Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:33, курс лекций
Характерной тенденцией профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.
Первая - физиологические: возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых.
Вторая - физические, воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещенности помещения, температура воздуха и его влажность.
Третья - психические факторы: самочувствие дошкольника, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний, указаний, призывов.
В повседневной жизни все эти
факторы действуют в
По отношению к решаемой задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
В процессе деятельности происходит
изменение уровня работоспособности,
описываемое с помощью кривой,
показывающей зависимость эффективности
деятельности от времени выполнения.
Для продолжительной
При анализе изменений в функциональном состоянии организма ребенка прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв. В зависимости от вида деятельности, состояния здоровья, индивидуальных биоритмов и других особенностей - продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий может варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности - один из показателей оптимальности организации процесса деятельности при правильном учете биоритмов детей.
Биологический ритм - это не только непосредственная реакция на изменение внешних условий, он сохраняется и в искусственных условиях -при постоянном освещении, температуре, влажности и атмосферном давлении, причем продолжительность каждого периода биологических ритмов в таких условиях почти не зависит от интенсивности обменных процессов. В постоянных условиях солнечно-суточный ритм обычно превращается в, так называемый, циркадианный ритм с периодом, типичным для каждого объекта и несколько отличающимся от 24 часов.
Существуют две точки зрения на природу биоритмов:
1) биологические ритмы основаны
на происходящих в организме
строго периодических физико-
2) организм воспринимает циклы проникающих геофизических факторов (геомагнитное поле, космическое излучение и т.д.).
Собственная система измерения времени, если она имеется, играет вспомогательную роль. Изменение освещенности и температуры может сдвигать фазу биологических ритмов по отношению к геофизическому циклу. Под влиянием неестественных для организма, но постоянных условий, может возникнуть регулярный сдвиг фазы биоритмов.
Исследования
многих биоритмов доказывают врожденную
предрасположенность к
Динамика работоспособности высшей нервной деятельности и скоординированность движений у детей, выявленные в процессе организации познавательной деятельности и физической нагрузки, показали, насколько велико правильное построение и чередование различных видов деятельности с учетом биологических ритмов детей (М.И. Александрова, М.В. Антропова, Е.М. Болостоцкая, Е.М. Вайнруб, М.Е. Любомирский, Л.В. Михайлова, Г.Л. Сальникова, М.С. Тритолюк, У.Л. Усищева, Н.С. Фокина, В.В. Крыжановская и др.).
Но для того, чтобы правильно организовать различные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, необходимо не только выявить индивидуальные особенности биоритмов ребенка, но и изучить закономерности биологических ритмов у человека в целом и на основе этих знаний дифференцировать деятельность детей.
Рассмотрим основные адаптивные ритмы (т.е. те, колебания которых близки к основным геофизическим циклам). Роль их заключается в адаптации организма к периодическим изменениям внешней среды. К указанной категории относятся суточные и сезонные колебания физиологических показателей. Именно они представляют наибольший интерес для хронофизиологов, и не случайно. Об этих ритмах мы уже знаем немало - выяснена, например, их природа. Для ответа на вопрос, существуют околосуточные ритмы самостоятельно или отражают на организменном уровне колебания внешних условий, необходимо было обеспечить полную изоляцию испытуемых от внешнего мира. Она создавалась при помещении обследуемых в пещеру, где отсутствует чередование света и темноты, поддерживается постоянная температура воздуха, нет шумов. В 1962 г. в ледяной пещере Скарассон на глубине 135 м спелеолог М. Скифф провел 63 дня. По условиям эксперимента часов у исследователя не было, и он жил по субъективному времени. По субъективным ощущениям М. Скиффа, его «сутки» складывались из 7 часов сна и 6 часов бодрствования, то есть составляли 13 часов, однако по телефонным сигналам, которые исследователь подавал наверх в момент пробуждения и отхода ко сну, получалось, что его ритм составил 24,5 часа. Аналогичные данные были получены и в других, более поздних исследованиях. Средний период циркадианного ритма у спелеологов Дж. Уоркмана, проведшего в 1963г. в пещере 100 дней, и у Сенны, находившегося в изоляции 125 дней, составил 24,7 часа, у Д. Лафферти за 130 суток пребывания под землей - 25 часов, у семи женщин, живших в пещере в течение 14 дней, спектральный анализ выявил два основных цикла - 24,7 и 25,2 часа. Таким образом, в условиях изоляции от внешнего мира у человека поддерживается ритм с периодом, близким к 24 часам. Это еще раз свидетельствует об эндогенной (врожденной) природе околосуточного биологического ритма.
У
всех испытуемых при изоляции в пещере
наблюдалось рассогласовывание
изменений физиологических
Какой из внешних регуляторов наиболее важен? Для животных это, несомненно, колебания освещенности, продолжительности светового дня. Для многих видов живых существ справедливо так называемое циркадное правило Амоффа: с увеличением продолжительности светового дня возрастает физиологическая активность. Поскольку человек - существо социальное, считается, что ведущими внешними синхронизаторами его биологических ритмов являются социальные факторы - распорядок дня, смена видов деятельности. Однако нельзя игнорировать и биологическую природу человека, особенно, ребенка, наименее подверженного влиянию социальной среды.
Если
проанализировать суточные кривые различных
физиологических процессов, то можно
увидеть, что периодичность
В
суточном ритме изменяется и деятельность
центральной нервной системы. Чувствительность
центров головного мозга
Однако, не у всех людей утренняя работоспособность самая высокая в течение дня. Существует популярная классификация людей по биоритмам: совы и жаворонки. Известно, что в основе суточных биологических ритмов лежит цикл «сон - бодрствование». В зависимости от того, как строится этот цикл, все люди делятся на «жаворонков» (25 - 30%), «сов» (25 - 30%). Но специалисты определяют еще и тип «голубей» (40 - 45%), которые в различных обстоятельствах могут вести себя по-разному. Существует версия, которая нуждается в практической проверке, что в детстве почти все люди «голуби», склонность к первым двум типам вырабатывается позднее, в зависимости от уклада жизни в семье, предрасположенности организма и т.д.
По мнению Н. Агаджаняна, социальные условия превратили многих людей в «голубей», у которых из-за недосыпания утром работоспособность, как у «сов», а вечером - как у «жаворонков». Однако субъективная оценка типа работоспособности очень часто противоречит данным, полученным в эксперименте. Исследования показали, что большинство «голубей» - это «разболтанные жаворонки». Соблюдение режима дня и прислушивание к своим естественным биологическим ритмам нормализует функционирование центральной нервной системы и повышает работоспособность.
«Не пытайтесь работать против своего естественного дневного ритма (который вы, если и сможете изменить, то незначительно), а используйте эти закономерности в вашем распорядке дня!» - настаивал немецкий исследователь Лотар Зайверт, не один десяток лет посвятивший проблеме эффективного использования времени, в своей книге «Ваше время - в ваших руках».
Для детей-дошкольников эта рекомендация особенно актуальна, так как дети значительно сильнее, чем взрослые подвержены негативным воздействиям и их работоспособность еще более неустойчива.
Обычно пик работоспособности
человека приходится на первую половину
дня. В это время активно
По мнению медиков, игнорирование значения биоритмов может привести к проблемам со здоровьем. Например, когда человек отправляется в командировку через несколько часовых поясов, с ним происходит десинхроз - расхождение ритмов организма и ритмов окружающей среды. Врачи утверждают, что, если организм в течение длительного времени не может вновь войти в свой естественный ритм, в нем возникают изменения и повреждения, наступает кризисное состояние и даже полная остановка его жизнеспособности.
При очень напряженной деятельности даже дневной ритм, как правило, постоянно нарушается, в результате чего 8% взрослого населения страдает бессонницей, 15% - недостаточно отдыхает во сне. Все это вызывает повышенную утомляемость и снижает жизнедеятельность. Существует версия, что многие катастрофы, в том числе на Чернобыльской АЭС, вызваны именно утомленностью персонала. Однако происходит это не столько из-за тяжелого труда, сколько из-за несоответствия индивидуальных биоритмов человека режиму работы.
Не все эти данные можно отнести к детям-дошкольникам, но, тем не менее, важно учесть, что во многих своих проявлениях особенности научно-технического прогресса коснулись и детей. Существенно изменились программы воспитания и обучения, преобразовались формы отдыха: непосредственное активное участие детей, их мышечной системы в различных проявлениях их жизнедеятельности стало иным, резко отличным от имевших место до сравнительно недавнего времени.
Постоянная информационная перегрузка и дефицит времени на отдых оказывают все возрастающее влияние на ребенка, что может явиться причиной разнообразных отклонений в нормальной деятельности отдельных или многих систем организма ребенка.
Этот факт еще больше актуализирует проблему учета индивидуальных биоритмов дошкольников при деятельностном подходе в образовании.
К нормализации режима дня, приближению его к природным ритмам призывает Л. Глыбин. Он обнаружил в суточном ритме работоспособности пять подъемов (в 5, 11,16, 20, 24 часа) и пять спадов (около 2, 9, 14, 18, 22 часов по зимнему времени). Действительно, если одолеть сонливость, овладевающую нами в 22 - 23 часа, то после полуночи открывается «второе дыхание», спать совершенно не хочется, и кажется, что можно свернуть горы -пока не наступает 2-3 часа. А вот какова работоспособность на рассвете, знают немногие. Известно, что Л. Толстой приступал к работе ранним утром и ценил эти часы творчества превыше всех прочих. Мы же, похоже, свое лучшее время просто просыпаем. Л. Глыбин предлагает сместить начало рабочего дня на утренние часы и заканчивать его вскоре после полудня. Подъем в 4 часа, приемы пищи в 4, 10,15 и 19 часов, отход ко сну не позже 21 часа - исследователь полагает, что такой режим способен существенно повысить производительность труда, именно в таком ритме в течение многих тысячелетий жили наши предки. Рано ложиться и рано вставать - значит следовать естественному ритму, обусловленному физиологической природой человека.
Переходя к описанию особенностей биологических ритмов у детей дошкольного возраста, следует отметить, что сведений по этому узкому вопросу в доступной нам научной литературе по педагогике, психологии, физиологии или в других научных областях не обнаружено. В основном все исследования, направленные на изучение работоспособности и функционального состояния человека в течение суток, недели и года, проводились среди школьников или взрослых.
Истоки дифференцированного
Этот принцип получил
Авторы констатируют дифференцированность детей одного и того же возраста по уровню подготовленности и индивидуально-психологическим особенностям и предполагают различные пути осуществления индивидуального обучения: гомогенные группы на основании общности одного признака или гетерогенные группы с внутригрупповой индивидуализацией. Заслуживает внимания группировка учащихся по уровню их учебных возможностей, которые определяются сочетанием двух факторов: способностей, обусловленных характером ВНД, и работоспособностью, обусловленной не только генетически, но и другими факторами внешней среды.
Существенны высказывания педагогов-психологов (А.А. Бударный, 1965; П.П. Блонский, 1961 и др.), указывавших, что работоспособность имеет решающее значение в успешности обучения и не может быть полностью компенсирована даже высоким уровнем развития способностей.
М.В. Антропова в своей работе «Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности» приводит данные, характеризующие дневную, недельную и годовую периодичность физиологических функций и работоспособности учащихся и изменение последней в зависимости от условий внешней среды. Автор указывает, что суточная периодичность работоспособности находится в тесной связи с физиологическими функциями организма.
Суточный ритм физиологических процессов рассматривается как результат влияния сложного динамического стереотипа на элементы режима дня, периоды послеобеденного отдыха и ночного сна.
Современная центрально-корковая теория не всегда рассматривает утомление как отрицательное и вредное явление. Лежащие в основе его процессы истощения функционального потенциала оказываются стимулом восстановительных процессов. Последние в период правильно организованного отдыха не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному уровню, но могут поднять ее еще выше (Г.В. Фольбор, В.В. Розенблод). Отсюда стремление гигиенистов не исключить из деятельности детей это физиологическое явление, а отдалить его наступление, оградить организм ребенка от чрезмерности отрицательного влияния утомления, сделать отдых более эффективным.