Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

В работе проведено теоретическое исследование проблемы формирования гендерных стереотипов поведения. В практической части проведён эксперимент и описаны результаты анализа формирования половых стереотипов у детей. даны рекомендации.
Цель исследования: выявить психологические особенности гендерного воспитания младших школьников в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Проблемы изучения особенностей гендерного подхода
к воспитанию в современной психологической науке……………
1.1. Теоретические основы исследования проблемы
гендерного воспитания. Полоролевой подход в воспитании…………
1.2. Гендерные различия девочек и мальчиков младшего
школьного возраста……………………………………………

ГЛАВА 2. Исследование особенностей гендерной социализации
младших школьников………………………………………………….....
2.1. Исследование гендерной социализации младших школьников.
Анализ полученных результатов………………………………………
2.2. Психолого-педагогические рекомендации………………………

Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     В общественных науках и, особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.[34.с.73]

     Слово «гендер» заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

     Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

     В странах, где развито документарное  подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

     Гендер (социальный пол) в широком понимании  не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

     Обычно  в обществе можно различить два  гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо  шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

     Таким образом, гендер – культурно-символическое определение пола, в отличие от понятия «пол» – биологическое определение. Если пол – это данность, то гендер – привнесенность сознанием, и такие конструкты культуры, как «женственное» и «мужественное», могут описываться только с учетом и использованием этого понятия, поскольку появляется возможность выйти за пределы биологических определений.

     Гендер  – это понятие, которое используется для обозначения всех тех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола.

     Важно отметить, что кроме биологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурный аспект. В самом широком смысле культура - это то, что создано человеком в процессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь, отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующие составляющие – «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве». По мнению О. Ворониной в человеческом менталитете мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов: мужское - рациональное - духовное - божественное культурное; женское - чувственное - телесное - греховное - природное.[22.с.57]

     В отличие от биологического аспекта  пола в социальном и культурно-символических аспектах содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как “мужское” или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как “женское” — негативным, вторичным и подчиненным.

     Многие, не связанные с полом понятия  в нашей повседневной жизни отождествляются с “мужским” или “женским”, то есть приобретают специфическую “половую”, гендерную окраску. В целях более четкого разграничения культурно-символического смысла “женского” и “мужского” введены термины “феминный” (женский) и “маскулинный” (мужской).

     Осознание себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре обозначается термином гендерная идентичность. Идентифицировать (осознать) себя как мужчину или женщину – это значит принять те психологические качества и модели поведения, которые данное общество приписывает и предписывает людям в зависимости от их биологического пола.

     Гендерные роли – это социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские идеи признаются взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.[34.с.54]

     Информационное  давление, в свою очередь, также оказывает  влияние на личность индивида, поскольку, расширяя свои знания о себе и мире, стремясь разобраться, какой позиции следует придерживаться в определенных социальных вопросах, люди в большей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, которую они получают от окружающих. В первую очередь это относится к гендерным ролям. Социальное окружение, в котором существуют мужчины и женщины, а также средства массовой информации, постоянно подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Идет процесс навязывания вывода, что эти различия «природны», «естественны», неизменны, что все так и есть на самом деле, и люди следуют этим предписаниям и ожиданиям. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, так и социальной информации.

     Поэтому все более активное развитие получает новая отрасль педагогических знаний, именуемая гендерным воспитанием. Оно основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, независимо от пола.

     Ценность  гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению ребенком гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

     Непосредственно в социальном воспитании гендерный  подход имеет своей задачей создание таких условий для воспитания мальчиков и девочек, юношей и  девушек, в которых, согласно А.В. Мудрику, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и к эффективному полоролевому обособлению в нем.[26.с.48]

     Свободному  развитию личности, становлению индивидуальности мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они, по мнению И.С. Клециной, побуждают мужчин и женщин формировать модель поведения, проявляющуюся в доминировании и зависимости. Гендерный подход в воспитании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

     Гендерно  ориентированное воспитание основывается на том, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и всех женщин в рамках своего пола и исходит из признания множественности, индивидуальности и пластичности гендерных различий. Как пишет Р. Коннелл, не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Мы должны говорить не о маскулинности, а о «маскулинностях». Внутри одной и той же школы будут разные пути разыгрывания маскулинности, разные способы усвоения того, как стать мужчиной, разные образы «Я».[5.с.75]

     Следовательно, встает задача индивидуализации гендерной  идентичности и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым воспитанником. В связи с этим педагогической науке в ближайшее время предстоит осмыслить психолого-педагогические условия для воспитания девочек и мальчиков, юношей и девушек, которые будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, что в свою очередь предполагает активное педагогическое содействие ребенку в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

     Гендерный подход существенным образом отличается от полоролевого подхода в воспитании. Особенности этих различий раскрываются М.Л. Сабунаевой и Ю.Е. Гусевой. 
 
 

     Характеристики  гендерного и полоролевого подходов в воспитании.[26.с.113]

 
     Гендерный подход
 
     Полоролевой подход      
1.Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами

2.Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности

3.Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины

4.Поощрение деятельности, соответствующей интересам личности

5.Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации

6.Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения

7.Тенденция к размыванию культурально сформированных гендерных схем

8.Возможность отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества

1.Ориентация на подчеркивание различий между полами

2.Воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности

3.Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины

4.Поощрение видов деятельности, соответствующих полу

5.Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности

6.Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения

7.Наличие жестких культурально сформированных гендерных схем

8.Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества

 

     Гендерный подход в воспитании сегодня –  это учет многовариативного влияния  фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др.

     Гендерное воспитание вопреки представлению  о том, что оно может ущемить  правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

     Целью гендерного подхода в воспитании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

     Построение  гендерной модели воспитательной системы  должно, по мнению Л.В. Штылевой, учитывать следующие принципы:

     Принцип демократизации:

     а) мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и  участии в общественной жизни школы;

     б) мальчики и девочки не противопоставляются  друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. При  возникновении конфликтных ситуаций в отношениях мальчиков и девочек  они рассматриваются не как конфликт между представителями пола, а  как конфликт между конкретными людьми.

     Принцип гуманизации.

     Равноправие не означает отрицание биологических  и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность  более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и вне учебной деятельности.

     Принцип природосообразности.

     Формы, методы и средства воспитания выбираются с точки зрения их целесообразности.

     Принцип соответствия требованиям времени.

Информация о работе Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии