Формирование адекватной самооценки у детей младше школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования изучить особенности формирования самооценки младших школьников с недостатками интеллекта.

Задачи исследования:

1) Теоретический обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;

2) Выявление особенностей развития самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;

3) Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

Введение

Глава1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью

1.1. Определение значимости самооценки личностном становлении индивида

1.2. Личностное становление в онтогенезе

1.3. Специфические особенности самооценки

Выводы по первой главе

Глава2 Экспериментальное изучение самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью

2.1. Диагностические методы изучения самооценки младше школьников

2.2. Анализ результатов диагностического обследования младше школьников

2.3. Рекомендации по устранению нарушений самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью

Выводы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 83.83 Кб (Скачать)

     При организации внеурочной и внешкольной работы можно использовать формат игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ, а также впервые появившиеся еще в середине XX в. и с тех пор хорошо зарекомендовавшие себя «Конкурсы смекалистых», «Турниры знатоков» или появившиеся в игровом арсенале несколько позже и потому относительно молодые, но уже широко известные тематические фестивали, спартакиады, защиты творческих работ и так далее. Педагогический эффект этих игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной жизни не находят применения.

     Решающее  влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

     1) отношение окружающих;

     2) осознание самим ребенком особенностей  своей деятельности, ее хода и  результатов. 

     Педагог должен учить умственно отсталых школьников видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать  свои желания с желаниями и  потребностями окружающих.

     В каждом возрастном периоде на развитие самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем  школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени  развитие самооценки ребенка, она прямо  связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая  деятельность, начинает корректировать развитие личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в  школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших  школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как  оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Именно поэтому важно, чтобы педагог  делал адекватные оценки. Если учащийся заслуживает похвалы, то его надо похвалить, если же его действия заслуживают  порицания, то сделать замечание  и показать, как необходимо правильно  поступать в подобных ситуациях.

     Чтобы помочь ученику в развитии адекватной самооценки, необходимо в первую очередь  учить его умению учиться –  умению видеть подлинные учебные  задачи и находить оптимальные способы  их решения. Это важно не только непосредственно  в процессе учебы, но и в любой  другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить учащихся в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

     Важно также помочь учащимся проявить себя – осуществить свои возможности  в той области, в которой у  них наметились особые успехи. Это  поможет им заслужить уважение учителя, товарищей.

     Важно развивать в коллективе учащихся атмосферу взаимного уважения и  признания. Это является важнейшим  фактором развития личности. Какими бы различными ни были ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным  к тому, как его оценивают другие.

     Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более  сильных в учебе учеников –  с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

     Необходимо  в процессе повседневной учебной  и иной деятельности давать учащимся задание осуществлять самооценку, высказывая свои мысли вслух. Например, после  завершения какой-либо работы, можно  провести беседу с учеником, в процессе которой рассмотреть как положительные  результаты, так и отрицательные. Ученик должен понять, что в любой  деятельности есть место для совершенствования  и дальнейшего развития. Это поможет  ему адекватно оценивать себя в дальнейшем, не останавливаться  на достигнутом, а стремиться к более высоким результатам. Такая самооценка обращена в прошлое и является ретроспективной.

     Однако  для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных  операций что-то делать, решать те или  иные задачи, мало одного взгляда в  прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

     У младших школьников необходимо формировать  оба эти вида самооценки. Учебная  деятельность создает для этого  благоприятные условия. Работу ученика  необходимо постоянно оценивать. Цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной  оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его  знаний, в развитии его умений и  навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

        Анализ теоретических источников и результатов экспериментального исследования показали, процесс развития адекватной самооценки у человека затрагивает все стороны его жизнедеятельности, начиная с раннего детства. Именно в детстве закладываются те основы для развития самооценки, которые в дальнейшем сильно влияют на данный процесс.

     Первым  жизненным экзаменом для ребёнка  является его поступление в школу. Именно в младшем школьном возрасте самооценка учащегося является не адекватной. Это связано с педагогическими  упущениями либо со стороны воспитателей дошкольных учреждений, либо со стороны  родителей. Особенно сложно процесс  адаптации протекает у умственно  отсталых школьников.

     Умственная  отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Синонимы: олигофрения, задержка психического развития. Признаками умственной отсталости считают позднее развитие навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Причиной умственной отсталости могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие до рождения или в первые 2—3 года жизни

     Обучение  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться в специальных учебных заведениях. Такие школы ставят перед учителем-дефектологом три основные задачи:

     1) дать ученикам знания, умения  и навыки по общеобразовательным  предметам и по труду;

     2) воспитать у них положительные  личностные качества – честность,  правдивость, доброжелательность  к окружающим, любовь и уважение  к труду;

     3) скорректировать имеющиеся у  них дефекты, в том числе  неадекватную самооценку и таким  образом – подготовить их к  социальной адаптации, к жизни  среди нормальных людей.

     Самооценка  в младшем школьном возрасте формируется  в основном под влиянием учителя. Правильное развитие самооценки –  один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Умственно отсталые младшие школьники требуют особый подход при развитии самооценки. Поэтому  учителя начальных классов специальных  школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.

     Развитие  и коррекция самооценки умственно  отсталых младших школьников, в первую очередь, подразумевает постоянный контроль за её уровнем. В этих целях педагог должен проводить раз в полгода контрольные тестирования. Желательно тестирование проводить разными методами.

     При проведении исследований по теме курсовой работы был поставлен эксперимент, целью которого стало изучение самооценки умственно отсталых младших школьников на примере учащихся третьего класса областного государственного образовательного учреждения «Специальная коррекционная  школа-интернат для детей-сирот с  отклонениями в развитии посёлка  Бира». При проведении эксперимента были использованы три разных методики, которые позволили более точно определить уровень развития самооценки учащихся.

     В результате было установлено, что адекватная самооценка у большинства учащихся второго и четвертого классов специальной школы интерната завышена. Исходя из этого, были даны рекомендации для педагогов по формированию адекватной оценки у учеников, которые должны иметь в большей мере групповую направленность. Здесь рекомендовано разрабатывать и использовать комплексы различных игр.

     Выбираемые  для комплекса игры должны предусматривать  активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся  обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

     Применение  игр и других рекомендаций в практике воспитания учащихся младших классов  специальной школы позволит сформировать у них более адекватную самооценку и в дальнейшем правильно адаптироваться к самостоятельной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Экспериментальное  изучение самооценки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    1. Диагностические методы изучения самооценки младших школьников.

     Цель  экспериментального исследования явилось  изучение самооценки умственно отсталых школьников второго и четвертого класса специальной коррекционной  школы 8 вида.

     В эксперименте участвуют 12 учеников, выбранные случайным образом.

     Для изучения самооценки умственно отсталых младших школьников использовались следующие диагностические методики: методы исследования по «Лесенке», по Т. В. Дембо – С.Я. Рубинштейн и  методика изучения самосознания.

     1. Методика «Лесенка» 

     Целью данной методики явилось определение  уровня самооценки младших школьников и межличностных взаимоотношений.

     Испытуемым  предлагалось поставить себя и своего друга на одну из ступеней лесенки  и объяснить почему он так поставил. На нижних ступеньках находились плохие дети: чем ниже, тем хуже; а на верхних хорошие: чем выше, тем лучше. Лесенка представлены в приложении 1.

     Результаты  испытуемых условно были разделены  на 3 уровня:

     - высокий уровень самооценки;

     - средний уровень самооценки;

     - низкий уровень самооценки.

     2. Методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн

     Цель  данной методики – определение уровня самооценки таких личностных качеств  и состояний как счастье, здоровье, ум, любят ли тебя в классе, успеваемость, внешность, старательность. При этом используется лист бумаги, на котором  проведены 7 одинаковых вертикальных отрезка, обозначающих соответственно как счастье, здоровье, ум, любят ли тебя в классе, успеваемость, внешность, старательность. Каждому испытуемому предлагается отметить на каждой линии своё место в виде крестика, а в виде точки как бы они хотели, чтобы эти качества были развиты.

     3.Методика  изучения самосознания личности.

     Цель  данной методики – выявить уровень  развития самосознания учащихся.

              Используемый материал: бланк наблюдений, он указан в приложении 2.

              Были подобраны специальные вопросы:

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у детей младше школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью