Феномен музыкальной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
. Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21
2. Детская музыкальная одаренность………………………………………24
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

феномен музыкальной одаренности.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Однако  и комплексный подход к выявлению  одаренности не избавляет полностью  от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может  быть отнесен ребенок, который никак  не подтвердит этой оценки в своей  последующей деятельности (случаи рассогласования  диагноза и прогноза).

     Навешивание ярлыков типа “одаренный” или  “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических  заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

     Итак, проблема выявления одаренных детей  сложна и требует привлечения  специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут  быть раз и навсегда зафиксированными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Детская музыкальная  одаренность

2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности

     Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно  сделать для их поддержки? По таким  вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет  по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных  детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных  программ, рассчитанных на детей с  повышенными возможностями. Уже  создано и применяется множество  таких программ, они конкурируют  между собой. При этом уделяется  особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

     Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти  индивидуальный подход к одаренности  своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность.

     Вместе  с тем в теоретическом плане  российская психология имеет свои серьезные  накопления в области изучения способностей и одаренности.  Об этом уже было сказано выше. Такие ученые, как  Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

  Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью.

     Согласно  одному из них, музыкальная одаренность  – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный  слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный  двигатель «аппарат», невероятная  обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности (Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер).

     Согласно  другому представлению, музыкальная  одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, - дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно определять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных много, а одаренных единицы.

     Еще одна точка зрения утверждает, что  подлинная одаренность проявляет  себя через творческое мышление и  творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные  способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими  результатами.

     Проявление  музыкальной одаренности, соотношение  способностей и одаренности неповторимо  индивидуальны, но они также в  значительной степени зависят от возраста, – как по «форме», так  и по «содержанию». В каком - то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность.    Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском – обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

     Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, а вторая в большей степени  соответствует подростковому и  юношескому периоду, третья – музыкальной  зрелости. Так, еще в начале века, Г.Ревеш подчеркивал, что детскому творчеству не достает оригинальности в форме и композиции, в планомерности и целостности; у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца. Вывод его категоричен: за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста.

     Г.Ревеш  исходил из того, что само понятие  одаренности неразрывно связано  с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью  и двадцатью годами, когда ведущим  оказывается личностное развитие, имеет  наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

     Отдельные формы одаренности появляются последовательно  в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое  музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается  на природные способности. И в  это же время может проявиться дифференциация способностей, могут  проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания  и индивидуального прочтения  музыки, и только затем – творческая одаренность, расцвет которой наступает  между двадцатью и тридцатью  годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

«Соотношение  музыкальных способностей ребенка  и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие  музыкальные способности могут, как это не парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратится в неё. В то же время, одаренность, может выявиться и  на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных  музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начала обучения, нежели развития способностей». (5,18)

     Итак, понятие музыкальной одаренности  многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как  явления динамического, становящегося, многомерного.

     Существует  три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только) способностей и одаренности.

     Первый  из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что  в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные  предписания каждому конкретному  возрасту развития ребенка, подростка  и даже взрослого. Способность и  одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. В одной  из этнических общин Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены  пению, танцам, навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной  культуры этой общины. К пяти годам  все дети здесь обладают репертуаром  в сотни песен, легко исполняют  сложные танцевальные движения и  владеют комплексом исполнительских  данных на ударных. Европейцу любой  из таких детей показался бы вундеркиндом. (Не отсюда ли рождаются представления  о том, что некоторые человеческие сообщества музыкально более одаренные, чем другие).

     Нужно сказать, что понятие музыкальной  одаренности возникает там, где  есть профессионалы, профессиональное обучение. А музыкальные вундеркинды  как наиболее яркое воплощение феномена музыкальной одаренности в европейской  культуре появились лишь в середине 18 века.

     Культурно-исторический критерий очень важен и там, где  речь идет о психологическом анализе  структуры одаренности знаменитых людей, живших в предшествующие эпохи. Например, приходится с осторожностью  относится к выводам о языковой одаренности ребенка, который в  шесть лет говорил, писал и  читал на нескольких языках, если этот ребенок воспитывался в богатой  дворянской семье середины прошлого столетия.

     Понятно, что культурно-исторический критерий относителен. Он позволяет сравнивать общие условия выявления, но не уровни музыкальных способностей и одаренности.

     Второй  критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток может  легко и успешно делать нечто, чего не умеют делать сверстники, чаще всего его называют одаренным. Часто  этот критерий называют поколенческим. Изменяются условия жизни, развиваются  системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у  предыдущего. «Общий фон», на котором  выявляется одаренность ребенка, более  или менее заметно изменяется с приходом каждого поколения. Сложные  произведения, которые столетие назад  было доступны лишь отдельным исполнителям, сегодня сравнительно успешно исполняют  «крепкие» ученики и студенты. Во всех музыкально одаренных людях  есть нечто общее, а те из них, что  жили прежде, выступают идеальной  нормой одаренности для ныне живущих.

     Здесь появляется третий критерий – абсолютный. Определить его словами труднее  всего. Для музыкантов истинная одаренность  обнаруживает себя в своеобразии, свободе  и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка). Отсюда –  впечатление какой-то удивительной «зрелости, без созревания», которое  обычно больше всего поражает в одаренных  людях.

     Выдающиеся  музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее  большинство таких детей в  возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Караян начал  учится игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в  публичных концертах. П.Сарасате в  пять лет играл в присутствии  королевы Изабеллы, в восемь дал  первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление. 

     Биографическая  статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются  некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении  любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто  уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного  текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

     Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных  занятиях, исключая все другие, в  том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется  способность подбирать на инструменте  по слуху (композитор А.Доргомыжский пытался  подбирать услышанную музыку на пятом  году жизни, а говорить начал поздно – на шестом году).

     Сравнительно  легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических  занятий они пытаются сочинять и  записывать свои сочинения.

     Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам  одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

При всей личностно-психологической  индивидуальности музыкально одаренных  детей, среди них можно заметить некоторые характерологические  типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики часто обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлективностью, мечтательностью, наивностью.

     Музыкально  одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны  к самоутверждению.

     Т.Лешетицкий, учитель русской пианистки А. Есиповой, сказал о ней: «В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой». (12,287)

     В заключение характеристики следует  отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный  образ ребенка с выдающимися  музыкальными способностями. На самом  деле многое из перечисленного выступает  как более или менее часто  встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом  музыкальной одаренности, обладающий высоким диагностическим весом.

Информация о работе Феномен музыкальной одаренности