Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

В работе проведено теоретическое исследование проблемы формирования гендерных стереотипов поведения. В практической части проведён эксперимент и описаны результаты анализа формирования половых стереотипов у детей. даны рекомендации.
Цель исследования: выявить психологические особенности гендерного воспитания младших школьников в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Проблемы изучения особенностей гендерного подхода
к воспитанию в современной психологической науке……………
1.1. Теоретические основы исследования проблемы
гендерного воспитания. Полоролевой подход в воспитании…………
1.2. Гендерные различия девочек и мальчиков младшего
школьного возраста……………………………………………

ГЛАВА 2. Исследование особенностей гендерной социализации
младших школьников………………………………………………….....
2.1. Исследование гендерной социализации младших школьников.
Анализ полученных результатов………………………………………
2.2. Психолого-педагогические рекомендации………………………

Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 300.00 Кб (Скачать)
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………3

     ГЛАВА 1. Проблемы изучения особенностей гендерного подхода

     к воспитанию в современной  психологической науке……………

    1. Теоретические основы исследования проблемы

       гендерного воспитания. Полоролевой  подход в воспитании…………

    1. Гендерные различия девочек и мальчиков младшего

       школьного возраста…………………………………………… 

     ГЛАВА 2. Исследование особенностей гендерной социализации

     младших школьников………………………………………………….....

     2.1. Исследование гендерной социализации младших школьников.

     Анализ  полученных результатов………………………………………

     2.2.  Психолого-педагогические рекомендации……………………… 

     Заключение………………………………………………………………

     Литература………………………………………………………………

     Приложение

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Воспитание  как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение  базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

     В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является гендерное воспитание. Традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом "Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший", наглядно демонстрирующий идею "бесполой" педагогики, неумолимо уходит в прошлое.

     Проблема  воспитания ребенка с учетом половых  различий, позволяющая по-иному увидеть  специфику педагогической работы c детьми младшего школьного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.

     Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как  важную характеристику ребенка. В результате формируется «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские или женские черты. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Женщины наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества, как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон.

     Чтобы воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола, необходимо помочь ребенку, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

     Мужчину в мальчике и женщину в девочке  следует воспитывать с раннего  детства. В противном случае при  формировании их личности почти неизбежны  отклонения, что создаст для них  серьезные препятствия в жизни.

     Для современной постановки вопроса о разработке систем гендерного воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

     Маскулинизация  женщин и феминизация мужчин, формирование пассивного фемининного типа личности приводит к тому, что, приобретая некоторые  свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются или плохо используются свои, данные природой возможности. Тем самым нарушается один из основных принципов развития природы – специализация разных особей в восполнение определенных функций. Поэтому необходимо осуществлять гендерное воспитание суть которого – в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

     Проблема  формирования половой воспитанности детей в процессе полоролевой социализации - это, несомненно, проблема физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Это важный индивидуальный и социальный вопрос. Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для реализации социальной функции образования, заключающейся в создании необходимых педагогических условий для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными индивидуальными особенностями, для подготовки к половым ролям, которые они затем будут выполнять в семье и обществе.

     Несмотря  на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации ребенка, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документов показывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиеся научно обоснованные системы полового воспитания.

     Итак, проблема психологических особенностей гендерного воспитания младших школьников является бесспорно актуальной.

     Важность  воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

     Проблемой полоролевого воспитания и изучению формирования половой идентичности у детей занимались многие исследователи: Еремеева Д.В. и Хризман Т.П., Каган В.Е., Колесов Д.В., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Лисина М., Маккоби Е. и Джексон К., Набиулина Ю.М., Репина Т.А., Слободская Е.Р., Татаринцева Н., Тельнюк И.В., Флерина Е.А., Эльконин Д. и др.

     Проблема  полоролевой социализации ребёнка  была затронута в книге «Эмиль»  Ж.- Ж.Руссо, который писал о том, как следует относиться к пробуждению  половой жизни у ребёнка, и  как по возможности отдалять момент этого пробуждения. Родоначальниками изучения детской сексуальности считают А.Молля и З.Фрейда. Идеи полоролевой социализации нашли отражение в 60-х гг. XIX в. (И.Блош, Ф.Паулсен, В.Хлюдзинский). В начале XX столетия большой вклад в исследование данной проблемы внесли философы, социологи, физиологи, психологи, педагоги (Е.А.Аркин, Н.А.Бердяев, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, И.П.Павлов, В.В.Половцев, В.Н.Половцева, В.В.Розанов, Н.Е.Румянцев, И.М.Сеченов и др.). В это время идет интенсивное изучение психосексуального развития детей, возможностей и особенностей полоролевой социализации (Е.А.Аркин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, и др.).

     В современный период по проблеме полоролевой  социализации известны работы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И.Голод, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Д.В.Колесов, А.Г.Хрипкова и др.); - этики - внимание сосредоточено на нравстенно-этических аспектах полового воспитания, воспитании чувства чести и достоинства мальчиков и девочек (Л.А.Арутюнова, Л.А.Байкова, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, В.Л.Вечер, В.М.Гоголина, А.С.Красовский, Н.А.Кудрова, О.Р.Кунц, В.С.Мухина, В.И.Петрова, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина, Ю.В.Флоровский, СВ. Черенкова, А.И.Шемшурина и др.

     Объект: гендерное воспитание детей младшего школьного возраста

     Предмет: психологические особенности гендерного воспитания младших школьников

     Цель  исследования: выявить психологические особенности гендерного воспитания младших школьников в условиях школы.

     Задачи:

  • изучить теоретические основы исследования проблемы гендерного воспитания;
  • проанализировать основные положения полоролевого подхода в воспитании;
  • определить специфику гендерных различий между мальчиками

     и девочками младшего школьного возраста;

  • уточнить социально-психологические факторы, влияющие на гендерное воспитание младших школьников;
  • провести исследование гендерной социализации детей младшего школьного возраста, проанализировать полученные результаты;
  • разработать психолого-педагогические рекомендации.

     Гипотеза: наибольшая эффективность гендерного воспитания зависит от учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

      - учет гендерных различий между  мальчиками и девочками;

      - при  взаимодействии  всех социально-психологических факторов, влияющих на гендерное воспитание младших школьников.

       
 
 

 

      ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

     ПОЛОРОЛЕВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ 

     В основе проблемы изучения особенностей гендерного подхода к воспитанию в современной психологической науке лежит понятие гендер.

     Многие  авторы используют термины "пол" и "гендер" как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное  специфическое значение

     Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Очень незначительные различия в мужских и женских ролях обусловливаются биологическими особенностями, например, только женщины могут вынашивать и рожать детей, только мужчины генерируют сперму.

     Но  помимо биологических отличий между  мужчинами и женщинами существует множество различий, которые «обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе», то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов.[5. с.63]

     Как уже отмечалось, для того, чтобы  более четко очертить различия между  биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих их поведение, и был введен термин гендер. Введение термина гендер позволяет, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол.

     Гендер (англ. gender, от лат.genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами по работе, одноклассниками по месту учёбы, родителями, случайными прохожими и т. д.[34.с.48]

     В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

Информация о работе Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии