Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Работа содержит 1 файл

благоприятные периоды воспитаниядля класса.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

«Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце!» 
Сент-Экзюперр

Формирование  благоприятного социально-психологического климата в классе.

Из опыта  работы   классного руководителя

Жуковой Татьяны Леонидовны

МОУ «Оконешниковская СОШ», Омская область 

 Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует  невидимую, тонкую, деликатную, психологическую  сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование  и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Приоритетные задачи, которые решают классные руководители на каждом возрастном этапе:

  • 1 -4   классы   -   развитие   познавательной   активности,   способности   к   взаимодействию сотрудничеству;
  • 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям  5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива;
  • 7-8 классы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;
  • 9-11 классы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение.

Пути решения этих задач в нашей школе.

Сильнее всех методик  воспитывает среда и коллектив, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся имеет сложный и непредсказуемый характер. С каждым годом дети меняются, а потому и меняется расстановка сил. Но дети всегда настроены на позитивное взаимодействие, активны, инициативны, легко идут на контакт, легко управляемы, но с одним условием, если им идея преподнесена интересно и доступна. Поэтому педагог должен руководить развитием коллектива, опираясь на особенности педагогического руководства. Поэтому классный руководитель и психологическая служба формирует в педагогическом и детском коллективах психологический климат, который обеспечивает благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития школьников, а также способствует профессиональному и личностному росту педагогов, конструктивному взаимодействию родителей и школы.

    Классным руководителем в школе я работаю уже восьмой год, поэтому смело могу заявить, что это очень трудно, но и интересно.

       Как правило, школьный класс состоит из некоторого количества подгрупп. Делятся они часто по статусному признаку: выделяется группа высокостатусных со «звездой» во главе, группы средне –и низкостатусных, изгои группы тоже составляют общность. Если в младших классах деление на микрогруппы происходит по принципу успешности в учебе, то позднее доминантным становится половой признак. В старшем школьном возрасте – коммуникативная успешность. При условии грамотного управления группового процесса можно добиться определенных условий: гармонию и теплоту взаимоотношений друг с другом, атмосферы   доверия и сплоченности. Классному руководителю необходимо определить индекс групповой сплоченности (приложение №2).

 Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно связана с изменением в это время отношения подростка к самому себе.

 Присутствует  своеобразный кризис самооценки:

  • несформированность  умения контактировать с другими людьми,
  • отсутствие умения владеть необходимыми навыками общения в данном возрасте,
  • не хватает способности определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

    Все эти причины  порождают типичные проблемы общения, когда ребенок, либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, или просто ими игнорируется.

    И в том, и  в другом случае подросток глубоко  переживает психологический дискомфорт, вследствие чего, ребенок не испытывает нормальной потребности в общении  или даже избегает контактов с  другими детьми.

    Взяв  новый класс,  первое, что начинаю делать, так это составлять  индивидуальную карту  развития на каждого ребенка, изучаю самооценку учащихся (приложение №5). Это очень важно знать каждому педагогу, который работает с классом.

  Серьезные  трудности возникают у школьников с завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на любые затруднения, не прислушиваются к замечаниям и требованиям взрослых либо отказываются от деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе.

 Не менее  серьезные проблемы возникают  у детей со сниженной самооценкой: они нерешительны, крайне неуверенны в собственных силах, а это формирует чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Сопровождение каждого ученика идет в перспективе его саморазвития.

Два раза в год провожу комплексную психологическую диагностику учащихся, составляю подробные характеристики, консультирую педагогов. Динамика психического развития детей отслеживается на протяжении всех лет обучения в школе. Результаты коррекционно-диагностической деятельности заносятся в индивидуальную карту развития. Психологическая служба тоже принимает активное участие. Все эти данные довожу до сведения родителей на собраниях,  в   ходе которых родителям сообщаются сведения о динамике психического развития ребёнка, вырабатывается общая конструктивная стратегия взаимодействия семьи и школы. Семейно бытовые отношения оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, формирование моральных, этических норм поведения, а следовательно, они так или иначе находят свое отраженно и в нравственно-психологическом климате  СПК, где нравственные ценности, идеалы, социальные установки находят свое проявление. Именно поэтому  я много времени уделяю работе с семьей.

   Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Составляющие климата в классе являются основой формирования комфортности в классе (приложение №4)

Характеристика  благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристика неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и  формирования социально-психологического климата в классе использую различные  психолого-педагогические приемы, направленные на: 

  • определение неформальной структуры класса, выявление  лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов  на психологический климат в детском  коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Кроме того, прослеживаю динамику развития в зависимости от начала учебного года, его завершения и каникулярного времени. Данные показывают, что оценки нравственно-психологического климата, полученные в начале учебного года и в период каникул абсолютно одинаковы, оценки же полученные в конце учебного года, чуть ниже, что вероятно свидетельствует о накопившейся усталости учащихся  за год.

Методики диагностики, которые  использовала  для изучения СПК, приведены в приложении. (Приложение №1)

   Для того, чтобы исследование СПК было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, использую метод наблюдения за классом в деятельности,  во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Описанный метод наблюдения предложен А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой.

Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе