Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;
2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;
5. Обобщить полученные данные.
Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41
Содержание
Приложение
Кардинальные
Социальные «низы»
детского и подросткового сообщества
захлестнули жестокость и культурная
деградация. Специальная психологическая
помощь нужна социально
Формирование
Формирование
Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях школы-интерната. По результатам нашего эмпирического исследования 81,3% учащихся 5-6 классов школы-интерната имеют неустойчивую самооценку.
Низкая
Стремление к
Разработка средств и условий развития психологической культуры подростков школы-интерната выступает важнейшей задачей психологической службы образования и школьного психолога, в частности.
Проблемы
В настоящее время не разработано программ, направленных на формирование психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, не исследована данная проблематика в ее возрастной динамике, в контексте макросоциальной среды (город, село) и т.д.
Целью
исследования явилось изучение особенностей
формирования психологической культуры
детей в условиях школы - интерната.
Объектом
исследования является процесс формирования
психологической культуры детей, воспитывающихся
в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В
соответствии с целью, объектом, предметом
и выдвинутой гипотезой сформулированы
следующие задачи исследования:
1.
Проанализировать основные
2.
Выявить специфику
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4.
Эмпирически исследовать
5. Обобщить полученные данные.
Методы теоретического исследования: анализ отечественной литературы, теоретический анализ и синтез; моделирование.
Нами
были рассмотрены особенности
Эмпирическая база исследования: МОУ № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14. В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1.
Методика «Психологическая
2. Карта наблюдения Стотта
Теоретическая ценность исследования: обобщение литературных данных по рассматриваемой проблематике.
Эмпирическая
ценность исследования: эмпирическая
оценка уровня психологической культуры
подростков, обучающихся в школе - интернате,
разработка на основе полученных данных
рекомендаций.
Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты.
Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведени [1, c. 17].
В
своих работах В. Буров, Ю. Дулимова,
А. Куликовская высказывают мнение,
что в науке феномен
Как отмечают психологи, психологическая культура как квинтэссенция такого опыта складывалась уже на ранних этапах социального становления человечества как система норм и ценностей в межличностных отношениях. В настоящее время не разработано единого определения понятия психологической культуры [6, c. 47].
Понятие «психологическая культура» только начинает входить в категориальный аппарат педагогики и психологии. Исследователи подчеркивают необходимость и важность разработки данного феномена для современной психолого-педагогической практики. На дефицит психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалев, А. А. Востриков, И. В. Дубровина, Е. А. Климов, Б. Г. Мещеряков и другие.
Психологическая культура человека является частью или элементом его общей культуры, и, одновременно, важнейшим компонентом его личности.
В самом общем виде ее можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание других людей как личностей и себя самого, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям.
Психологическая культура обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем. Этим объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни.
Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам аналитиков дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни [8, c. 44].
Психологическая культура предполагает систему соответствующих знаний, процессов, качеств, практических умений и навыков, необходимых для эффективного обращения субъекта с самим собой: понимание себя, владение способами саморегуляции (эмоциональной, интеллектуальной) и др.
С точки зрения О.И. Моткова [16, c. 47], психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.
Колчина Е.С., Климкина Е.М. дают следующее определение психологической культуры:
Психологическая
культура представляет собой сложное
системное образование
Овладение психологической культурой (системой психологических факторов-направлений) облегчает юристу решение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются социумом и способствует успешной социальной адаптации [5, c. 23].
Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.
Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум в целом.
Психологическая культура личности возможна при достаточно развитом уровне сознания и самосознания. Психологическая культура не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят не только представления о психике субъекта и ее особенностях, но и ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и др.
В психологическую культуру личности также входят не только представления о собственной психике, но и представления о психике вообще, психических особенностях этноса, окружающих людей.
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей [5, c. 25].
Основу психологической культуры личности составляют психологические знания, связанные с общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека.
Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов