Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования изучить особенности формирования самооценки младших школьников с недостатками интеллекта.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;
2) Выявление особенностей развития самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;
3) Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Определение значимости самооценки личностном становлении индивида
1.2. Личностное становление в онтогенезе
1.3. Специфические особенности самооценки
Выводы по первой главе
Глава2 Экспериментальное изучение самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Диагностические методы изучения самооценки младше школьников
2.2. Анализ результатов диагностического обследования младше школьников
2.3. Рекомендации по устранению нарушений самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью
Выводы
Заключение
Список литературы
Неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых умственно отсталых младших школьников, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация (ситуация опроса, контроля и т.д.). Этому посвящено специальное исследование Б.И. Пинского [18]. Сравнивая качество выполнения двигательного задания в обычных условиях и в условиях «оценочной ситуации», он обнаружил, что учащиеся массовой школы и взрослые нормальные люди несколько ухудшают качество своей работы (действуют быстрее, но с большим числом ошибок). Исследование умственно отсталых учащихся выявило, что количество ошибок при выполнении ими заданий в условиях оценочной ситуации возрастает, хотя темп работы остается таким же, как и в обычной ситуации. Следовательно, активности, направленной на улучшение работы, они не проявили, а ухудшение работы под влиянием оценочной ситуации все же было.
Экспериментальные данные Б.И. Пинского могут быть истолкованы и в том плане, что зависимость действий от оценочной ситуации у умственно отсталых меньше, чем это наблюдается у учащихся массовой школы. Очевидно, решение этого вопроса возможно лишь при дифференцированном подходе к умственно отсталым младшим школьникам. У некоторых из них обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка - эти учащиеся очень зависимы от внешней оценки. У других, более глубоко отсталых, самооценка повышена - такие учащиеся мало реагируют на внешнюю оценку. Следует, наконец, учесть наличие кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя учащихся, но привыкших к неудачам и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Таким образом, самооценка умственно отсталых
младших школьников отличается от самооценки
их полноценных сверстников. Эта самооценка
может быть, как занижена, так и завышена,
что зависит от той окружающей среды, в
которой находится умственно отсталый
ребёнок и от степени его умственной отсталости.
Если больной ребёнок случайно попадает
в общеобразовательную школу и начиная
с младшего школьного возраста постоянно
испытывает на себе негативное отношение
здоровых одноклассников, то у такого
ребёнка, как правило, развивается заниженная
самооценка. И наоборот, в окружении любящих
родителей, при полной или частичной изоляции
от здоровых сверстников, у умственно
отсталого ребёнка, как правило, формируется
завышенная самооценка. Поэтому можно
сделать вывод о том, что самооценка умственно
отсталого младшего школьника в большей
мере зависит от его окружения, и роль
педагога специальной школы (а такой ребёнок
в обязательном порядке должен обучаться
именно в специальной школе) состоит в
том, чтобы путём проведения соответствующих
мероприятий, развить у умственно отсталого
ребёнка адекватную самооценку, так как
не правильная самооценка приводит к формированию
у ребёнка многих негативных черт личности,
таких как озлобленность, инфантилизм,
предрасположенность к депрессии и других.
Здесь же следует отметить, что процесс
развития и коррекция адекватной самооценки
должен затрагивать все стороны воспитательной
деятельности, так как уровень самооценки
также обуславливается общим психологическим
развитием личности в целом.
Выводы по первой главе:
Таким образом, самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Поведение и результаты развития школьника зависят не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Особую актуальность тема
Самооценка
детей с интеллектуальной недостаточностью
отличается от самооценки их полноценных
сверстников.
Глава 2 Экспериментальное изучение самооценки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель экспериментального исследования явилось изучение самооценки умственно отсталых школьников второго и четвертого класса специальной коррекционной школы 8 вида.
В эксперименте участвуют 12 учеников, выбранные случайным образом.
Для
изучения самооценки умственно отсталых
младших школьников использовались
следующие диагностические
1. Методика «Лесенка» (модифицированная методика В.Г. Шур для детей 1 – 2 классов)
Целью данной методики явилось определение уровня самооценки младших школьников и межличностных взаимоотношений.
Испытуемым предлагалось поставить себя и своего друга на одну из ступеней лесенки и объяснить почему он так поставил. На нижних ступеньках находились плохие дети: чем ниже, тем хуже; а на верхних хорошие: чем выше, тем лучше.
Результаты испытуемых условно были разделены на 3 уровня:
- высокий уровень самооценки;
- средний уровень самооценки;
- низкий уровень самооценки.
Анализ результатов:
-
положение на «лесенке»,
-
положение, которое учащийся
-
объяснения учащимся своих
Полученную информацию следует
сопоставить с данными
2. Методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн
Цель данной методики – оценить самооценку младше школьников. При этом используется лист бумаги, на котором проведены 7 одинаковых вертикальных отрезков, обозначающих соответственно как счастье, здоровье, ум, любят ли тебя в классе, успеваемость, внешность, старательность. Каждому испытуемому предлагается отметить на каждой линии своё место в виде крестика, а в виде точки как бы они хотели, чтобы эти качества были развиты.
Анализ результатов: проводится на основе анализа рисунка и индивидуальной беседы с учеником.
3.Методика изучения самосознания личности.
Цель данной методики – выявить уровень развития самосознания учащихся.
Используемый материал: бланк наблюдений, он указан в приложении 1.
Были подобраны специальные вопросы:
Анализ результатов: результаты с ребенком оформляют в таблицу.
Выявляют
соотношение вариантов ответов
и выделяют наиболее
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведённый эксперимент показал, что мероприятия по формированию адекватной самооценки учащихся с интеллектуальной недостаточностью второго и четвертого классов специальной школы должны носить в большей мере групповой характер, но при этом должны учитываться и индивидуальные особенности младших школьников.
Процесс формирования адекватной самооценки должен охватывать все стороны жизнедеятельности учащихся. Главная роль в формировании адекватной самооценки умственно отсталых младших школьников должна отводиться игровым методикам.
Необходимо понимать, что единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостного комплекса игр (игровой программы).
Выбираемые для комплекса игры должны предусматривать активные действия учеников, самонаблюдение и самоконтроль. Игры помогают учащемуся обратить внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Игровые приемы обычно воспринимаются младшими школьниками с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. В основу этих приемов педагог должен класть те привлекательные задачи и действия, которые характерны для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных этим играм элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и так далее стимулирует умственную активность и волевую деятельность учащихся, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.
Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под педагогической позицией понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и другое. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, который совершает преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями и умениями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.
Вместе с тем необходимо не забывать, что задача педагога при применении игровых приемов заключается прежде всего в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить его место в сочетании с прямыми приемами обучения. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а, наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, которые стремится решить педагог, применяя этот прием.
Все большее распространение в начальной школе получает и использование на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровых форм или игрового оформления любого вида деятельности - учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия - в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания», «Царство Берендея» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков, в значительной степени повышают интерес умственно отсталых школьников к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и действенно влияют на эффективность формирования адекватной самооценки.