Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:33, курс лекций

Описание работы

Характерной тенденцией профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Именно  поэтому важно выявлять у ребенка отклонения в нормальном суточном ритме всех физиологических функций организма (изменение температуры тела, сердечных сокращений, которые приобретают беспорядочный характер), так как они могут быть следствием утомления. Оно вызывается большой общей нагрузкой, нерациональным режимом познавательной, трудовой и другими видами деятельности в течение дня.

У здоровых ребят изменение работоспособности  повторяет следующий ритм физиологических  функций: наиболее высокая работоспособность  у дошкольников с 9 до 11 часов утра. В предобеденное и послеобеденное время уровень ее снижается. В 16 - 17 часам - второй подъем работоспособности, который, однако не достигает утреннего уровня.

У дошкольников уровень работоспособности  ниже, чем у младших школьников, причем периоды наиболее плодотворной работы короче. Для детей 6-7 лет (первоклассников) 45-минутная продолжительность урока, особенно в начале года, крайне утомительна. Уже через 35 минут работы их активность резко падает, они отвлекаются, проявляют чрезмерное беспокойство, снижается их внимание. Все это - защитная реакция организма на утомление. Поэтому учителя, зная возрастные особенности детей, стараются новый учебный материал дать в первые 20 - 30 минут урока. Во второй половине дня, когда первоклассник готовит уроки, продуктивный период его работы длится 20-30 минут, и то, если ему предшествовал правильный отдых. Дети средних и старших классов, как в школе, так и дома способны продуктивно работать в течение 1,5-3 часов.

Таким образом, рационально организовывая чередования различных видов деятельности, активности и отдыха, проводя дифференцированные познавательные занятия, построенные с учетом индивидуальных биологических ритмов ребенка, можно добиться быстрого привыкания малышей к школе, повысить сопротивляемость утомлению от вынужденного неподвижного положения тела и умственной работы. Повышение работоспособности обеспечивается упражнением - тренировкой, иначе говоря, систематическим выполнением познавательных и других задач в определенных возрастных нормативных границах продолжительности. В процессе упражнения, тренировки достигается, с одной стороны, совершенствование всех систем, повышение их функционального потенциала, а с другой - улучшение координации в их функциях.

Важнейшим условием при этом является организация всего режима дня относительно индивидуальных особенностей биологических ритмов ребенка - времени бодрствования и сна.

Она предусматривает: определенную продолжительность  различных видов деятельности при  рациональном чередовании и постоянной регулярности; достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; гигиенически полноценный сон; повышение двигательной активности путем увеличения занятий физическими упражнениями и спортом.

Регулярность  отдельных моментов режима дня и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма человека.

Благодаря образованию цепных условных рефлексов, каждая предыдущая деятельность организма  становится условным раздражителем-сигналом последующей. Таким образом, своей предыдущей деятельностью организм как бы подготавливается к осуществлению последующей. Улучшение деятельности организма при правильном режиме способствует также и рефлекс, вырабатывающийся на время.

Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянное время отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, а значит, и более продолжительному сну детей, познавательная деятельность в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний.

Продолжительность периода умственной деятельности определяет существенным образом динамику работоспособности  и ее уровень на протяжении всех занятий.

Исследования  гигиенистов и педагогические наблюдения свидетельствуют о возможности более рациональной организации познавательной деятельности и освобождения времени для отдыха и творческой деятельности детей при небольшой (20 минут) непрерывной продолжительности (Л.Г. Матросова-Груева, 1961,1966; П.С. Гранкин, 1966).

Физкультурные паузы в процессе познавательной деятельности предупреждают резкое снижение работоспособности, повышают эффективность выполнения действий. После физкультурных пауз, включенных в познавательный процесс, улучшается функциональное состояние ЦНС, что выражается в повышении подвижности нервных процессов, увеличении силы реакции, уменьшении срывов. Особенно выраженными показателями оказываются эти положительные сдвиги в тех случаях, когда физкультурные паузы сочетаются с музыкальным сопровождением (Б. С. Волков и С.А. Косилов, 1963).

Общая продолжительность умственной нагрузки (дневной и недельной) в рамках возрастных норм - непременное условие, содействующее сохранению устойчивого  уровня работоспособности и повышению  ее с возрастом.

Рациональными формами дневного отдыха детей могут считаться только такие, которые обеспечивают повышение не только снизившейся умственной работоспособности (благодаря истинному восстановлению функционального потенциала нервных клеток соответствующих областей больших полушарий головного мозга), но и двигательной активности, дают возможность одновременно использовать естественные факторы природы и тем самым оказывают общеукрепляющее и оздоровительное влияние на организм в целом. Феномен, открытый И.М. Сеченовым при изучении влияния раздражителей чувствующих нервов на мышечную работу человека, а также результаты многочисленных исследований эффективности различных видов отдыха взрослых людей позволяют считать активный отдых наиболее желательным для дошкольников (М.Е. Маршак, Г.В. Попова, Н.К. Верещагин, Ш.А.Ч ахнашвили, И.А. Курбатова и Я.Л. Шейдин, СП. Нарикашвили, В.В. Розенблат, С.И. Крапивинцева и др.).

Своими  работами в области изучения высшей нервной деятельности И.П. Павлов и  его ученики доказали, что сон  и внутреннее торможение есть один и тот же процесс.

Внутреннее  торможение во время бодрствования  человека, предохраняя корковые клетки от длительной чрезвычайно напряженной  деятельности, при распространении  на полушария и нижележащие отделы головного мозга обеспечивает этим клеткам после ежедневной нормальной работы необходимый покой в виде сна.

Находясь  в состоянии глубокого торможения, кора головного мозга перестает  воспринимать раздражения, поступающие  из внешней среды, благодаря чему новое торможение не нарастает, а, прежде всего, постепенно ослабевает, и функциональная работоспособность центральной нервной системы восстанавливается.

Гигиенически  полноценным считается сон, имеющий  достаточную для данного возраста продолжительность и глубину.

Сокращение  продолжительности.сна у детей на 2 - 3 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга - понижается их реактивность и уменьшается устойчивость условных рефлексов.

Более длительное недосыпание вызывает очень  глубокие изменения реактивности коры головного мозга. Кортикальные клетки то развивают максимальный эффект, то, наоборот, не отвечают на раздражение (Н.И. Красногорский).

При ежедневной продолжительности сна 8-9 часов у детей 7-8 лет нарушается подвижность, уравновешенность, сила условных реакций, взаимодействие между I и II сигнальной системами. С увеличением продолжительности сна до 11,5 часа в сутки функциональное состояние ЦНС у детей улучшается (Л.С. Богаченко, 1953; Ю.М. Протусевич, 1956).

Потребность ребенка во сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем, она зависит также от состояния здоровья и физического развития ребенка.

Будучи  тесно обусловленным раздражителями, поступающими из внешней и внутренней среды организма, суточный ритм вместе с тем наследственно закреплен в процессе эволюции. Такими наследственно закрепленными элементами является способность нервной системы человека концентрировать возбудимый и тормозной процессы во времени, а также в пределах коры головного мозга, равно как и в подкорковых и стволовых его отделах. Эти врожденные особенности являются той основой, на которой суммируется суточный ритм как постоянная и физиологическая закономерность (А.Д. Слоним, 1962).

Итак, циркадианные ритмы присущи ребенку  изначально, и есть все основания  утверждать, что они составляют универсальную временную основу, необходимую для сочетания различных видов деятельности детей. Суточные ритмы являются таким же всеобщим свойством живого, как генетический код, и поэтому необходимо учитывать индивидуальные биологические ритмы каждого ребенка при организации видов деятельности в ходе педагогического процесса и соответственно с ними строить весь режим суток каждого ребенка.

Циркасептальные (околонедельные) биологические ритмы  не относятся к адаптивным, так  как их колебательные периоды не соответствуют основным геофизическим циклам, поэтому для биоритмологов они не представляют интереса. Их изучением, в основном, занимались педагоги, психологи и физиологи, профессиональные интересы которых связаны с социальной сферой (образования, труда), где циркасептальная динамика имеет наибольшее значение.

Наблюдения  показывают, что восстановление работоспособности  после умственной и мышечной деятельности неодинаково в разные дни недели (Lobsien, 1914). В понедельник, особенно в  первые часы занятий, работоспособность учащихся находится на относительно низком уровне. Имеются также указания на то, что самая низкая работоспособность отмечается в субботу. К концу недели сила, степень восстановления которой начинает уменьшаться со среды, достигает минимальной величины.

Низкий  уровень работоспособности у  учащихся начальных классов в  первую половину недели был замечен  особенно после каникул (Offner). Некоторые  авторы указывают на волнообразное  изменение работоспособности в  течение недели: понедельник и  вторник - дни наиболее высокой работоспособности, в среду и четверг она снижается, а в пятницу-субботу поднимается (Haberda, Block, Zichler, no W. DubeK, 1957). Большинство же исследователей, преимущественно, те, которые основываются не только на наблюдениях, но и на экспериментальных данных, доказывают, что при правильном организованном отдыхе в воскресенье понедельник следует считать днем высокой работоспособности, хотя «рабочий оптимум» приходящийся у детей на первый и второй часы занятий, достигается в этот день лишь на 3-4 занятии. Высокий уровень работоспособности держится только до послеобеденного времени во вторник, а к концу недели заметно снижается.

Уменьшение на протяжении недели работоспособности  находит отражение в изменении  дисциплины учащихся.

Различные виды деятельности приводят к истощению функционального  потенциала всех физиологических систем, и, прежде всего, ЦНС.

Возвращение функционального потенциала всех физиологических  систем к их оптимальному состоянию, обеспечивающему высокую работоспособность организма, складывается из двух принципов: восстановления в полном смысле этого слова, или нарастания функциональных потенциалов, и становления (М.М. Качановская, 1951., Г.В. Фольборт, 1946).

Исходя  из этих позиций, можно объяснить  своеобразную недельную динамику умственной и мышечной работоспособности, а также других показателей, отражающих функциональное состояние ЦНС детей.

Исходные  величины различных изучаемых показателей  указывают на то, что к каждому  следующему утру израсходованные за день функциональные потенциалы восстанавливаются. Однако при общей большой дневной и недельной нагрузке, недостаточном отдыхе и пониженной двигательной активности в течение дня, а часто и недостаточной продолжительности сна упрочения достигнутого состояния в полной мере, видимо, не происходит. В связи с этим каждый последующий вид деятельности приводит к быстрому снижению работоспособности учащихся. В последующие дни недели это выражается особенно резко.

Природа циркасептального ритма экзогенна, так как даже появление временного периода, близкого к семи суткам, не связано с геофизическими циклами и введено самим человеком, в отличие от лунного цикла. Но, несмотря на это, он не приобретает меньшего значения в построении и организации различных видов деятельности и разумного чередования сна и бодрствования, активности и отдыха детей дошкольного возраста в ходе педагогического процесса на протяжении недели.

Значительно хуже адаптивных ритмов изучены макроритмы. Часть их связана, очевидно, с воздействием социальных факторов (таких, как каникулы), но усматривается также и эндогенная природа происхождения, где синхронизаторами для них служат воздействия природы (смена сезонов).

Поэтому помимо дневной и недельной периодики, работоспособность детей претерпевает также волнообразные колебания на протяжении всего года.

Многие  исследователи связывают эти  колебания с временами года, соответствующими изменениями погоды и интенсивности  солнечной радиации.

Работоспособность у детей возрастает от сентября к  марту, а затем снижается. В июне отмечено ее наибольшее снижение (Haberda). При этом оказывается, что колебания умственной и мышечной работоспособности на протяжении года не всегда однонаправленны.

Умственная  работоспособность и, в частности, такие ее показатели, как внимание и память, у детей наиболее высоки с октября по январь. В этот же период основательно высоки и показатели мышечной работоспособности. С января по март все эти показатели снижаются. Далее, до июня, мышечная работоспособность начинает нарастать и одновременно повышается интенсивность физического развития. Умственная же работоспособность в летние месяцы (май - июль) находится на низком уровне, и возрастные приросты показателей ничтожны. В период с июня по сентябрь интенсивность прироста показателей мышечной работоспособности снижается, они остаются как бы на одном уровне.

Начиная с сентября, от одной четверти учебного года к другой работоспособность  учащихся уменьшается (М.В.Антропова, 1951-1955 Л.И. Александрова, 1959; Н.Б. Бушанская, 1965; Е.М.Вайнруб, 1956;Г.П.Сальникова, 1951-1955; Д.Х. Нусбаум, 1951-1959; СИ. Крапивинцева с соавтор., 1962; Л.М.Михайлов и У.Л. Усищева, 1963; Л.А. Леонова, 1963;).

По  данным Л.И. Александровой, у учащихся в возрасте 7 лет объем выполненной  работы во II четверти, по сравнению  с I, составлял 96%, а в III и IV, соответственно 89 и 88%. Количество работы незначительно (на 4%) снижалось от I до И четверти, особенно резко ухудшилось в III (на 25%) и IV (на 39%) четвертях года. За равные промежутки времени качественный показатель работоспособности снижается у учащихся семи лет более интенсивно, чем количественный.

Информация о работе Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста