Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.

Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;

2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;

3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;

5. Обобщить полученные данные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Формирование психологической культуры у воспитанников школ-интернатов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

       5. Культуротворчество. Объектом психологического творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Взрослым необходимо достичь понимания того, что ребенок является со-творцом взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Непонимание этого влечет за собой ограничение творческой активности детей. Опираясь на достигнутый уровень культуры, они создают новые способы действий и поведения способы и формы общения, творят в себе Человека [9, c. 34]. Творчество может проявляться в отношении норм (нормотворчество), новых личностных смыслов (переоценка ценностей, смыслотворчество), знаний (открытия, теории и т. д.), способов деятельности, собственной жизни (жизнетворчество, жизнепреобразование, построение своего будущего) и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствование). 
 

 

       

Выводы  по главе 1

 

       В настоящее время проблемы формирования психологической культуры становятся все более актуальными. Однако к  настоящему времени не существует единого подхода к определению понятия «психологическая культура». Не существует единой концепции и единого плана исследования психологической культуры.

       В рамках данной работы мы будем использовать следующее понятие и выделать следующие компоненты психологической культуры:

       С позиции О.И. Моткова, психологическая культура  личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов  поведения и управления ими. Она выражается,  в первую очередь,  в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и  конструктивном  ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. 

Глава 2

Особенности формирования психологической  культуры у детей, воспитывающихся  в условиях школы  – интерната

2.1. Особенности личности  и межличностного  взаимодействия детей,  воспитывающихся  в условиях интерната

 

       Самой распространенной проблемой, являющейся следствием пребывания в учреждениях  интернатного типа, является феномен  депривации.

       Депривация - социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп [2, c. 44].

       В рамках учреждений интернатного типа имеют место различные формы  депривации.

       Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени [2, c. 45].

       Выделяют  три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная),  социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

       Эмоциональная и сенсорная депривация проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна [2, c. 46].

       Социальная  депривация – лишение или обеднение контактов с социальной средой [2, c/ 47].

       Как особую форму депривации рассматривают  материнскую депривацию.

       Определить  понятие «материнская депривация»  довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанностей ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. Во многих случаях несколько этих факторов соединяются вместе и образуют сложную ситуацию, в которой бывает нелегко отделить причины изменений в структуре личности ребенка от следствий.

       Определяющей  чертой ранних социальных взаимодействий ребенка может стать наличие определенного человека, к которому ребенок сильно привязан и отношения с которым становятся прототипом всех его взаимодействий в будущем [19, c. 24].

       В своих первых контактах с окружающими ребенок выясняет, как на него реагируют другие люди приучается отвечать им соответствующим образом. В большинстве случаев родители, внутренне принимающие ребенка, оказывающие ему поддержку и обеспечивающие его безопасность, создают прочный фундамент для развития у него позитивной Я-концепции, для формирования чувства уверенности и компетентности в социальном общении.

       Вместе  с тем существует целый ряд  воспитательных ситуаций, и к ним, прежде всего, относятся разнообразные  варианты материнской депривации, которые формируют у ребенка совершенно иной образ мира- враждебный, чуждый, неприветливый. Эмоциональная и социальная депривация приводят к задержке в эмоциональном и социальном развитии.

       Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, и развития у него позитивной Я-концепции, необходимой для воспитания в будущем собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться хотя бы один взрослый человек - близкий, любящий и безоговорочно его принимающий.

       Как показал Гольдфарб, у детей, воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна не только задержка физического и умственного развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций.

       Этот  тип личности Боулби  определял  как «безэмоциональный характер». Во многих проведенных им исследованиях  было показано, что в результате смены ряда людей, которые заботятся о ребенке и к которым он привязывается, ребенок начинает вести себя так, будто ни забота о нем, ни контакты с другими людьми не имеют для него никакого значения, со временем он доверяет им все меньше и меньше, привязанность и любовь становятся все слабее, у ребенка развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Его контакты с людьми окрашены эмоциями агрессии и враждебности, ибо, не получая любви и тепла, очень трудно давать их людям. Агрессия служит также и для защиты Я-концепции, не получившей позитивного содержания и являющейся вследствие этого крайне уязвимой.

       У ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности (которое  может не соответствовать реальности), образующее затем основу негативной Я-концепции. Это в свою очередь приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям. Враждебность начинает проявляться буквально во всем - в установках, в словах, а порой и в действиях ребенка [14, c. 40].

       Таким образом, в результате определенного  восприятия взаимоотношений (часто неадекватного), подкрепленного реакциями других людей, перед ребенком оказывается закрыт путь совершенствования социального общения. Контакты с окружающими становятся для ребенка источником постоянного внутреннего недовольства, фрустрации; другие люди ничего не дают ему и поэтому не заслуживают в его глазах ничего, кроме негативного отношения. Образ взрослого не ассоциируется у ребенка ни с теплом, ни с любовью, и он не ждет от них подобных проявлений.

       Специфичным также оказываются условия и  характер взаимодействия, с которыми ребенок сталкивается, будучи помещенным в учреждения интернатного типа [18, c. 73].

       Дети, попадающие в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые  показатели в своем биографическом прошлом и в истории своих  болезней (анамнезе). Здесь могут  быть отклонения и в физическом, и в психическом развитии. Нередко выявляются задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Здесь источник возможной будущей склонности к наркотизации (употреблению алкоголя, токсических веществ, наркотиков) и формирования криминогенности. Статистика отмечает отдельные случаи наркотизации детей в шесть лет. Это происходит в деформированных социальных ситуациях, когда дети имитируют поведение более старших ребят. Однако это может происходить и в случаях врожденных аномалий.

       Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, в общении  необходимы специальные условия, которые  определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с  окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, существуют трудности в организации благоприятных условий для их жизни и самочувствия. Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его общение неразвито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим.

       Особая  проблема - феномен «Мы» в условиях детского дома [19, c. 89]. В закрытом учреждении у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «Мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая и эмоционально, и нравственно сила, которая создает защищенность ребенку. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается «Мы»

       Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «Свои» и «Чужие», на «Мы» и «Они». От «Чужих» дети стремятся извлекать свои выгоды. У них особая нормативность по отношению ко всем «Чужим» и «Своим» детдомовцам. Младшие учатся этой позиции у старших. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться как со своими сверстниками, так и с младшими по возрасту. Эта позиция формируется из-за многих причин, но, прежде всего, из-за нереализованной потребности в любви и признании и эмоционально нестабильного положения. У детей из детского дома (или школы-интерната) масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей вызывают сложные чувства и«выступают в их сознании как «Они», что развивает между ними сложные конкурентные, негативные отношения.

       Есть  еще одна трудность в условиях жизни детей, лишенных родительского попечительства. Ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Этот факт создаст особые социально-психологические условия, вызывающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиленную агрессию. Детям младшего школьного возраста особенно трудно: их переводят из дошкольного детского дома в школьный, что вызывает новое напряжение, тревогу по поводу новой жизни и новом учреждении, и они должны адаптироваться к новым воспитателям, к новым сверстникам [18, c. 81].

       Особая  психологическая проблема - лимитированное пространство предметного мира и отсутствие в детских домах, школах-интернатах свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других. Каждому необходимо это особое состояние, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Детей это касается особенно.

       Отсутствие  условий для внутреннего сосредоточения, для интимного доверительного общения со значимым взрослым стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что у детей из учреждений интернатного типа возникают аномальные взаимоотношения друг с другом, появляются отклонения в развитии личности. Очень рано развивается склонность к бродяжничеству. На улице они чувствуют себя свободнее от воспитателей и учителей, но неприкаянными и чуждыми для прохожих. В больших городах эти дети часто осваивают чердаки и подвалы, где ощущение полной свободы толкает их на безрассудные и непредвиденные поступки. Младшие берут пример с более сильных и приспособленных старших детей и подражают им во всем.

       И еще одна проблема. У детей, живущих в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов [18, c. 87].

       Формальное  принуждение к дисциплинированности таит в себе опасность агрессивного отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. Эти дети нуждаются в особом профессиональном отношении.

       Ребенок чаше всего находится под прессом  негативной социальной опенки его появления на свет или его принадлежности к низам общества.

Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов