Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Цель исследования изучить особенности формирования самооценки младших школьников с недостатками интеллекта.
Задачи исследования:
1) Теоретический обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;
2) Выявление особенностей развития самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта;
3) Разработка рекомендаций по формированию адекватной самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Введение
Глава1. Теоретическое обоснование проблемы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Определение значимости самооценки личностном становлении индивида
1.2. Личностное становление в онтогенезе
1.3. Специфические особенности самооценки
Выводы по первой главе
Глава2 Экспериментальное изучение самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Диагностические методы изучения самооценки младше школьников
2.2. Анализ результатов диагностического обследования младше школьников
2.3. Рекомендации по устранению нарушений самооценки младше школьников с интеллектуальной недостаточностью
Выводы
Заключение
Список литературы
Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.
Отрочество
— как иногда называют подростковый
возраст — это время
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.
В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем— черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.
Таким
образом первоначальной самооценкой является
умение сравнивать себя с другими детьми.
Для шестилеток характерна в основном
не дифференцированная завышенная самооценка.
К семилетнему возрасту она дифференцируется
и несколько снижается. Появляется отсутствующая
ранее оценка сравнивания себя с другими
сверстниками. Недифференцированность
самооценки приводит к тому, что ребенок
шести-семи лет рассматривает оценку взрослым
результатов отдельного действия как
оценку своей личности в целом, поэтому
использование порицаний и замечаний
при обучении детей этого возраста должно
быть ограничено. В противном случае у
них появляется заниженная самооценка,
неверие в свои силы, отрицательное отношение
к другим людям.
1.3. Специфические особенности самооценки воспитанников специальных учреждений.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. [21]
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). [17]
Влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений показаны в работе многих отечественных психологов, например, таких как Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн и других. Ими же рассматриваются приёмы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность. [21, 74]
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Поведение и результаты развития школьника зависят не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Под понятием интеллектуальная недостаточность объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Интеллектуальная недостаточность относится к болезням развития. Соответственно, она может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, то есть во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте.
Умственная отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Синонимы: олигофрения, задержка психического развития. [10,293]
Признаками умственной отсталости считают позднее формирование навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Причиной умственной отсталости могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие до рождения или в первые 2—3 года жизни. Следует отметить, что современная медицина может установить точную причину не более, чем в 40% случаев. Частота умственной отсталости в населении составляет около 1%, соотношение мальчиков и девочек колеблется около 1,5 — 2:1. [9,294] В течение жизни умственная отсталость не прогрессирует, однако навыки, присущие здоровым детям, складываются позже или не формируются совсем.
Обучение умственно отсталых младших школьников должно осуществляться в специальных учебных заведениях.
Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:
1) дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
2) воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
3) скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом – подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых учеников школы 8 вида составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие учащиеся составляют основной контингент специальной школы.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Умственно отсталые младшие школьники требуют особый подход при формировании самооценки. Поэтому учителя начальных классов специальных школ должны овладеть необходимыми сведениями, относящимися к психологии самооценки.
Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и сверстников), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, если в семье у ребенка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т.д.) При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л.И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе. [3]
Самооценка умственно отсталого младшего школьника в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким и контрастным воздействиям. В семье, пока он мал, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только жалеют, но и радуются малейшему успеху, малейшему достижению. Сам ребенок склонен также высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению и ласке. Но когда такой ребёнок попадает в детский коллектив, сложившейся самооценке наносится серьезный удар. Наиболее болезненно процесс протекает в младшем школьном возрасте, когда к умственно отсталому ребёнку предъявляются повышенные требования по освоению новых навыков и знаний, и он не в состоянии усваивать материал наравне со своими сверстниками, что порождает соответствующее отношение с их стороны к нему. Именно поэтому очень важно родителям, переступив через разного рода предрассудки, правильно оценить ситуацию и ни в коем случае не отдавать больного ребёнка в общую школу, а если он там обучается – в срочном порядке перевести его в специальную школу для умственно отсталых детей. В противном случае их ребёнку будет причинён ни с чем не сравнимый по тяжести моральный вред.
Если умственно отсталый ученик находится в общеобразовательной школе краткий срок, это оказывается тяжелым эпизодом, который затем в значительной мере забывается. Но если неправильно направленный в массовую школу ребенок задерживается там на годы, длительный, многократный неуспех приводит к возникновению и закреплению отрицательных качеств личности.
Нередко этот ущерб, этот удар усугубляется разными видами осложнений в семье. Так, например, бывает, что отец не может скрыть раздражения и горькой досады на «неудачного» ребенка, а мать, пытаясь компенсировать это недовольство, чрезмерно «захваливает» своего ребенка. В других семьях источником унижений становится младший, психически полноценный ребенок, который, подрастая, перегоняет своего умственно отсталого брата (или сестру) и, не понимая ситуации, беспрерывно подчеркивает свое превосходство.
Анализируя очень интересные данные, относящиеся к самооценке умственно отсталых младших школьников, полученные в исследовании Де-Греефе, Л. С. Выготский дает им свое толкование. Воспользовавшись простой, но остроумной экспериментальной методикой, Де-Греефе он исследовал самооценку дебилов. Он показывал ребенку три кружка и уславливался с ним о том, что один кружок означает его самого, второй - его товарища, а третий - его учителя, и просил провести линии от этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному, вторая - второму и т.д. Как правило, в этом эксперименте дебил проводил самую длинную линию от кружка, который обозначал его самого. Этот симптом повышенной самооценки дебилов, обнаруженный Де-Греефе, Л.С. Выготский предложил назвать именем автора. [4]
Можно согласиться с Л.С. Выготским и Де-Греефе в том, что эта повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Дополняя эксперименты Де-Греефа, Л.С. Выготский отмечает, что повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности. [4]
Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптома повышенной самооценки. Она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. По мнению Л.С. Выготского, Де-Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувства собственной малоценности и возникающей отсюда тенденции к компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна. Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности. [4]