может трансформироваться в межличностный,  ведущий к разрушению коллективного  творческого процесса.

   Для участников конфликта характерно  наличие у них внешней и  внутренней позиции в конфликте.  Внешняя позиция – это требования, установки, описание ситуации, открыто  предъявляемые оппоненту. Внешняя  позиция может совпадать или  не совпадать с внутренней. Внутренняя  позиция содержит истинные мотивы, ценности, потребности, которые заставили  индивида вступить в конфликт. Внутренняя позиция может быть  скрытой не только от оппонентов, но и от самого индивида, находясь  на неосознанном уровне. В ряде  случаев осознание внутренней  мотивации помогает успешному  разрешению конфликта. 

   Развитие межличностных конфликтов  тесно связано с ценностными  ориентациями, с характером взятых  на себя ролей, динамическим  состоянием личности, содержанием  мотивов деятельности, которые и  определяют характер и направленность  поведения личности в конфликте.  Наиболее напряжены конфликты, затрагивающие основные ценности личности, ее сущностные установки [21, С. 94 – 112].

   Деятельностный подход к исследованию  межличностных конфликтов позволяет  проанализировать уровень эффективности  совместной деятельности индивидов  (А. Аллахвердян, Ф. Бородкин, М.  Иванов, Г. Ложкин, Л. Петровская, Н. Повякель, Г. Полозова, Б. Хасан  и др.). Существенными и значимыми  для понимания некоторых аспектов  проблемы межличностных конфликтов  являются данные эмпирических  исследований структурно-динамических  особенностей конфликтного поведения  и детерминирующих их факторов. Важным моментом здесь выступает  выделение двух составляющих:

  • Конфликтной ситуации как объективной стороны конфликта. Под конфликтной ситуацией подразумевается объективная несовместимость индивидуальных целей и потребностей участников конфликта.
  • Конфликтного поведения, т.е. способов взаимодействия конфликтующих сторон. Конфликтное поведение понимается как система обоюдонаправленных эмоционально окрашенных действий, затрудняющих достижение целей противоборствующими сторонами.

   Организационный подход. Модели  организационного конфликта были  предложены Н. Гришиной, А. Ершовым,  С. Катаевым, Л. Понди, Р. Блэйком,  Д. Муоном и др. В рамках организационного подхода разработано большинство конструктивных технологий относительно способов поведения в конфликтных ситуациях и разрешения межличностных внутригрупповых конфликтов.

   В этом плане показателен подход  К. Томаса. Он выделяет пять  способов поведения в конфликте:

  • Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • Компромисс, который характеризуется частичным удовлетворением интересов обеих сторон ценой взаимных уступок;
  • Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [21, с. 112 – 120].

   При всем многообразии причин и особенностей протекания различных межличностных конфликтов всем им присуща одна отличительная черта: они в большей или меньшей степени связаны с состоянием фрустрации. Фрустрация возникает обычно вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, и переживается особенно эмоционально, когда в качестве такой помехи предстают позиция, поступки, действия другого индивида. Немецкий социальный психолог В. Эссер установил экспериментальным путем, что острота межличностного конфликта в значительной степени дифференцирована в связи с различным уровнем сопротивляемости различных индивидов фрустрации, с возможностью (или невозможностью) данного индивида противостоять фрустрации без сбоя, т.е. без выхода из строя психологической адаптации. Такая способность индивида противостоять фрустрации и не прибегать к неадекватным ответам на ситуацию называется толерантностью фрустрации, т.е. устойчивостью личности к фрустрации [3, стр. 172].

2.1.Систематизация межличностных конфликтов

   Одна из наиболее распространенных форм протекания межличностного конфликта и в то же время форма, характеризующаяся наименьшей напряженностью – это ссора. Для нее характерно состояние недоброжелательности двух или более людей, для нее характерно состояние недоброжелательности двух или более людей, которое сопровождается взаимными упреками, обвинениями, препирательствами. Однако в некоторых ссорах враждебные отношения принимают форму активного противодействия конфликтующих сторон [18, стр. 120].

   Вторым видом межличностного конфликта является распря – длительная полоса враждебности, сопровождаемая непрекращающимися разногласиями. Вл. Даль приводит такую оценку распри: «От распри двух соседей и до распри государств – все богопротивно».

   Существует еще один вариант межличностного конфликта, сопряженный с ссорой. Это – свара, представляющий собой длительную мелочную ссору с взаимными обидами.

   Эти три формы межличностного  конфликта выражают ситуацию  различия взглядов, мнений, оценок, привычек людей, приводящих к  психологической несовместимости  партнеров по общению, т.е. состоянию  конфликта во взаимоотношениях  соперников [3, стр. 182].

   Если же в качестве критерия разграничения различных форм межличностного конфликта взять степень активности и остроты соперничества участников, то по нарастающей можно выделить следующие формы конфликта:

  • Соперничество – такое межличностное взаимодействие, которое направлено на опережение партнера в достижении какой-либо цели, стремление превзойти, победить кого-либо.
  • Изоляция – стремление отделить соперника, изолировать его, обособить от окружающей среды, от общения с другими людьми [18, стр. 121].

По степени нарастания напряженности между партнерами, участвующими в конфликтных взаимодействиях, можно выделить еще одну группу межличностных конфликтов, отличающихся, как правило, открытым неприятием и противодействием друг другу.

  • Одной из наиболее распространенных форм конфликтных ситуаций данной группы является вражда. Она представляет собой межличностные отношения и действия двух или большего количества людей, проникнуты недоброжелательством, неприязнью, злорадством, враждебностью, взаимной ненавистью.
  • Одной из форм враждебного конфликтного взаимодействия выступает стычка. Это – непродолжительное, как правило, небольшое враждебное взаимодействие соперников.
  • Еще более острой и напряженной бывает такая форма конфликтного взаимодействия, которая называется столкновением. Оно предстает как встреча враждующих людей или их групп в драке, бою и т.п. [3, стр. 183].

   Существуют и другие варианты систематизации межличностных конфликтов.

  • К мотивационным конфликтам могут быть отнесены конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.
  • К когнитивным могут быть отнесены ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.
  • Еще один распространенный вид межличностных конфликтов, относящихся к деятельностной сфере – это ролевые конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия [10, стр. 100].

  

2.2.Причины возникновения межличностных конфликтов

   Межличностные конфликты охватывают  все сферы человеческих отношений:  коллектив (организация), семья, общество (учреждения социальной сферы,  государственные учреждения, улица,  общественный транспорт и т.п.) [12, с. 221].

    На практике при анализе конфликтов  весьма полезным оказывается  подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов:

  1. Информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.
  2. Поведенческие факторы – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон.
  3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.
  4. Ценностные факторы – к ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.
  5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств [15, стр. 132 – 134; 12, с. 223].

   Объективные причины тогда становятся  источниками конфликта, когда  они не позволяют личности  или группе реализовывать свои  потребности, задевают личные  или групповые интересы, ограничивают  их деятельность и поведение.  Реакция индивида или группы  в этом случае зависит от  социальной развитости личности  или группы, от принятых (действующих)  у них или в обществе норм  и правил взаимоотношений, от  уровня притязаний, от значимости  для индивида или группы поставленных  целей [20, с. 309].

   Крысько В. Г. видит одну  из причин конфликта в неадекватной  самооценке и в неадекватных  представлениях людей. В соответствии  с «я–образом», т.е. набором  представлений о себе, индивид  строит свои отношения с окружающими  его людьми, осуществляет самооценку  и определенным образом относится к другим людям. При объективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбление или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценки критика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания), к чему еще добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта. В подобных случаях включаются механизмы защиты своего «я-образа», которые затрудняют восприятие критических замечаний. Неадекватное представление о себе создает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и порождает конфликтное поведение.

   К причине конфликтов, связанных  с «я-образом», относится и неумение  понять другого человека, неспособность  оценить чувство его собственного  достоинства или иллюзорные представления  о его индивидуально- и социально-психологических  особенностях, предвзятость и предубежденность  одного человека в отношении  другого и т.д. [20, с. 308].

   В человеческом сознании заложены  психологические механизмы защиты  своего образа, своего реального  «Я», они необходимы для поддержания  психологического равновесия и  психологического «комфорта» личности. Вместе с тем эти же механизмы  могут затруднить восприятие, например, критических замечаний, т.к. нарушают  единство созданного внутреннего  образа, представления о себе.

   Психологические механизмы защиты  – формы поведения личности  для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия. В  табл. 1 представлены примеры таких  механизмов.  
 
 
 

  

Таблица 1

Виды  психологических  механизмов защиты личности

Механизмы защиты Содержание  механизмов
Агрессия реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелесную ему оценку, что  может поколебать представления  индивида о себе.
Вымещение переориентация  отрицательного импульса или неприятного  чувства с одного объекта, недоступного для ответного действия, на другой, более досягаемый.
Проекция бессознательное приписывание другому лицу собственных  негативных чувств, желаний, черт.
Идеализация формирование  идеализированного представления  личности о себе, о своем «Я», непризнание  своих ошибок, недостатков.
Отрицание отрицание причастности индивида к событию или возможному знанию о событии: «я ничего об этом не знал», «я ничего такого не говорил».
Забывание или вытеснение забывание того, что неприятно личности: образы и  имена людей, общение с которыми ассоциируется с неприятными  воспоминаниями по отношению к себе.
Дискредитация принижение  источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую сложившийся «Я-образ»: «кто бы говорил, только не ты», «а судьи кто?»
Идентификация отождествление  себя с другим человеком, группой, как  образцом поведения, форма подражания для облегчения своего поведения  с окружающими.
Конверсия (превращение) превращение неприятной для индивида ситуации в шутку  для сохранения его самолюбия, его  «Я»; с юмором воспринимая сделанные  замечания, создавшуюся ситуацию.

Информация о работе Гендерные аспекты конфликтности юношей и девушек