Феномен музыкальной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
. Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21
2. Детская музыкальная одаренность………………………………………24
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

феномен музыкальной одаренности.docx

— 70.42 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
    1. Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
    2. . Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21    

   2.  Детская музыкальная одаренность………………………………………24

     2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24

     2.2 Особые условия, необходимые для  полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31

    3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………..38

Список использованной литературы…………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Вопрос, который я рассматриваю в своей  работе один из самых значительных и важных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии музыкальных  способностей человека и о различных  уровнях их проявления. И самое  главное, какое влияние на эти  способности оказывает целенаправленное развитие творческого потенциала ребенка, каким образом  развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень  можно влиять на эффективное формирование процессов мышления.

     В настоящее время наблюдается  повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

     Одаренность сейчас определяется как способность  к выдающимся достижениям в любой  социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической  области. Одаренность следует рассматривать  как достижения и как возможность  достижения. Смысл утверждения в  том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже  проявились, и те, которые могут  проявиться.

     В соответствии с современными представлениями  об одаренности как интегральном проявлении различных способностей в конкретной деятельности актуальным является комплексное изучение и  развитие способностей ребенка, что  особенно важно при исследовании природы, структуры, отличительных  признаков различных видов одаренности. Большое значение таких исследований для прогресса в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных  детей, отмечают многие отечественные  специалисты (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, B.C. Юркевич, и другие).

     В исследованиях музыкальной одаренности  долгое время преобладал подход, в  соответствии с которым феномен  музыкальной одаренности рассматривался исключительно как «сплав» сугубо специальных музыкальных способностей. Преодолению такого подхода способствовали фундаментальные исследования Б.М. Теплова, создавшего целостную и не потерявшую значения до наших дней концепцию музыкальной одаренности, а также работы зарубежных и отечественных исследователей последних десятилетий, в которых музыкальная одаренность изучается как сложный многоплановый 5 феномен, включающий в себя психические процессы различного уровня (G. Brelet, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли, И.В. Тихомировой, Г.С. Тарасова).

       Однако общие предпосылки музыкальной  одаренности, или «общие моменты  в одаренности», по выражению  Б.М. Теплова, хотя и затрагивались  в некоторых исследованиях, не были предметом многостороннего специального исследования. Вне поля зрения исследователей долгое время оставались сами механизмы развития музыкальных способностей, соотношение в них общих и специальных моментов.

     Важное  научное и практическое значение имеет исследование музыкальной  одаренности в рамках музыкально-исполнительской  деятельности, которая является мало изученной, особенно на начальном этапе  музыкального обучения. По замечанию  Г.С. Тарасова, «еще не достаточен опыт не только углубленного изучения, но и  описания музыкально-художественной деятельности» (13, с. 19). Актуальной задачей является также разработка методической базы для исследований музыкальной одаренности и музыкальной деятельности.

     Об  актуальности всестороннего психологического изучения феномена музыкальной одаренности  свидетельствуют и проблемы практики музыкального обучения и образования. Опыт многих педагогов-музыкантов показывает, что узкоспециальное развитие учащегося  обычно не приводит к высокому уровню исполнительского мастерства. Анализируя существующие недостатки в музыкальном  обучении, В.Л. Дранков отмечает, что  в современной теории и практике искусства и художественного  образования неправомерно сужаются понятия и представления о  творческом процессе, и поэтому из поля зрения ускользает необходимость развития общих способностей художественного таланта.

     Проблема  одаренности представляет собой  комплексную проблему, в которой  пересекаются интересы разных научных  дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев  образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая  общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и  социально-психологического.

     Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована  и ее реализация должна приходиться  на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов  в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка  определяют динамику развития одаренности.

     Цель  работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

     В связи с этим актуальным является системное исследование музыкальной  одаренности, не ограниченное рассмотрением  только специальных музыкальных  способностей, предполагающее анализ данного феномена как целостной психической организации внутренне связанных и формирующихся в единстве компонентов различного уровня.

     1. Определение понятий       «одаренность» и «одаренный ребенок»

     1.1 Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности

     Анализ  проблемы развития способностей и одаренности  во многом будет предопределяться тем  содержанием, которые мы будем вкладывать в эти понятия.

       Значительные трудности в определении  понятий «способности» и «одаренность»  связаны с общепринятым, бытовым  пониманием этих терминов. Если  мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто  «способности», «одаренный», «талантливый»  употребляются как синонимы и  отражают степень выраженности  способностей. Но еще более важно  подчеркнуть, что понятием «талантливый»  подчеркиваются природные данные  человека. Так в толковом словаре  В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

     Говоря  о способностях, подчеркивают возможность  человека что-то делать, а, говоря о  таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в  успешности деятельности.

     Одаренность - это системное, развивающееся в  течение жизни качество психики, которое определяет возможность  достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов  в одном или нескольких видах  деятельности по сравнению с другими  людьми.

     Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет  компенсировать недостаточность отдельных  способностей за счет преимущественного  развития других.

     – общие способности или общие  моменты способностей, обуславливающие  широту возможностей человека, уровень  и своеобразие его деятельности;

     - совокупность задатков, природных  данных, характеристика степени  выраженности и своеобразия природных  предпосылок способностей;

     - талантливость, наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися  достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две  крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная  альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная  одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность  демонстрирует незначительная часть  детей.

     В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности  может быть недостаток (в силу условий  жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку  их усвоить, как его одаренность  становится явной и очевидной  для педагога.

     В советской психологии, прежде всего  исследованием Б.М.Теплова сделана  попытка, дать классификацию понятий  «способности», «одаренность» и  «талант» по единому основанию –  успешности деятельности. «Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности».(14,42)

     Иногда  способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный  анализ показывает, что врожденными  могут быть лишь задатки, а способности  являются результатом развития задатков.

     «Задатки  – врожденные анатомо-физиологические  особенности организма. К ним  относятся, прежде всего, особенности  строения головного мозга, органов  чувств и движения, свойства нервной  системы, которыми организм наделен  от рождения». (2,113),Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться не одинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

     Задатки и сами развиваются, приобретают  новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой  способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности  его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в  процессе жизни – системы условных рефлексов. Если говорить о музыкальных способностях, то они тоже не формируются без соответствующих специальных задатков. Но, вместе с тем, и способности, и задатки суть свойства: первые – функциональных систем, вторые – компонентов этих систем. Поэтому можно говорить только о системном развитии компонентов музыкальной одаренности, которым эти свойства должны быть присущи. Иными словами, с формированием всей системы, как подчеркивается в психологии способностей, «будут изменяться и её свойства, которые определяются как элементами системы, так и их связями».(1,29)

     Отметим попутно слова Б.Л. Яворского, который  высказал именно такую точку зрения на проблему музыкально-инструментальных способностей еще в 20-е годы. «Моторность, слух, ритм, - говорил он, словно читая современные психологические труды, – только лишь свойства. Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их». Указывая на локальный характер отдельных свойств, Яворский способности связывал со всей личностью музыканта, с её культурой в целом.

Информация о работе Феномен музыкальной одаренности