Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:01, дипломная работа
В работе проведено теоретическое исследование проблемы формирования гендерных стереотипов поведения. В практической части проведён эксперимент и описаны результаты анализа формирования половых стереотипов у детей. даны рекомендации.
Цель исследования: выявить психологические особенности гендерного воспитания младших школьников в условиях школы.
Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Проблемы изучения особенностей гендерного подхода
к воспитанию в современной психологической науке……………
1.1. Теоретические основы исследования проблемы
гендерного воспитания. Полоролевой подход в воспитании…………
1.2. Гендерные различия девочек и мальчиков младшего
школьного возраста……………………………………………
ГЛАВА 2. Исследование особенностей гендерной социализации
младших школьников………………………………………………….....
2.1. Исследование гендерной социализации младших школьников.
Анализ полученных результатов………………………………………
2.2. Психолого-педагогические рекомендации………………………
Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………
♦ контакт должен быть прикрыт какой-то явной необходимостью (к примеру, можно передать лимонад сидящему за другим столом, это следует сделать обязательно с равнодушным лицом, нельзя проявлять никакого интереса);
♦ контакт приемлем, когда к нему вынуждают взрослые (учитель посылает мальчика принести что-то от девочек);
♦ контакт приемлем, когда ребенка сопровождает представитель его пола (две девочки могут разговаривать с двумя мальчиками);
♦ объект контакта впоследствии дезавуируется (нужно говорить о его уродливости, оскорблять и даже (у мальчиков) толкать).
Таким образом, в детстве во взаимоотношениях между полами имеются две противоположные тенденции: сохранять сегрегацию (раздельное общение) и конфронтацию, враждебность между полами и, напротив, разрушать эту сегрегацию.
Таким
образом, мы можем сделать вывод, что при
обучения детей поведению, социально приемлемому
для их пола, для формирования половой
идентичности, родители и воспитатели
должны учитывать гендерные различия
психологии детей.
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В
числе социально-
Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.
Социализация (от лат. socialis – общественный), это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, например воспитание, так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование. Основными институтами и агентами социализации являются семья, школа, группа сверстников, окружение, в которое входят соседи, знакомые, родители друзей и т.д., а также средства массовой информации. В целом это та среда, в которой происходит процесс усвоения, восприятия и воспроизведения соответствующих культурно-нормативных стандартов.[26.с.159.]
Соответственно, гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок, согласующихся с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. [21. с. 64]
В частности в ходе гендерной
социализации происходит
Специалисты в области психологии развития используют термин «дифференциальная социализация», чтобы подчеркнуть, что усвоение гендерных ролей мальчиками и девочками происходит по различным сценариям.
Процесс дифференциальной социализации зачастую происходит задолго до рождения ребенка. От знания того, кто родится мальчик или девочка, во многом зависит поведение родителей и окружающих: как будет назван ребенок, какая ему одежда и игрушки необходимы. На каждом этапе воспитания ребенка, а далее на протяжении всей жизни происходит процесс закрепления «мужских» и «женских» норм поведения и стереотипов. Уже к 5 годам дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что соответствует гендерной идентификации.
Необходимо отметить, что процесс восприятия, усвоения и воспроизведения существующей культурной данности в ходе гендерной социализации сначала происходит на уровне подражания. По мере осознания себя и осмысления окружающей действительности социальное поведение индивида может соответствовать ожидаемым социальным нормам, даже если это противоречит его внутреннему восприятию. Такой тип поведения, строящийся на подчинении традиционным гендерным ролям при определенном внутреннем сопротивлении им, социальные психологи называют уступчивым. Существует также тип поведения, когда человек полностью согласен с устоявшимися в обществе гендерными ролями и соответствующими нормами и стандартами. Такой тип поведения называется одобрением, или интериоризацией. Третий тип поведения – это идентификация, когда происходит простой процесс повторения ролей в силу желания быть похожими на мужчин, либо на женщин. Существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на гендерно–ролевую социализацию индивида.[20. с.55]
К
специальным культурным приемам, содействующим
закреплению «мужской» и «
В
основе традиционных представлений
о ролях мужчин и женщин лежит
утверждение о том, что их социальное
поведение обуславливается
Воспитание мальчиков традиционно носит агрессивный характер, поскольку мужчина должен быть сильнее, энергичнее и агрессивнее женщины. Мужчинам отводится роль творцов истории и культуры. Девочкам с детства предлагается роль будущей матери, которая не должна иметь личных интересов, а должна посвятить свою жизнь семье - мужу и детям. С юного возраста девочкам прививается мысль об их некой неполноценности, внушается идея о пожизненной зависимости от мужчины. Девочки воспитываются как физически, так и психологически беззащитными, что становится благоприятным фактором принятия насилия над собой. Женщинам отводится роль домашних хозяек, которым доверено заниматься домашним трудом и воспитанием детей.
Такой биологически определенный (детерминированный) подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со стороны сторонников идеи социального конструирования гендера. Следует заметить, что биологический детерминизм оправдывает природной данностью не только существование гендерного неравенства, но и неравенство, которое веками складывалось между различными социальными группами. В частности, цвет кожи или происхождение в различных обществах предопределяло принадлежность человека к определенной социальной группе - царь, раб, представитель определенного клана, касты и т.д. Иерархическое ранжирование происходило в процессе социальной стратификации. Но наиболее универсальной моделью стратификации, которая присуща любому обществу, является гендерная стратификация, когда иерархия складывается в соответствии с принадлежностью к полу и всегда в пользу мужчин.
Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.
"Отсюда
необходимо было готовить
Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".
Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.
В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.[20. с.57]
Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и Волович А.С.
Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).
Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).
Феминные
базовые ориентации ребенка (
Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании направлений воспитательной работы с девочками и мальчиками.
Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности). Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.
Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.
Несмотря
на то, что у девочек легче протекает
процесс полоролевой
Большинство семей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные. Однако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только получают равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не поощряется не демонстрация силы и агрессивности у мальчиков (неизбежное следствие воспитания мужественности), ни слабости и покорности. У девочек являющихся обратной стороной воспитания приславутой женственности. Во всех культурах девочек учат быть сдержанными в своем поведении: если они носят юбку, то многие вещи им просто недоступны. Девочек считают, как правило, более слабыми интеллектуально и физически, им предписывают карьеру подчас намного ниже их интеллектуальных возможностей; в то же время от мальчиков ждут достижения высоких результатов, хотя на самом деле различия такого рода между полами отсутствуют.
Семья, как известно, важнейший фактор и институт социализации детей, который нельзя заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями.[26. с.64]
Усиливающаяся эмансипация женщин, осознание ими своего равного, часто независимого от мужчин положения в обществе, бизнесе, на производстве, чувство собственного достоинства, возросшая образованность и половая активность уводят женщину от выполнения самой главной, природой предназначенной функции матери и воспитательницы своих детей.
Психологи, социологи, педагоги считают, что если ребенок до 5 лет лишен достаточного внимания, заботы, эмоционального контакта с близкими, особенно с матерью, то естественное протекание процесса формирования многих социально-значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым, что приводит к задержке психического развития, психопатологиям, нарушениям в развитии речи. Педагогическая практика показывает, что социально активная мама, ребенка которой воспитывают и развивают чужие люди, плохо знает, чувствует, понимает его, поэтому частенько тяготится его присутствием, применяет неадекватные возрасту и ситуациям требования и меры воспитательного воздействия от чрезмерной опеки до безнадзорности.
Информация о работе Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии