Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.
Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;
2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;
3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.
4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;
5. Обобщить полученные данные.
Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41
5.
Культуротворчество. Объектом психологического
творчества могут выступать образы и идеи,
символы и понятия, поступки и отношения,
ценности и убеждения. Взрослым необходимо
достичь понимания того, что ребенок является
со-творцом взаимоотношений, общения,
деятельности, жизни. Непонимание этого
влечет за собой ограничение творческой
активности детей. Опираясь на достигнутый
уровень культуры, они создают новые способы
действий и поведения способы и формы
общения, творят в себе Человека [9, c. 34].
Творчество может проявляться в отношении
норм (нормотворчество), новых личностных
смыслов (переоценка ценностей, смыслотворчество),
знаний (открытия, теории и т. д.), способов
деятельности, собственной жизни (жизнетворчество,
жизнепреобразование, построение своего
будущего) и себя самого (определение перспективы
личностного роста, самосовершенствование).
В настоящее время проблемы формирования психологической культуры становятся все более актуальными. Однако к настоящему времени не существует единого подхода к определению понятия «психологическая культура». Не существует единой концепции и единого плана исследования психологической культуры.
В рамках данной работы мы будем использовать следующее понятие и выделать следующие компоненты психологической культуры:
С
позиции О.И. Моткова, психологическая
культура личности – это характеристика
гармоничности построения основных процессов
поведения и управления ими. Она выражается,
в первую очередь, в достаточно хорошей
саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности
общения и конструктивном ведении
различных дел, в наличии выраженных процессов
самоопределения, творчества и саморазвития.
Самой распространенной проблемой, являющейся следствием пребывания в учреждениях интернатного типа, является феномен депривации.
Депривация - социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп [2, c. 44].
В рамках учреждений интернатного типа имеют место различные формы депривации.
Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени [2, c. 45].
Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.
Эмоциональная и сенсорная депривация проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна [2, c. 46].
Социальная депривация – лишение или обеднение контактов с социальной средой [2, c/ 47].
Как особую форму депривации рассматривают материнскую депривацию.
Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанностей ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. Во многих случаях несколько этих факторов соединяются вместе и образуют сложную ситуацию, в которой бывает нелегко отделить причины изменений в структуре личности ребенка от следствий.
Определяющей чертой ранних социальных взаимодействий ребенка может стать наличие определенного человека, к которому ребенок сильно привязан и отношения с которым становятся прототипом всех его взаимодействий в будущем [19, c. 24].
В своих первых контактах с окружающими ребенок выясняет, как на него реагируют другие люди приучается отвечать им соответствующим образом. В большинстве случаев родители, внутренне принимающие ребенка, оказывающие ему поддержку и обеспечивающие его безопасность, создают прочный фундамент для развития у него позитивной Я-концепции, для формирования чувства уверенности и компетентности в социальном общении.
Вместе с тем существует целый ряд воспитательных ситуаций, и к ним, прежде всего, относятся разнообразные варианты материнской депривации, которые формируют у ребенка совершенно иной образ мира- враждебный, чуждый, неприветливый. Эмоциональная и социальная депривация приводят к задержке в эмоциональном и социальном развитии.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, и развития у него позитивной Я-концепции, необходимой для воспитания в будущем собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться хотя бы один взрослый человек - близкий, любящий и безоговорочно его принимающий.
Как показал Гольдфарб, у детей, воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна не только задержка физического и умственного развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций.
Этот
тип личности Боулби определял
как «безэмоциональный
У ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности (которое может не соответствовать реальности), образующее затем основу негативной Я-концепции. Это в свою очередь приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми и к уже вполне реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношения как к самому себе, так и к другим людям. Враждебность начинает проявляться буквально во всем - в установках, в словах, а порой и в действиях ребенка [14, c. 40].
Таким образом, в результате определенного восприятия взаимоотношений (часто неадекватного), подкрепленного реакциями других людей, перед ребенком оказывается закрыт путь совершенствования социального общения. Контакты с окружающими становятся для ребенка источником постоянного внутреннего недовольства, фрустрации; другие люди ничего не дают ему и поэтому не заслуживают в его глазах ничего, кроме негативного отношения. Образ взрослого не ассоциируется у ребенка ни с теплом, ни с любовью, и он не ждет от них подобных проявлений.
Специфичным также оказываются условия и характер взаимодействия, с которыми ребенок сталкивается, будучи помещенным в учреждения интернатного типа [18, c. 73].
Дети, попадающие в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем биографическом прошлом и в истории своих болезней (анамнезе). Здесь могут быть отклонения и в физическом, и в психическом развитии. Нередко выявляются задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Здесь источник возможной будущей склонности к наркотизации (употреблению алкоголя, токсических веществ, наркотиков) и формирования криминогенности. Статистика отмечает отдельные случаи наркотизации детей в шесть лет. Это происходит в деформированных социальных ситуациях, когда дети имитируют поведение более старших ребят. Однако это может происходить и в случаях врожденных аномалий.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, в общении необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, существуют трудности в организации благоприятных условий для их жизни и самочувствия. Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его общение неразвито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим.
Особая проблема - феномен «Мы» в условиях детского дома [19, c. 89]. В закрытом учреждении у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «Мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая и эмоционально, и нравственно сила, которая создает защищенность ребенку. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается «Мы»
Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «Свои» и «Чужие», на «Мы» и «Они». От «Чужих» дети стремятся извлекать свои выгоды. У них особая нормативность по отношению ко всем «Чужим» и «Своим» детдомовцам. Младшие учатся этой позиции у старших. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться как со своими сверстниками, так и с младшими по возрасту. Эта позиция формируется из-за многих причин, но, прежде всего, из-за нереализованной потребности в любви и признании и эмоционально нестабильного положения. У детей из детского дома (или школы-интерната) масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей вызывают сложные чувства и«выступают в их сознании как «Они», что развивает между ними сложные конкурентные, негативные отношения.
Есть еще одна трудность в условиях жизни детей, лишенных родительского попечительства. Ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Этот факт создаст особые социально-психологические условия, вызывающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиленную агрессию. Детям младшего школьного возраста особенно трудно: их переводят из дошкольного детского дома в школьный, что вызывает новое напряжение, тревогу по поводу новой жизни и новом учреждении, и они должны адаптироваться к новым воспитателям, к новым сверстникам [18, c. 81].
Особая психологическая проблема - лимитированное пространство предметного мира и отсутствие в детских домах, школах-интернатах свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других. Каждому необходимо это особое состояние, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Детей это касается особенно.
Отсутствие
условий для внутреннего
И еще одна проблема. У детей, живущих в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность за сохранность вещей. Такая особенность в отношении к вещам наблюдается у детей всех возрастов [18, c. 87].
Формальное
принуждение к
Ребенок чаше всего находится под прессом негативной социальной опенки его появления на свет или его принадлежности к низам общества.
Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов