Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;
2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;
5. Обобщить полученные данные.
Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41
Психологическая культура способствует [12, c. 10]:
-
большему осознанию своих
-
лучшему осознанию своих
-
правильной организации своей
учебы и труда, досуга и быта,
оптимальному регулированию личных и
деловых взаимоотношений с другими людьми
(родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами
и т.д.).
Психологическая
культура является предметом психокультурологии,
междисциплинарной области
Психологическая культура должна основываться на постулатах нравственности, российской ментальности, профессиональной педагогической компетентности.
При
организации учебной
О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т. д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач [11, c. 55].
А.А.
Бодалев рассматривает
По мнению Е.А. Климова, психологическая культура - это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности».
Л.С. Колмогорова, проанализировала, расширила, дополнила указанные выше положения и предложила следующее определение: «Общая психологическая культура человека - это составная часть базисной культуры человека, являющаяся сложносконструированным образованием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия» [11, c. 54].
В соответствии с точкой зрения Зорина А.П., психологическая культура человека - это сложное системное образование личности, включающее в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравсгвенный).
Интеллектуальный компонент представляет собой систему психологических знаний, т.е. определенную психологическую осведомленность (компетентность), а также умение понимать людей и себя. Это понимание обеспечивается мышлением, которое получило название психологического или социального интеллекта.
Практический (поведенческий) компонент психологической культуры представлен системой практических умений и навыков, с помощью которых субъект воздействует на других людей и на самого себя. Они далеко не всегда имеют внешне-практическую форму. Например, умения и навыки самовоздействия являются не внешними, а внутренними психологическими образованиями. Но их генетические корни находятся в пространстве реального межличностного взаимодействия.
Ценностно-смысловой или духовно-нравственный компонент психологической культуры можно определить как отношение человека к другим людям. Оно зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как себе подобные или равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели и т.д.
Он соотносим с системой духовно-нравственных ценностей общества. Выделенные структурные компоненты психологической культуры человека тесно взаимосвязаны как функционально, так и генетически. Это важно не только в теоретическом плане, но и для построения эффективной системы формирования психологической культуры.
В область психологической культуры входят уровень и формы развития психологической компетенции, уровень практического использования представлений о психике, технология формирования психических качеств в различных сферах психики [4, c. 51].
Психологическая культура включает осознание существования психики и ее регулирующего влияния на жизнедеятельность, деятельность, поведение, все проявления активности личности.
В психологическую культуру Колчина Е.М., Климкина Е.С. включают потребностно-мотивационный компонент, характеризующийся потребностью к познанию себя, других, деятельности; стремлением к саморазвитию и самореализации; когнитивного компонента, включающего в себя психологическую грамотность.
С точки зрения О.И. Моткова [16, c. 48] , развитая психологическая культура включает:
-
систематическое
-
достаточно высокий уровень
-
хорошую психологическую
- творческий подход к делу;
-
умение познавать и
В
структуре психологической
Автором также были также выделены следующие компоненты общей (базовой) психологической культуры [10, c. 48]:
1. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.
Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.
Как
считает автор данного подхода,
основанием для выделения
Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжению детей невостребованными знаниями.
2. Психологическая компетентность - это особый тип
организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности. Она означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач,
проблем и предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.
2. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность, систему личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.
Эти характеристики составляют основу внутреннего мира личности. В отличие от норм ценности предполагают выбор какого-либо объекта, потребности, способа и т. д.
Становясь мотивами поведения, они переходят в ценностные ориентации личности.
Ценностно-смысловой компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ее направленность. Иерархия ценностей и смыслов, мировоззрение, убеждения и идеалы составляют содержательную сторону структуры и направленности личности.
3.
Психологическая
Преобладающая, особая внутренняя позиция - психологическая (в отличие от педагогической, правовой и др.). Для этой направленности характерно то, что человек, его внутренний мир стоят как бы в центре индивидуальной системы ценностей.
Индикаторами психологической направленности личности являются:
- выраженный и устойчивый интерес к психологическим знаниям, психологическому аспекту действительности, внутреннему миру человека;
- выбор деятельности, соответствующей направленности на внутренний мир человека;
- психологическая позиция.
4. Рефлексия представляет собой осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия - главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности.
В работах С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, И. С. Кона, И. И. Чесноковой, В. В. Столина убедительно показано, что самосознание принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, оно является важным условием личностного благополучия, влияет на развитие качеств личности и т. д. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни развития. Рефлексия человека как субъекта психологической культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня психологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы, культуротворчества.
Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов