Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Работа содержит 1 файл

благоприятные периоды воспитаниядля класса.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

-  ценностно-ориентационное единство коллектива,

-  эмоциональное богатство жизни коллектива,

-  творчество в коллективе,

-  объединение коллектива общим мнением, убеждением,

-  помощь друг другу,

- терпимость  к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки  и  

   заблуждения,

-  взаимная ответственность,

-  дисциплинированность;

-  заставляет думать о   товарищах, идет подготовка поздравительных  открыток. Сделанные

   своими  руками сувениры особенно приятны;

И, наконец, хочется  перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы.

  1. Всегда исходить из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогать ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставлять детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Быть последовательным, никогда не нарушать своего слова.
  6. Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забыть о покровительственном тоне.
  8. Создавать условия, а не диктовать их.
  9. Являться собой примером.
  10. Найти индивидуальный подход к каждому ребенку, не управлять людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  11. Быть полным энтузиазма, помнить: энтузиазм заражает.
  12. Чаще улыбаться в классе.
  13. Не бояться беспорядка и шума, даже если это вызвано активной работой учеников.
  14. Устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их  в вашем внимании и участии.
  15. Нужно помнить: «Чтобы уважали тебя, уважай всех, кто рядом с тобой!»

    Как делать замечания?

    Обычная в  обиходе вещь – замечания. Строгий  учитель считает, что чем больше замечаний, тем больше внимания к  развитию ребенка, тем больше ответственности  и предусмотрительности.

   Работа,  классного руководителя, заключается в следующем: как бы ты не старался помочь детям на всех этапах школьной жизни, нужно всегда  помнить о том, что впереди у каждого самостоятельная дорога, которая будет полна ошибок, разочарований и надежд. Конфуций писал: «Достойный человек не идёт по следам других людей». Это значит, что каждый человек должен прокладывать свой путь и выявлять собственным опытом границы добра и зла. Классный руководитель должен быть рядом и поддерживать в ученике уверенность в собственных силах, всегда помня, что истина должна быть пережита, а не преподана. 

Дети — это Учителя, 
Которые через свою 
Непосредственность, 
Дают взрослым уроки жизни, 
 

Помогая осознать промахи! 
Расширить сознание, 
Идя к совершенству 
Счастливого Человека!
 
 
 
 

    Литература

1. Аникеева Н.П.  Учителю о психологическом климате  в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

2. Афанасьева  Т.А. Социально-психологический климат  организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический  климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

4. Леванова Е.  А. Волошина А. Г. Игра в  тренинге. Возможности игрового  взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.

5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами  - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004

6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.

7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива  класса: Сценарии занятий с учащимися.  Работа с родителями. Диагностика  учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 

  Приложение№1 

Карта субъективных оценок социально – психологического климата классного  коллектива 

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.

Возраст: уч-ся 5-11 классов. 

Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-хбалльной шкале:

всегда  — 4

                                                                     часто  — 3

иногда  — 2

  никогда — 1 

  1. В нашем  классе бодрое, радостное настроение.
  2. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.
  3. В классе ребята дружные.
  4. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.
  5. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.
  6. В классе осуждают нарушителей дисциплины.
  7. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.
  8. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.
  9. В актив избираются ребята, пользующиеся  авторитетом.
  10. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.
  11. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.
  12. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.
  13. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.
  14. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.
  15. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.
  16. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.
  17. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно,  спокойно.
  18. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.
  19. На все события класс реагирует бурно, коллектив  обсуждает их.
  20. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.
 

Обработка данных. 

    Подсчитывается  общее количество баллов по всему  тесту, затем эта сумма делится  на количество вопросов (20 вопросов) и  вычисляется средний балл.

    Для оценки степени благоприятности  психологического климата класса используется следующая шкала градаций:

    4, 0 —  оптимальный психологический климат;

    3, 9- 3, 6 — положительный психологический  климат;

    3, 5 –  2, 6 — ситуативно-положительный климат  или неустойчивый с преобладанием  положительных  характеристик;

    2, 5 -1, 6 — ситуативно - отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;

    1,5 -1, 0 — негативный психологический    климат коллектива

         После диагностики   следует  сделать соответствующие выводы  и наметить работу с классным коллективом. 
     
     
     
     
     

Приложение  №2

Определение индекса групповой сплоченности Сишора 

Назначение и  инструкция:

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще  сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими  вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в  скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. 

1. Как бы ты  оценил свою принадлежность к  классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)
  2. Участвую в большинстве дел класса (4)
  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
 

2. Перешел бы  ты в другой класс, если бы  представилась такая возможность  (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)
 

3. Каковы взаимоотношения  между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)
 

4. Каковы у  вас взаимоотношения с классным  руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)
 

5. Каково отношение  к делу (учебе и т.п.) в вашем  классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)
 

Уровни  групповой сплоченности рассчитывается как  среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

                                                                                                                          

 Приложение №4 

Составляющие  климата в классе: 

дружба,

 помощь друг другу,

сплоченность,

 комфортность,

взаимопонимание,

поддержка друг друга,

доброта,

любовь  к ближним.

Можно оформить в виде таблицы, солнышка ит.д. 

                                                                                                                                     Приложение №5 
 

Уровень самооценки 

Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе