Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:01, дипломная работа

Описание работы

В работе проведено теоретическое исследование проблемы формирования гендерных стереотипов поведения. В практической части проведён эксперимент и описаны результаты анализа формирования половых стереотипов у детей. даны рекомендации.
Цель исследования: выявить психологические особенности гендерного воспитания младших школьников в условиях школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Проблемы изучения особенностей гендерного подхода
к воспитанию в современной психологической науке……………
1.1. Теоретические основы исследования проблемы
гендерного воспитания. Полоролевой подход в воспитании…………
1.2. Гендерные различия девочек и мальчиков младшего
школьного возраста……………………………………………

ГЛАВА 2. Исследование особенностей гендерной социализации
младших школьников………………………………………………….....
2.1. Исследование гендерной социализации младших школьников.
Анализ полученных результатов………………………………………
2.2. Психолого-педагогические рекомендации………………………

Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

     Взаимодействие  с семьей учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и обучения и, как следствие этого, на основе единства действий, требований и уважения к ребенку как представителю своего пола.[9.с.73]

     Для эффективного внедрения гендерного подхода в воспитании по мнению Л.В. Штылевой, необходимо изучить факторы педагогической среды, влияющие на процесс формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, формы школьной работы, значимые для гендерной социализации, подготовить для этого педагогический персонал. Автор полагает, что становлению адекватной гендерной идентичности будут способствовать следующие направления работы с детьми:

      - дополнение зон самореализации  детей (например, поощрение девочек  к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию);

      - организация опыта равноправного  сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

      - снятие традиционных культурных  запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

      - создание у девочек опыта  самопоощрения и повышения самооценки;

      - создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

      - привлечение к воспитанию детей  родителей того и другого пола. 

 

      1.2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ

     И ДЕВОЧКАМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

     В настоящее время активно разрабатывается  направление, связывающее особенности  развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с  функциональной специализацией полушарий  головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка.

     По  данным нейрофизиологов и нейропсихологов  мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др. [15.с.48]

     На  ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у  них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений (В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Е Каган, В.Н. Клейн и др, Д.В. Колесов, И.С. Кон , В.А. Москвин , Н.Г. Пушкарева, С. Спрингер, Г. Дейч.).

     В биологическом смысле мальчики, поступающие  в школу, моложе девочек. Рождаясь, мальчики на 3–4 недели менее зрелые, чем девочки. К пубертатному периоду расхождение в «зрелости» 2–3 года. Маленьких мальчиков, реже чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

     В первом классе мальчики хуже адаптируются к школе. У них хуже по сравнению с девочками развита тонкая моторика руки. Почерк у мальчиков неровный, некрасивый, размашистый, оригинальный. В речевых навыках мальчики тоже уступают девочкам, но если нужно проявить новаторство, например, решить кроссворд, найти словесные ассоциации, то мальчики справляются с этим лучше. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, оценить мальчика можно только с себе подобным или с собой предыдущим.

     Мальчики  при получении информации мало реагируют  на эмоциональную окраску голоса (модуляцию, интонацию), зато быстрее воспринимают и осмысляют любую информацию о действиях (глагольные формы). Если мальчики задают вопрос, то только затем, в отличие от девочек, чтобы получить конкретный ответ. Сигналы об этих особенностях мальчики подают репликами «Короче!», «Что конкретно?» Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с ранее имеющейся и воспринимают ее аналитически. У мальчиков хорошо формируются в мозгу связи между знаками, словами и образами и создаются однозначные, в отличие от девочек, контексты.

     Мальчики  превосходят девочек в визуально-пространственных способностях. Им легче, чем девочкам, дается геометрия. Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому  при переходе от словесно-цифровых к зрительно-пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают. Мальчики имеют большую, чем девочки скорость зрительно-моторных реакций.

     При получении информации у мальчиков  избирательно включаются то левое, то правое полушария. У мальчиков, по сравнению  с девочками, более активно работает передний мозг (лобные доли), который отвечает за смыслообразование, и, следовательно, мышление мальчиков более творческое, что способствует повышению самореализации (Хризман, Еремеева).

     Мозг  мальчиков активно реагирует  в первые минуты эмоционального воздействия, причем избирательно. Включаются те отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков. Потом происходит «блокировка» и мальчик перестает слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.[18. с.43]

     К концу 7–10 лет утомляемость у мальчиков  к концу учебного года выше, чем  у девочек.

     Мальчики  адекватно реагируют на положительную  и отрицательную оценку деятельности и поведения, готовы перестроиться, если нужно, но только тогда, когда взрослые доброжелательны и спокойны. Если взрослые подавляют, подчиняют мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает мозг и психику мальчика. Если мальчиков похвалить, то у них возникает побуждение сделать еще что-то и даже лучше.

     Для мальчиков принципиально важно  что оценивают в их деятельности, а не как. При этом хвалить мальчика лучше не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц. Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем— женщиной резко снижает его рейтинг в группе сверстников, так как собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы, поскольку считают себя носителями существующей в их понятии особенностей своего пола.

     Мальчики  более возбудимы, несдержанны, раздражительны, агрессивны, демонстративны, но боле откровенны и искренни, чем девочки, однако более  «неудобны» для взрослых. Мальчики в основном активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют. Мальчики охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе, но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании и изучении нового. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения и т.д.

     Мальчики  испытывают колоссальную потребность  в активном движении, которая стимулирует  развитие всех высших психических функций. Мальчики охотно осваивают горизонтальное и вертикальное пространство, их манят и волнуют тайны темного леса, страшное подземелье, озеро, стройка, крыши. Природа так устроила мальчиков, она как бы жертвует мужчинами для освоения мира на каждые 100 женщин рождается на 5-6 мужчин больше, а к периоду деторождения их становится не меньше. Взрослые, желая сохранить, оберечь мальчиков от травматизма и смерти, стремятся ограничить их активность, подвижность, но этого делать нельзя, надо удовлетворять потребность в активном движении, придавая ей игровой и познавательный характер, чтобы мальчик мог стать настоящим мужчиной, цельной творческой личностью.

     В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически лишь при групповом общении и никогда наедине. Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказываю мальчиков, теряя тем самым авторитет в глазах и тех и других.

     Девочки к моменту поступления в школу вполне соответствует образу положительного ученика. Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

     При эмоционально окрашенной информации у  девочек усиливается внимание и  осмысление. Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении ее с ранее имеющейся. У девочек формируются многозначные, более художественные контексты. Объем кратковременной памяти у девочек выше, чем у мальчиков.

     Девочки предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно-пространственные задания для них тяжелая работа.

     Для девочек важно кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласкова укажут на недоработку, и может огорчиться, если сухо произнесут: «Ивановой— четыре». Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перестать стараться, успокаивается, удовлетворяется хорошим отношением. Поэтому, похваливая, нужно побуждать девочку к дальнейшим действиям.

     Девочки предпочитают общаться с людьми отзывчивыми, эмоциональными, боязливыми. Когда  взрослые хвалят девочек, они не теряют расположения сверстниц.

     Девочки склочничают, сплетничают до тех  пор, пока не переключаются на заботу о младших.

     Уже с 1 класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». «Ах, эти мальчишки, они все— дураки, на них нельзя положиться…» И действительно, обычно девочки, как более успешные, исполнительные и ответственные, занимают «руководящие» посты в школе и в классе. Но воспитатели и учителя должны понимать, что это может плохо отразиться на семейной жизни девочек в будущем.

     Девочки жаждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: громкий  смех, подтрунивания, издевки и т.д. Иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит только одно— женская потребность понравиться, быть замеченной. Забота учителей и родителей о том, чтобы помочь увидеть девочке, в чем она особенная и как это достойно можно показать значимым лицам. Для девочек более значимой является оценка ведущего урок.

     Из-за большой эмоциональной лабильности (неустойчивости) девочек по сравнению  с мальчиками соревновательные элементы желательно использовать как можно реже. Полезно актуализировать естественные возможности девочек к терпению, соучастию.

     Девочкам  не следует частым и продолжительным  включением соревновательных элементов  создавать агрессивное, стрессовое напряжение, не естественное для женского организма.

     Работа  в коллективе (коллективные формы  обучения) у девочек должны побуждать  не соревновательность, а сочувствие к слабому, побуждать к родительскому  поведению по отношению к тем, кто слабее.

     Несмотря на весьма значительные данные биологической интерпретации познавательных особенностей мальчиков и девочек, они не объясняют всей сложности и своеобразия их психики, в соотнесении с дифференциацией полов в онтогенезе (В.А. Геодакян, И.С. Клецина, И.В. Костикова, Л.Ю. Орлова, Л.В. Попова, Л.В. Штылева).

     До  поступления в школу потребность  ребенка в личной привязанности  определяла круг его общения. Если эта  потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может  отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это отвергание, объективно отражающее динамику формирования отношений в коллективе, в крайних случаях может принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще всего—на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о мужественности. И когда взрослые говорят: "Какой же ты мужчина?", мальчики презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослых может привести девочек к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это — к изменению отношения к нему мужской части коллектива.

     Дошкольник  оценивается обычно по одному какому-то признаку, обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный, поет, рисует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. «Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое — он познает себя как средоточие многих и разных возможностей».

Информация о работе Формирование гендерных стереотипов с помощью сказкотерапии