Феномен музыкальной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
. Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21
2. Детская музыкальная одаренность………………………………………24
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

феномен музыкальной одаренности.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Так, способность точно интонировать, предшествующая появлению речи, иногда встречается у не отличающихся выдающимися  способностями к музыке детей  из музыкальных семей. В то же время  некоторые выдающиеся музыканты  ни в детстве, ни в зрелом возрасте не отличались способностью воспроизводить услышанную музыку по слуху (С.Фейнберг). Другие с годами теряли часть ярких  и важных детских способностей (например, у В.Софроницкого с годами пропал дар музыкальной импровизации).

     Итак, «феномен музыкальной одаренности  представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое – системное образование, в котором специальные задатки  и способности индивидуально, неповторимо  сочетаются с общими свойствами, а  также с высшими индивидуально-личностными  качествами музыканта». (1,43) 
 
 

2.2 Особые условия,  необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей

     Согласно  исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова: более  простые или элементарные музыкальные  способности раньше начинают развиваться  и раньше стабилизируются. Более  сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом  плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов: этапа двигательно-слухового синкрезиса, этапа дифференциации психических  функций и структур, соответствующих  элементарным музыкальным способностям, и этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими  функциями и структурами. При  этом каждый последующий этап вызревает  внутри предыдущего. Однако дети с выдающимися  музыкальными способностями как  бы «минуют» первые два этапа, их способности  обнаруживаются как бы на переходе от второго к третьему этапу или  даже сразу на третьем этапе.

     В настоящее время существуют различные  точки зрения на природу и специфику  музыкального развития ребенка. Поэтому  вопрос о сензитивных периодах решается всякий раз в зависимости от общей  позиции исследователя. «Сензитивный период – период, когда те или  иные воздействия оказывают большие  влияния на развитие психических  функций, на психическое развитие в  целом, чем до или после него». (6,21)

     Согласно  одной из них, по мере общего созревания становится возможным и музыкальное  развитие. Исследователями были выявлены определенные сензитивные периоды  в развитии музыкальности, которые  обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием  органов слуха, движения, структуры  эмоциональной саморегуляции и  интеллекта. Известно из исторического  и педагогического опыта, что  овладеть профессионально музыкальным  инструментом можно только до определенного возраста – до двенадцати-тринадцати лет. После указанной границы такое овладение затруднено или вообще невозможно (что не означает, что нет исключений, но они очень редки). Этот период и считают периодом музыкальной сензитивности.

     Начало  его коренится в ранних стадиях  периода формирования речевой функции (или, по Ж. Пиаже, на периоде от стадии сенсомоторного к стадии понятийно-символического развития интеллекта); окончание совмещается с окончанием окостенения кисти и формированием системы психомоторной саморегуляции.

     Таким образом, общая длительность периода  музыкальной сензитивности –  примерно от двух-двух с половиной  до одиннадцати-тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», условиями музыкальной среды и интенсивностью музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов и связывают особенности музыкального развития одаренных детей.

     Исследования  показывают, что интенсивность обучения музыке сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и на ребенка  обладающего яркими музыкальными способностями. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными. Что же касается музыкально одаренных детей, то в их развитии это очевиднее  всего. Музыка, являясь с ранних лет  органичной частью развивающей личностно  значимой среды, не просто сопутствуют  развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая» психический опыт ребенка  в единое целое.

     Ранний  возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к  музыкальному развитию. Биографические данные более чем тысячи профессиональных музыкантов показывают статистически  достоверную связь между возрастом, в котором началось обучение на музыкальном инструменте, и обладанием абсолютным слухом. Из тех, кто начал обучение до четырех лет, абсолютным слухом обладали 95%, тогда как из тех, кто начал заниматься между двенадцатью и четырнадцатью годами, только 5%.

     Как видно, музыкальные способности  у одаренных детей проявляются  на 2-4 года раньше, нежели у детей, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят  быстрый, «взрывной» характер. В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и слухового  опыта в раннем детстве.

     Сами  одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды  или обилие музыкально-слуховых впечатлений  в раннем детстве. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка составляет 84-86%, а не музыкального 1-2%, в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления одаренного ребенка составляет 59%, а не музыкального 25-36%; наконец, если оба не музыкальны, то у них в 25-30% случаев есть шанс стать родителем музыкально одаренного и в 59-62% немузыкального ребенка.

     Начиная занятия в раннем возрасте, музыканты  в большинстве своем выбирают не только профессию, но и образ жизни, а значит – до известной степени  – специфические условия, среду  и способ личностного развития.

Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической  культурой чувствования, мышления и  движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает  или затрудняет дальнейшее музыкальное  и профессиональное развитие. Поэтому  именно на педагога ложатся самые  ответственные моменты в музыкальном  развитии ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не отпугнуть его.

     Первое  – с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой, - с многозначностью  самой музыки и музыкальных занятий. Музыка – это игра, свободное  самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Как  это соединить? И соединимо ли это? Вот основная проблема, с которой  сталкивается ребенок, приступивший к  систематическим занятиям музыкой. Главное – научить ребенка  получать удовольствие от игры на инструменте. И для исполнения важно сохранить  эту детскую радость наслаждения  музицированием. Лишь много позже  музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием, по словам немецкого дирижера Бруно  Вальтера, переходит в наслаждение  самим процессом творческой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные  способности на первоначальном этапе

   В своей  работе хотел бы обратиться к работе К.В.Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей», где она предлагает ряд методов,  формирующих у детей комплекс музыкальных способностей. Мы можем познакомиться с некоторыми приемами развития музыкальности и некоторых музыкальных способностей в игровой форме. Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей живой эмоциональный отклик.

   Комплекс  способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку  музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной  деятельности имели преимущества в  отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического  слуха происходит главным образом  в пении и игре по слуху на детских  музыкальных инструментах; формирование чувства ритма – в движениях  под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное.

   Хотелось  бы более подробно остановиться на тех заданиях, которые предлагались детям для развития музыкальных способностей.

Первое –  это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными  музыкальными произведениями русской  и зарубежной классики. Музыкальный материал  был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. Она похожа на «схему сонатного аллегро»: 1) «Вступление» – короткое вводное слово; 2) «Экспозиция» – слушание произведения; 3) «Разработка» – его анализ, разбор; 4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне; 5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти.

      Задачи, которые ставились перед  детьми, сначала отличались простотой:  определить общее настроение, характер  музыки; затем постепенно усложнялись:  вычленить средства музыкальной  выразительности, представить, о  чем «рассказывает» музыка.

     В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем  в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент  музыкального мышления и узнающая музыкальная  память.

     В пении проходило становление  мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы  дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная  беседа о содержании песни, характере  её исполнения, объяснялись новые  непонятные слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования  и певческому дыханию.

     Движения  под музыку занимали также очень  большое место, поскольку отражение  разнообразных жизненных образов  и впечатлений в доступной  и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной  деятельности. В нем развивается  весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная  отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

     В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения (ходьба, бег, прыжки) и танцы.

     Музыкальная игра была представлена на занятиях очень  разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и  развернутая игра-драматизация. Она  существовала не только как самостоятельный  раздел занятий, но и как важная часть  других видов музыкальной деятельности детей: игровые приемы пронизывали  каждый из них.

     Хотя  на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе. Так, у самых маленьких она  проходила как игра с движением  и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке (зайцу, кукле, мишке). Эмоциональное исполнение взрослыми  игровых движений и песен привлекало малышей к участию в игре, заражало их настроением.

У более старших  превалировали инсценировки песен («Вот какие чудеса», «Бравые солдаты», «Танец зайчат» А. Филиппенко). Они и подвели к развернутым играм-драматизациям по мотивам русских народных сказок «Колобок» и «Теремок». Большой акцент делался на играх-этюдах («Цветок растет, расцветает и увядает» -, «Цветок» В. Витлина). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Детская музыкальная одаренность - сложное и многоаспектное явление.

     Проблема  способностей всегда была и остается острой и жизненно важной. Перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

     Психологическая и педагогическая науки до сих  пор занимались проблемой специальных  способностей – музыкальных (Б. Теплов).

     В своей работе я попытался подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорил, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо – все это, в совокупности с великим искусством  будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию.

Информация о работе Феномен музыкальной одаренности