Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;
2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;
5. Обобщить полученные данные.
Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41
Компенсируя несостоятельность своего происхождения, дети, лишенные родительского попечительства, придумывают утешающие их истории.
Необходимо
поддерживать надежду ребенка, на хорошее
в жизни, проявить понимание его проблем
и сочувствие.
В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны [3, c. 11].
Все
провозглашаемые в настоящее
время нравственные ценности - гуманизм,
демократизм, сотрудничество, толерантность,
диалогичность и пр. - основаны на
психологических законах
Низкий уровень психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни как этих принципов, так и научных достижений психологии.
Определённую
ответственность за это несёт
современная система
Психология необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой.
Школьное
психологическое образование
Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре, в том числе и для формирования психологической культуры.
Воспитание психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная - осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.
Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности.
Формирование психологической культуры происходит на протяжении всего онтогенеза человека. Развитие психологической культуры предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим общественным событиям, к жизни как таковой [17, c. 14].
Задача взрослых в школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Педагогическая запущенность, отсутствие семьи, различные формы депривации, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребёнку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.
В настоящее время много детей-сирот, детей, лишённых попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Дети нередко живут в атмосфере насилия, где полностью отсутствует любовь к человеку как явление культуры, как тип отношений между людьми.
Отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как: хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, или лакейство, подхалимство, раболепствование. Ю.М.Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами, - писал он, - психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать своё внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».
У детей, воспитывающихся в условиях интерната, глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми. Они не чувствуют себя любимыми ни в воспитательном учреждении, ни в школе. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации [17, c. 48].
Образование должно быть конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения.
Среди важных задач, которые стоят перед современным образованием, можно считать и такие, как формирование критичности, самостоятельности мышления, устойчивости школьников к информационным воздействиям; развитие их способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как взаимодействовать с другими людьми [13, c. 89].
Психология
должна стать в сознании выпускников
средней школы необходимым
Таким
образом, важным условием формирования
психологической культуры личности
является психологическая
Важное значение имеет обучение основам психологических знаний в школе.
Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром.
На
уроках психологии внимание школьников
обращается на такие психические
явления и особенности
- сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации и др.);
- отношение к другим людям; чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.);
- понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости её индивидуальности) и др.
Психологическое
образование в школе можно
рассматривать в контексте
Важное значение в работе с детьми, лишенными попечения родителей, имеет тренинговая работа.
Прежде всего, речь идет о тренингах эффективного взаимодействия, способствующих развитию эмпатии, формированию культуры общения, формированию и закреплению знаний об основных нормах поведения.
Рассматривая иные формы и методы работы, можно отметить, что значительной эффективностью обладают классные часы, беседы, коллективные методы работы, посвященные проблемам межличностных отношений, толерантности в рамках межличностной коммуникации, проблемам общения в коллективе.
Большим
потенциалом обладает просмотр и
последующая дискуссия по фильмам,
содержание которых связано с вопросами
этики, нравственности, проблемами современности.
Специфика личностного развития и межличностных взаимодействий детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, связана с различными видами депривации: психической, сенсорной, социальной, материнской, эмоциональной. С этим связаны специфические особенности личностного развития детей и их взаимодействия:
- конфликтность,
- неприятие взрослых;
-
задержка интеллектуального
- феномен «Мы»,
- склонность к бродяжничеству;
- поверхностность контактов;
- иждивенческая позиция.
Основные условия формирования психологической
культуры детей в условиях школ - интернатов:
адекватно выстроенное педагогическое
общение; сообщение знаний и сведений
психологического характера, тренинговая
работа, использование дискуссий и творчества,
коллективных методов.
Нами было проведено исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1.
Методика «Психологическая
2. Карта наблюдения Стотта
Методика «Психологическая культура личности»предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы.
Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.
Методика
1
– самопонимание и
2
- конструктивное общение со
3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;
Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов