Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Работа содержит 1 файл

благоприятные периоды воспитаниядля класса.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

   Параметры наблюдения социально-психологического климата разложены на 3 вектора:

1) эмоциональный  фон, 

2) способность  к сотрудничеству,

3) эффективность  взаимодействия.

Предложенные  референты, по замечанию авторов  А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой, не являются единственно возможными, и их список можно дополнять другими характеристиками.

При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые  особенности фиксируются без  указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены). Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие социально-психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом). Однако в большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит увидеть вклад каждого школьника в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем.

  Когда пятиклашки приходят под руководство учителя, необходимо рассказывать учащимся о новой, более взрослой позиции, которой дети должны соответствовать. Основные составляющие этой позиции:

а) умение сотрудничать, то есть выполнять какое – то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки;

б) сочувствие, то есть умение отзываться на просьбы своих одноклассников, умение увидеть, то учителю или однокласснику нужна помощь;

в) самоконтроль, то есть умение сдерживать свои желания и капризы, умение без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы. Мы в классе называем эту позицию – Правило трех «С» (приложение №6). Успехи фиксируем в индивидуальной карте каждый месяц. С ними знакомятся и дети и их родители.

Эмпирические референты СПК класса:

1) благоприятного СПК

Параметры Вербальные  референты Невербальные  референты
Эмоциональный фон Словесное выражение  позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Доброжелательные  улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству Обращения к  собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в  мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.) Выслушивания  с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).
Эффективность взаимодействия Словесное подтверждение  решения поставленной задачи. Словесное  выражение удовлетворения результатом. Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

1) неблагоприятного СПК

Параметры Вербальные  референты Невербальные  референты
Эмоциональный фон Словесное выражение  негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Недоброжелательные  улыбки, смех, обидные слова в  адрес одноклассников. Печальный  или враждебный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в  мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.) Отсутствие  угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).
Эффективность взаимодействия Словесное отрицание  решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.
 

Способы формирования и поддержания  благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата  и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

    Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу,  креативность.

    Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.

1. Игра-тест "Альпинист".

В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается схематический рисунок «гора» и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и  суммирует баллы. После этого сумма  делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.) 

2. Игра-проект "Символика  моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше  половины пути прошли. Давайте  попробуем покорить вершину все  вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а  что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание  правил и законов  нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие  правил, по которым функционирует  класс. Эти правила должны быть понятны  детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что  только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются  и понимаются людьми.

Творческое задание  ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После  голосования - записать на листе ватмана  и поставить подписи.

4. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный  кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно. Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

Очень хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую  атмосферу такие мероприятия  в классе:

  • конкурс рисунков «Моя семья»;
  • презентация каждого учащегося «Я и мой класс»;
  • совместные походы выходного дня и  экскурсии;
  • помощь ветеранам и вахта памяти;
  • концерты и спектакли не только одаренными детьми, но и другими ребятами  из класса;
  • участие родителей в школьных мероприятиях;
  • классные часы « Молекулы», «Что такое радость», «Дружба» имели возможность сразу почувствовать необычную атмосферу, ощущение радости;
  • традиция «Подарок своими руками»;
  • анкета среди родителей «Что доставляет моему ребенку радость» позволила актуализировать чувство радости в общении родителя и ребенка;
  • детско – родительские собрания.

Таким образом, при выстраивании работы с детьми  надо стремится, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома, формировало симпатии и дружеские отношения.    Работу с детьми хорошо проводить с использованием творческих заданий. Привлекать к коммуникационным проектам, где активное участие будут, конечно, принимать и родители. Участвуя в них, ребята узнают много нового, учатся делать подарки и сувениры. Совместное творчество и коллективные дела позволяет выделить в качестве основных показателей нравственно-психологического климата коллектива следующее:

Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе