Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:25, реферат
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
«Самое
главное глазами не увидишь, зорко одно
лишь сердце!»
Сент-Экзюперр
Из опыта работы классного руководителя
Жуковой Татьяны Леонидовны
МОУ «Оконешниковская
СОШ», Омская область
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
Формирование
и совершенствование социально-
Приоритетные задачи, которые решают классные руководители на каждом возрастном этапе:
Пути решения этих задач в нашей школе.
Сильнее всех методик воспитывает среда и коллектив, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. С каждым годом дети меняются, а потому и меняется расстановка сил. Но дети всегда настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы, но с одним условием, если им идея преподнесена интересно и доступна. Поэтому педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности педагогического руководства. Поэтому классный руководитель и психологическая служба формирует в педагогическом и детском коллективах психологический климат, который обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития школьников, а также способствует профессиональному и личностному росту педагогов, конструктивному взаимодействию родителей и школы.
Классным руководителем в школе я работаю уже восьмой год, поэтому смело могу заявить, что это очень трудно, но и интересно.
Как правило, школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Делятся они часто по статусному признаку: выделяется группа высокостатусных со «звездой» во главе, группы средне –и низкостатусных, изгои группы тоже составляют общность. Если в младших классах деление на микрогруппы происходит по принципу успешности в учебе, то позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте – коммуникативная успешность. При условии грамотного управления группового процесса можно добиться определенных условий: гармонию и теплоту взаимоотношений друг с другом, атмосферы доверия и сплоченности. Классному руководителю необходимо определить индекс групповой сплоченности (приложение №2).
Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно связана с изменением в это время отношения подростка к самому себе.
Присутствует своеобразный кризис самооценки:
Все эти причины порождают типичные проблемы общения, когда ребенок, либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, или просто ими игнорируется.
И в том, и в другом случае подросток глубоко переживает психологический дискомфорт, вследствие чего, ребенок не испытывает нормальной потребности в общении или даже избегает контактов с другими детьми.
Взяв новый класс, первое, что начинаю делать, так это составлять индивидуальную карту развития на каждого ребенка, изучаю самооценку учащихся (приложение №5). Это очень важно знать каждому педагогу, который работает с классом.
Серьезные трудности возникают у школьников с завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на любые затруднения, не прислушиваются к замечаниям и требованиям взрослых либо отказываются от деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе.
Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой: они нерешительны, крайне неуверенны в собственных силах, а это формирует чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.
Сопровождение каждого ученика идет в перспективе его саморазвития.
Два раза в год провожу комплексную психологическую диагностику учащихся, составляю подробные характеристики, консультирую педагогов. Динамика психического развития детей отслеживается на протяжении всех лет обучения в школе. Результаты коррекционно-диагностической деятельности заносятся в индивидуальную карту развития. Психологическая служба тоже принимает активное участие. Все эти данные довожу до сведения родителей на собраниях, в ходе которых родителям сообщаются сведения о динамике психического развития ребёнка, вырабатывается общая конструктивная стратегия взаимодействия семьи и школы. Семейно бытовые отношения оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, формирование моральных, этических норм поведения, а следовательно, они так или иначе находят свое отраженно и в нравственно-психологическом климате СПК, где нравственные ценности, идеалы, социальные установки находят свое проявление. Именно поэтому я много времени уделяю работе с семьей.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Составляющие климата в классе являются основой формирования комфортности в классе (приложение №4)
Характеристика благоприятного социально-психологического климата:
Характеристика неблагоприятного социально-психологического климата:
Для изучения и
формирования социально-психологического
климата в классе использую различные
психолого-педагогические приемы, направленные
на:
К условиям, определяющим
эффективность влияния
Кроме того, прослеживаю динамику развития в зависимости от начала учебного года, его завершения и каникулярного времени. Данные показывают, что оценки нравственно-психологического климата, полученные в начале учебного года и в период каникул абсолютно одинаковы, оценки же полученные в конце учебного года, чуть ниже, что вероятно свидетельствует о накопившейся усталости учащихся за год.
Методики диагностики, которые использовала для изучения СПК, приведены в приложении. (Приложение №1)
Для того, чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, использую метод наблюдения за классом в деятельности, во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Описанный метод наблюдения предложен А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой.
Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе