Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;
2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;
5. Обобщить полученные данные.
Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41
4 - творчество – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;
5
– самоорганизованность (конструктивное
ведение своих дел) - достаточно
реалистичное их планирование, доведение
начатого дела до конца,
6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни: поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.
Эти шесть частных показателей составляют общий фактор 7 – Психологическая культура личности (все вопросы методики).
Карта Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:
- которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети».
- Которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название.
При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».
2.
Каждая особенность поведения
имеет неодинаковый
3.
В каждом СК баллы по образцам
поведения суммируются. Т.е.
4. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 3.
5. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:
0-20% — слабая выраженность данного качества.
20-40% — заметная выраженность.
40-60% — сильная выраженность
60-80% — очень сильная выраженность.
80-100%
— чрезмерная выраженность
В ходе исследования были получены следующие данные.
Таблица 1
Данные по методике «Психологическая культура личности»
ГРУППА
детей |
I – Самопони-мание | II –
Конструк-тивность общения |
III – Саморе- гуляция | IV – Твор- чество | V - Самоорга-низован-ность | VI – Самораз- витие | VII –Психол. культураобщая |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. |
Сред
Взвеш. ср. | |
Дети 12 – 14 лет | 2,99 | 1,58 | 1,93 | 3,17 | 2,85 | 2,74 | 2,81 |
Таким образом, можно отметить, что преобладающими являются низкий уровень развития психологической культуры.
Таблица 2
Данные
по показателям методики «Психологическая
культура личности»
Шкала | Высокий | Псевдовысокий | Средний | Низкий |
Самопонимание | 10% | 10% | 20% | 60% |
Конструктивность общения | 20% | 20% | 30% | 30% |
Саморегуляция | 10% | 10% | 20% | 60% |
Творчество | 30% | 20% | 30% | 20% |
Самоорганизованность | 10% | 10% | 20% | 60% |
Саморазвитие | 10% | 20% | 10% | 60% |
Общая психологическая культура | 18,3% | 15% | 21,6% | 45,1% |
Таким образом, наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».
По методике «Карта наблюдения» были получены следующие результаты:
Таблица 3
Данные по методике «Карта наблюдений»
Шкала | Слабо выражено | Заметно выражено | Сильно выражено | Очень сильно выражено | Чрезмерно выражено |
Недостаток доверия | 10% | 20% | 50% | 20% | 0% |
Ослабленность | 60% | 30% | 10% | 0% | 0% |
Уход в себя | 50% | 40% | 10% | 0% | 0% |
Тревога за принятие взрослыми | 60% | 30% | 10% | 0% | 0% |
Неприятие взрослых | 20% | 40% | 30% | 10% | 0% |
Тревога за принятие детьми | 30% | 50% | 20% | 0% | 0% |
Асоциальность | 40% | 50% | 10% | 0% | 0% |
Конфликтность с детьми | 10% | 30% | 50% | 10% | 0% |
Неусидчивость | 30% | 40% | 30% | 0% | 0% |
Эмоциональная незрелость | 0% | 20% | 30% | 40% | 10% |
Невротические симптомы | 0% | 40% | 50% | 10% | 0% |
Среда | 0% | 0% | 70% | 20% | 10% |
Умственное развитие | 20% | 60% | 20% | 0% | 0% |
Сексуальное развитие | 50% | 40% | 10% | 0% | 0% |
Болезнь | 60% | 30% | 10% | 0% | 0% |
Физическое развитие | 20% | 50% | 30% | 0% | 0% |
Таким образом, по данным карты Стотта, основными проблемами являются: эмоциональная незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.
Таким образом, можно сделать вывод о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей.
Нами было проведено исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1.
Методика «Психологическая
2. Карта наблюдения Стотта
По данным методики «Психологическая культура личности» можно отметить, что преобладающими являются низкий уровень развития психологической культуры; наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».
По данным карты Стотта, основными проблемами являются: эмоциональная незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.
Таким образом, можно сделать вывод о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей, в связи с чем необходима развивающая работа.
В настоящее время проблемы формирования психологической культуры становятся все более актуальными. Однако к настоящему времени не существует единого подхода к определению понятия «психологическая культура». Не существует единой концепции и единого плана исследования психологической культуры.
Мы исходили из позиции О.И. Моткова, по определению которого психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.
Специфика личностного развития и межличностных взаимодействий детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, связана с различными видами депривации: психической, сенсорной, социальной, материнской, эмоциональной. С этим связаны специфические особенности личностного развития детей и их взаимодействия: конфликтность, неприятие взрослых; задержка интеллектуального развития; феномен «Мы», склонность к бродяжничеству; поверхностность контактов; иждивенческая позиция.
Основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
Нами было проведено исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1.
Методика «Психологическая
2. Карта наблюдения Стотта
По данным методики «Психологическая культура личности» можно отметить, что преобладающими являются низкий уровень развития психологической культуры; наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».
По данным карты Стотта, основными проблемами являются: эмоциональная незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.
Таким образом, можно сделать вывод о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей, в связи с чем необходима развивающая работа.
Таким
образом, гипотеза, поставленная в начале
исследования, нашла свое подтверждение.
Цели исследования достигнуты, задачи
реализованы.
Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов