Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:33, курс лекций

Описание работы

Характерной тенденцией профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Средние данные длительности латентного периода  зрительно-моторной реакции в своем  изменении на протяжении года проявляли  ту же направленность, что и показатели работоспособности. От одной четверти учебного года к другой быстрота зрительно-моторной реакции уменьшалась. К концу учебного года замедление показателя по сравнению с I четвертью учебного года составило 0,035 сек.

От  осени к зиме бактерицидность  кожи и фагоцитарная активность лейкоцитов у детей существенно снижается (М.В. Антропова, Н.И. Веневцева, Н.В. Рахальская, Г.П. Сальникова, 1966). Более низкие показатели иммунологической реактивности в феврале сочетаются со снижением общей физиологической реактивности организма. Объясняется это не только влиянием алиментарных факторов и известным «ультрафиолетовым голоданием», испытываемым человеком в зимнее время. Снижение общей и иммунологической реактивности на фоне сезонных колебаний находится в причинной связи с учебной и трудовой деятельностью детей, их большой нервной нагрузкой и постоянно наблюдающимися нарушениями отдыха.

Указанные изменения в работоспособности  происходят у детей и подростков из года в год. Правда, восстанавливаясь к началу учебного года, работоспособность  оказывается относительно ниже, чем через 15-30 дней занятий. Но это объясняется лишь известными нарушениями гармоничности рабочего стереотипа в результате длительного перерыва, своего рода, некоторой потерей навыка работы (С.И. Косилов, 1957, 1962). По мере восстановления гармоничного рабочего стереотипа и упрочения навыков учебной деятельности учащиеся достигают своего максимума. Он приходится на конец первой и начало второй четверти учебного года.

Систематическое, изо дня в день, воздействие  на организм детей и подростков однообразных раздражителей в течение года вызывает снижение функционального потенциала нервных клеток коры головного мозга, что выражается в некоторой дискоординации физиологических функций и ухудшении работоспособности.

Значительная часть, не отвечающая возрастным возможностям общая нагрузка и нерациональный режим дня на фоне годичной периодики, так называемой, физиологической реактивности организма  усугубляют у детей снижение работоспособности  в зимне-весенние месяцы.

Итак, нами теоретически доказано, что существует довольно четкая зависимость между работоспособностью, утомляемостью ребенка и его активностью в процессе различных видов деятельности, особенно в познавательной. На сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но для дошкольников самым главным является состояние их здоровья. При этом необходимо учитывать комплексную характеристику состояния здоровья, физическое и психическое развитие ребенка, функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса характеризуется низким уровнем работоспособности. У здорового ребенка работоспособность может быть снижена после болезни, при нарушении режима дня или проведении занятий без учета функционального состояния ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

У детей 6 - 7 лет отмечается высокая эмоциональная трудность в организации деятельности, лишенной непосредственного интереса. Вместе с тем, в старшем дошкольном возрасте, наряду с высокой степенью эмоциональности и ее значимостью, можно отметить, с одной стороны, начавшееся суммирование процессов управления эмоциональным поведением за счет развития межполушарной асимметрии головного мозга и, с другой, развитие системы активации, в большей степени связанной с оценкой информационной значимости стимула.

В дошкольном возрасте фактор непосредственной эмоциональной значимости раздражителя является существенным не только для привлечения внимания, но и для его поддержания. Произвольное внимание в 6 -7 лет становится более устойчивым и представляет собой процесс, направленный на организацию деятельности, хотя и не достигшей дефинитивного типа. Не меньшую роль в сохранении работоспособности играет мотивация.

Онтогенетическое развитие ребенка  характеризуется большими индивидуальными  особенностями, что отражается на развитии и созревании функциональных систем организма ребенка, в том числе и нервной.

Большую долю в устойчивость работоспособности  вносят особенности ВНД: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.

При составлении расписания занятий  в детском саду и школе обычно ориентируются на научно-литературные сведения о среднестатистических изменениях уровня работоспособности.

По данным многих исследователей, у большинства детей 6-7 лет преобладает  утренний тип работоспособности  с последующим снижением в  вечерние часы (М.В. Антропова, 1968, 1975 и др.). Поскольку наиболее благоприятным считается утренний тип работоспособности, то занятия проходят главным образом в утренние часы. Однако теперь нам известно, что имеются индивидуальные особенности умственной работоспособности, зависящие от биологических ритмов дошкольника.

Зная их и учитывая при распределении  различных видов деятельности, можно  повысить результативность и эффективность  развития каждого ребенка. Основная цель личностно-ориентированного подхода  к ребенку - содействие его становлению как личности - достигается в первую очередь правильно организованным педагогическим процессом, где ведущую роль играет педагог, получивший специальное образование, необходимые профессиональные знания, формирующий профессиональные умения и навыки.

В настоящее время у педагогов  необходимо формировать профессиональные навыки в области деятельностной сферы старших дошкольников в  соответствии с их биологическими ритмами. Учитывая развитие ребенка, позволяющее  ему проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, необходимо осуществлять в педагогической практике личностно-ориентированный подход. Внедрение его сбалансированного технологиями обеспечивает формирование целостной личности ребенка.

Активизация ребенка требует перевода его в позицию субъекта познания, труда и общения. Деятельность выступает, прежде всего, как важнейшая форма активности ребенка, организующая и осуществляющая его бытие и способы существования его субъектности.

В настоящее время индивидуализация процесса обучения и воспитания (иными словами, направленность на субъективность ребенка) осуществляется главным образом с позиций педагогики и психологии. При этом физиологический аспект данного вопроса не учитывается. Между тем индивидуальные особенности, которые наиболее тесно связаны с механизмами регуляции состояний и, в частности, биологические ритмы ребенка, имеют особое значение.

В соотнесении с деятельностью  активность всегда выступает как  динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как  свойство ее собственного движения. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Соотношение продолжительности стадий работоспособности - один из показателей оптимальности организации процесса деятельности при правильном учете биоритмов ребенка.

Динамика работоспособности высшей нервной деятельности, координации  движений и динамика функционального  состояния ребенка, выявленная в процессе различных видов деятельности, показала, насколько велико значение правильного построения и чередования различных видов деятельности с учетом биологических ритмов детей.

Но для того, чтобы правильно  организовать распорядок дня детей  дошкольного возраста, необходимо иметь не только знания в области личностной сферы дошкольников, но и навыки выявления и учета индивидуальных биологических ритмов дошкольников.

Задача подготовки специалистов в  указанной области должна решаться не только непосредственно в дошкольном учреждении в рамках повышения квалификации педагогов-практиков. Не менее важной является подготовка в данном аспекте студентов - будущих специалистов дошкольного образования.

Общую картину физического развития дошкольника можно обрисовать следующим образом. С одной стороны, сравнительно с первыми тремя годами жизни темп роста замедляется, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе. С другой, все большее число органов и систем организма, показатели их деятельности приближаются к показателям взрослых. Но при этом следует иметь в виду, что и анатомические особенности, и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняют черты «детскости». Переоценка возможностей организма ребенка привела бы к пагубным последствиям.

Итак, темп развития замедляется, хотя прибавки в росте, рост и вес сами по себе нельзя назвать малыми. На протяжении четырех дошкольных лет накопление веса и увеличение роста колеблется - в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность.

В то же время, костная система сохраняет  еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника). Поэтому  так важно следить за правильной осанкой малыша, за правильным положением его тела во время сна.

Присущий детскому организму усиленный  обмен веществ требует от родителей  повышенного внимания к тому, как  малыш питается, сколько времени  проводит на свежем воздухе.

Хотя строение клеток мозга, характерное для взрослого человека оформляется уже к четвертому году жизни, нервная система малыша остается заметно уязвимой. Бережное отношение к ней, неуклонное проведение в жизнь нормального режима дня, поддержание ровной, радостной атмосферы в семье - одна из главнейших обязанностей родителей.

Отмечая достижения развития, заметим, что масса и объем сердца увеличиваются (к 7 - 8 годам сердце ребенка по структуре  приближается к сердцу взрослого), а  главное - при уменьшении числа сердечных  сокращений количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, заметно возрастает.

Емкость легких увеличивается примерно в три раза, поэтому при сокращении частоты дыхания минутный объем  дыхания увеличивается почти  в два раза. Таким образом, заметно  возрастает уровень энергетического обеспечения организма.

Сила мышц туловища повышается в  два раза, а сила мышц рук - в два-три  раза. Физическая работоспособность  в 7 лет выше, чем в 3 года, - в 1,5 раза у мальчиков и почти в два  раза у девочек.

Итак, функциональные возможности  организма дошкольника достаточно велики. Если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности - переоценки возможностей малыша.

Такой поворот во взглядах произошел, возможно, под влиянием данных об акселерации, в заметной степени коснувшейся и малышей. Дошкольники анатомически и функционально стали как бы старше своих сверстников прежних лет. Например, различие в росте трехлетних и семилетних составляло, по данным 1968 г., около 27 см, в то время как за 40 лет до этого, в 1921 г., оно не превышало 22 см.

Раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Несколько десятилетий  назад нормой было появление первых постоянных зубов в первой половине седьмого года жизни. Теперь 40% детей в возрасте 5 лет имеют 1 - 4 постоянных зуба.

Чем дети старше, тем меньше у них  частота сердечных сокращений и  дыхания. Так, если раньше в 5 лет нормой было 100 ударов в минуту, то теперь - 97 ударов. Шестилетний ребенок раньше делал в среднем до 26 вдохов в минуту, теперь - 23 вдоха.

Заметно выросли и «спортивные» достижения. Так, в 50-е гг. пятилетние достигали на дистанции 30 м скорости бега 3,55 м в секунду. Теперь скорость составляет до 4 м в секунду.

Следует однако учитывать, что приведенные данные являются средними. Показатели конкретного ребенка могут существенно отличаться от них. Поэтому, оценивая возможности ребенка, надо исходить не столько из его возраста, сколько из достигнутого им уровня развития. Насильственное «ускорение» может принести только вред. Забота о физическом развитии должна начинаться с закладывания фундамента - налаживания общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений. В развитии ребенка обычно называют два возрастных периода, в которых происходят решающие для формирования личности психологические изменения: период дошкольного детства и период подросткового и начала юношеского возраста. Значение этих периодов в развитии личности отмечают такие крупнейшие представители отечественной педагогики и психологии, как Ушинский, Лесгафт и др.

Каждому из этих периодов, имеющих  важнейшее значение в формировании личности ребенка, присущи свои особенности. Для подросткового периода характерны начинающаяся активная работа над собой, это формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания.

Другое дело - дошкольное детство. Этот период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В  дошкольные годы развития завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем - новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен.

Формирующиеся новые связи и  отношения устанавливаются между  отдельными процессами деятельности ребенка, причем эти отношения имеют особую природу. Они иные, чем те связи  и отношения, которые характеризуют биологическое единство всякого индивида, они имеют социальную природу. Они могут образоваться только на основе развития жизни в общественных условиях, т.е. только у человека и лишь на определенном этапе развития. Они возникают и развиваются под влиянием воспитания.

Информация о работе Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста