Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:33, курс лекций

Описание работы

Характерной тенденцией профессионально-педагогического образования в современном мире является его гуманизация, направленность на развитие профессиональной культуры, способностей и интересов личности, ее творческой индивидуальности. Источниками формирования содержания образования стали основные нормы самоопределения личности: человек, общество, природа и человеческая деятельность. Современное содержание образования ориентирует педагога на формирование личности творческой, личности поисковой, ощущающей беспредельное желание получать знания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Первая - физиологические: возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых.

Вторая - физические, воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещенности помещения, температура воздуха и его влажность.

Третья - психические факторы: самочувствие дошкольника, его настроение, а также  воздействие поощрений, порицаний, указаний, призывов.

В повседневной жизни все эти  факторы действуют в совокупности. Знание работоспособности организма  дошкольника дает возможность правильно  организовать деятельность детей.

По отношению к решаемой задаче можно выделить максимальную, оптимальную  и сниженную работоспособность.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой, показывающей зависимость эффективности  деятельности от времени выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный «порыв». Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности.

При анализе изменений в  функциональном состоянии организма ребенка прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв. В зависимости от вида деятельности, состояния здоровья, индивидуальных биоритмов и других особенностей - продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий может варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности - один из показателей оптимальности организации процесса деятельности при правильном учете биоритмов детей.

Биологический ритм - это не только непосредственная реакция на изменение  внешних условий, он сохраняется  и в искусственных условиях -при  постоянном освещении, температуре, влажности и атмосферном давлении, причем продолжительность каждого периода биологических ритмов в таких условиях почти не зависит от интенсивности обменных процессов. В постоянных условиях солнечно-суточный ритм обычно превращается в, так называемый, циркадианный ритм с периодом, типичным для каждого объекта и несколько отличающимся от 24 часов.

Существуют две точки зрения на природу биоритмов:

1) биологические ритмы основаны  на происходящих в организме  строго периодических физико-химических  процессах - «биологических часах». Изменение внешних условий является сигналом времени и может сдвигать фазы ритма. При постоянстве условий ритмичность полностью спонтанна, что доказывается несовпадением циркадианного ритма с колебаниями геофизических факторов;

2) организм воспринимает циклы проникающих геофизических факторов (геомагнитное поле, космическое излучение и т.д.).

Собственная система измерения времени, если она имеется, играет вспомогательную  роль. Изменение освещенности и температуры  может сдвигать фазу биологических ритмов по отношению к геофизическому циклу. Под влиянием неестественных для организма, но постоянных условий, может возникнуть регулярный сдвиг фазы биоритмов.

Исследования  многих биоритмов доказывают врожденную предрасположенность к биологическим  ритмам. Циркадианная периодичность возникает у выращенных в постоянных условиях организмов после кратковременного изменения этих условий, что, несомненно, говорит о врожденной предрасположенности к такому ритму.

Динамика  работоспособности высшей нервной  деятельности и скоординированность движений у детей, выявленные в процессе организации познавательной деятельности и физической нагрузки, показали, насколько велико правильное построение и чередование различных видов деятельности с учетом биологических ритмов детей (М.И. Александрова, М.В. Антропова, Е.М. Болостоцкая, Е.М. Вайнруб, М.Е. Любомирский, Л.В. Михайлова, Г.Л. Сальникова, М.С. Тритолюк, У.Л. Усищева, Н.С. Фокина, В.В. Крыжановская и др.).

Но  для того, чтобы правильно организовать различные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, необходимо не только выявить индивидуальные особенности биоритмов ребенка, но и изучить закономерности биологических ритмов у человека в целом и на основе этих знаний дифференцировать деятельность детей.

Рассмотрим  основные адаптивные ритмы (т.е. те, колебания которых близки к основным геофизическим циклам). Роль их заключается в адаптации организма к периодическим изменениям внешней среды. К указанной категории относятся суточные и сезонные колебания физиологических показателей. Именно они представляют наибольший интерес для хронофизиологов, и не случайно. Об этих ритмах мы уже знаем немало - выяснена, например, их природа. Для ответа на вопрос, существуют околосуточные ритмы самостоятельно или отражают на организменном уровне колебания внешних условий, необходимо было обеспечить полную изоляцию испытуемых от внешнего мира. Она создавалась при помещении обследуемых в пещеру, где отсутствует чередование света и темноты, поддерживается постоянная температура воздуха, нет шумов. В 1962 г. в ледяной пещере Скарассон на глубине 135 м спелеолог М. Скифф провел 63 дня. По условиям эксперимента часов у исследователя не было, и он жил по субъективному времени. По субъективным ощущениям М. Скиффа, его «сутки» складывались из 7 часов сна и 6 часов бодрствования, то есть составляли 13 часов, однако по телефонным сигналам, которые исследователь подавал наверх в момент пробуждения и отхода ко сну, получалось, что его ритм составил 24,5 часа. Аналогичные данные были получены и в других, более поздних исследованиях. Средний период циркадианного ритма у спелеологов Дж. Уоркмана, проведшего в 1963г. в пещере 100 дней, и у Сенны, находившегося в изоляции 125 дней, составил 24,7 часа, у Д. Лафферти за 130 суток пребывания под землей - 25 часов, у семи женщин, живших в пещере в течение 14 дней, спектральный анализ выявил два основных цикла - 24,7 и 25,2 часа. Таким образом, в условиях изоляции от внешнего мира у человека поддерживается ритм с периодом, близким к 24 часам. Это еще раз свидетельствует об эндогенной (врожденной) природе околосуточного биологического ритма.

У всех испытуемых при изоляции в пещере наблюдалось рассогласовывание  изменений физиологических показателей  между собой - так называемая, десинхронизация  их. Это означает, что внешние факторы являются своеобразными регуляторами, которые согласуют эндогенные ритмы различных функций человеческого организма с изменениями внешней среды и друг с другом.

Какой из внешних регуляторов наиболее важен? Для животных это, несомненно, колебания освещенности, продолжительности светового дня. Для многих видов живых существ справедливо так называемое циркадное правило Амоффа: с увеличением продолжительности светового дня возрастает физиологическая активность. Поскольку человек - существо социальное, считается, что ведущими внешними синхронизаторами его биологических ритмов являются социальные факторы - распорядок дня, смена видов деятельности. Однако нельзя игнорировать и биологическую природу человека, особенно, ребенка, наименее подверженного влиянию социальной среды.

Если  проанализировать суточные кривые различных  физиологических процессов, то можно  увидеть, что периодичность прослеживается и в работе желудочно-кишечного  тракта человека, и в изменении  кровяного (систолического и диатонического) давления, и в выделениях мочи, изменениях температуры тела и скорости пульса.

В суточном ритме изменяется и деятельность центральной нервной системы. Чувствительность центров головного мозга максимальна  в середине дня, минимальна ночью. Считается, что возбудимость коры, как и работоспособность человека, оптимальна в утренние и дообеденные часы; потом она снижается, начинают преобладать тормозные процессы, но к 16 - 17 часам отмечается некоторый подъем возбудимости, которая затем прогрессивно снижается, достигая минимума к моменту сна.

Однако, не у всех людей утренняя работоспособность  самая высокая в течение дня. Существует популярная классификация  людей по биоритмам: совы и жаворонки. Известно, что в основе суточных биологических ритмов лежит цикл «сон - бодрствование». В зависимости от того, как строится этот цикл, все люди делятся на «жаворонков» (25 - 30%), «сов» (25 - 30%). Но специалисты определяют еще и тип «голубей» (40 - 45%), которые в различных обстоятельствах могут вести себя по-разному. Существует версия, которая нуждается в практической проверке, что в детстве почти все люди «голуби», склонность к первым двум типам вырабатывается позднее, в зависимости от уклада жизни в семье, предрасположенности организма и т.д.

По  мнению Н. Агаджаняна, социальные условия превратили многих людей в «голубей», у которых из-за недосыпания утром работоспособность, как у «сов», а вечером - как у «жаворонков». Однако субъективная оценка типа работоспособности очень часто противоречит данным, полученным в эксперименте. Исследования показали, что большинство «голубей» - это «разболтанные жаворонки». Соблюдение режима дня и прислушивание к своим естественным биологическим ритмам нормализует функционирование центральной нервной системы и повышает работоспособность.

«Не пытайтесь работать против своего естественного дневного ритма (который вы, если и сможете изменить, то незначительно), а используйте эти закономерности в вашем распорядке дня!» - настаивал немецкий исследователь Лотар Зайверт, не один десяток лет посвятивший проблеме эффективного использования времени, в своей книге «Ваше время - в ваших руках».

Для детей-дошкольников эта рекомендация особенно актуальна, так как дети значительно сильнее, чем взрослые подвержены негативным воздействиям и  их работоспособность еще более неустойчива.

Обычно пик работоспособности  человека приходится на первую половину дня. В это время активно функционируют  желудок, поджелудочная железа, селезенка  и сердце. Во второй половине дня  активно работает тонкая кишка, наступает  спад продуктивности.

По мнению медиков, игнорирование  значения биоритмов может привести к проблемам со здоровьем. Например, когда человек отправляется в  командировку через несколько часовых  поясов, с ним происходит десинхроз - расхождение ритмов организма и  ритмов окружающей среды. Врачи утверждают, что, если организм в течение длительного времени не может вновь войти в свой естественный ритм, в нем возникают изменения и повреждения, наступает кризисное состояние и даже полная остановка его жизнеспособности.

При очень напряженной деятельности даже дневной ритм, как правило, постоянно нарушается, в результате чего 8% взрослого населения страдает бессонницей, 15% - недостаточно отдыхает во сне. Все это вызывает повышенную утомляемость и снижает жизнедеятельность. Существует версия, что многие катастрофы, в том числе на Чернобыльской АЭС, вызваны именно утомленностью персонала. Однако происходит это не столько из-за тяжелого труда, сколько из-за несоответствия индивидуальных биоритмов человека режиму работы.

Не все эти данные можно отнести к детям-дошкольникам, но, тем не менее, важно учесть, что во многих своих проявлениях особенности научно-технического прогресса коснулись и детей. Существенно изменились программы воспитания и обучения, преобразовались формы отдыха: непосредственное активное участие детей, их мышечной системы в различных проявлениях их жизнедеятельности стало иным, резко отличным от имевших место до сравнительно недавнего времени.

Постоянная информационная перегрузка и дефицит времени на отдых  оказывают все возрастающее влияние на ребенка, что может явиться причиной разнообразных отклонений в нормальной деятельности отдельных или многих систем организма ребенка.

Этот факт еще больше актуализирует  проблему учета индивидуальных биоритмов  дошкольников при деятельностном подходе в образовании.

К нормализации режима дня, приближению  его к природным ритмам призывает  Л. Глыбин. Он обнаружил в суточном ритме работоспособности пять подъемов (в 5, 11,16, 20, 24 часа) и пять спадов (около 2, 9, 14, 18, 22 часов по зимнему времени). Действительно, если одолеть сонливость, овладевающую нами в 22 - 23 часа, то после полуночи открывается «второе дыхание», спать совершенно не хочется, и кажется, что можно свернуть горы -пока не наступает 2-3 часа. А вот какова работоспособность на рассвете, знают немногие. Известно, что Л. Толстой приступал к работе ранним утром и ценил эти часы творчества превыше всех прочих. Мы же, похоже, свое лучшее время просто просыпаем. Л. Глыбин предлагает сместить начало рабочего дня на утренние часы и заканчивать его вскоре после полудня. Подъем в 4 часа, приемы пищи в 4, 10,15 и 19 часов, отход ко сну не позже 21 часа - исследователь полагает, что такой режим способен существенно повысить производительность труда, именно в таком ритме в течение многих тысячелетий жили наши предки. Рано ложиться и рано вставать - значит следовать естественному ритму, обусловленному физиологической природой человека.

Переходя к описанию особенностей биологических ритмов у детей  дошкольного возраста, следует отметить, что сведений по этому узкому вопросу в доступной нам научной литературе по педагогике, психологии, физиологии или в других научных областях не обнаружено. В основном все исследования, направленные на изучение работоспособности и функционального состояния человека в течение суток, недели и года, проводились среди школьников или взрослых.

Истоки дифференцированного подхода  с учетом индивидуальных биоритмов  ребенка можно найти еще у  К.Д. Ушинского. Среди основных педагогических принципов, положенных в основу массового  обучения подрастающего поколения, К.Д. Ушинский называл и необходимость учета особенностей детской личности, проявляющихся в способностях детей и в темпах работы учащихся.

Этот принцип получил дальнейшее отражение в многочисленных исследованиях  психологов и педагогов (А.А. Бударный, - 1965, А.А.Кирсанов, 1966; З.И. Калмыкова, 1968; А.Н. Конев, 1968; НЛ.Менчинская, 1970; И.М. Чередов, 1970; И.Э. Унт, 1971 и др.).

Авторы констатируют дифференцированность детей одного и того же возраста по уровню подготовленности и индивидуально-психологическим особенностям и предполагают различные пути осуществления индивидуального обучения: гомогенные группы на основании общности одного признака или гетерогенные группы с внутригрупповой индивидуализацией. Заслуживает внимания группировка учащихся по уровню их учебных возможностей, которые определяются сочетанием двух факторов: способностей, обусловленных характером ВНД, и работоспособностью, обусловленной не только генетически, но и другими факторами внешней среды.

Существенны высказывания педагогов-психологов (А.А. Бударный, 1965; П.П. Блонский, 1961 и др.), указывавших, что работоспособность имеет решающее значение в успешности обучения и не может быть полностью компенсирована даже высоким уровнем развития способностей.

М.В. Антропова в своей работе «Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности» приводит данные, характеризующие дневную, недельную и годовую периодичность физиологических функций и работоспособности учащихся и изменение последней в зависимости от условий внешней среды. Автор указывает, что суточная периодичность работоспособности находится в тесной связи с физиологическими функциями организма.

Суточный ритм физиологических  процессов рассматривается как  результат влияния сложного динамического стереотипа на элементы режима дня, периоды послеобеденного отдыха и ночного сна.

Современная центрально-корковая теория не всегда рассматривает утомление  как отрицательное и вредное  явление. Лежащие в основе его  процессы истощения функционального потенциала оказываются стимулом восстановительных процессов. Последние в период правильно организованного отдыха не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному уровню, но могут поднять ее еще выше (Г.В. Фольбор, В.В. Розенблод). Отсюда стремление гигиенистов не исключить из деятельности детей это физиологическое явление, а отдалить его наступление, оградить организм ребенка от чрезмерности отрицательного влияния утомления, сделать отдых более эффективным.

Информация о работе Физиологические и психологические особенности развития ребенка дошкольного возраста