Феномен музыкальной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
. Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21
2. Детская музыкальная одаренность………………………………………24
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

феномен музыкальной одаренности.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Кратковременная память – отличается большим объемом  звучащей в сознании музыки,  что  обеспечивает запоминание не отдельных  признаков звуков, а блоков, имеющих  смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.

     Оперативная память – использует как материал непосредственного восприятия и  кратковременной памяти, так и  ранее усвоенного. Основное её содержание – обслуживание непосредственно  протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.

     Многократные  воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение  вызывает в белковых молекулах нервных  клеток необратимые изменения, которые  приводят к прочному закреплению  воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все  запечатленное.

     В зависимости от содержания мнемических  процессов называют  двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.

     Двигательная  память у музыканта проявляется  в том, что хорошо запоминаются исполнительские  движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастерство («золотые руки»). Большое значение она имеет для исполнителя. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.

     Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления  характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая – облегчает формирование внутреннего  слуха, зрительная – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.

     Эмоциональная память – память на пережитые чувства  и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости  от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.

     Словесно-логическая память – проявляется в облегченном  запоминании обобщающих и осмысленных  комплексов – формы и структуры  музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.

     Хорошую память связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры  исполнительской памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали композиторы В. Моцарт, А. Глазунов, С. Рахманинов, дирижер А. Тосканини.

     Комплекс  способностей, требующихся для занятия  именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности.

     Было  бы, наверное, банальностью и тавтологией  утверждение, что сущностью музыканта  является его музыкальность. Под  этим термином мы будем понимать способность  «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди, - писал о себе Р. Шуман, - обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке». (11,221)

       Стремление переводить каждое  жизненное явление на язык  звуков, которое отмечал в своем  характере этот великий немецкий  композитор, было присуще не только  ему, но всем музыкантам, внесшим  сколько-нибудь значительный вклад  в историю культуры. Подобное  восприятие жизни всегда связанно  с наличием у человека специфических  способностей. Как было установлено  Б.М.Тепловым,  «это – способность  чувствовать эмоциональную выразительность  звуковысотного движения: способность  произвольно оперировать музыкально-слуховым  представлением; способность чувствовать  эмоциональную выразительность  музыкального ритма и точно  воспроизводить его». (14,53)

     Обычно, говоря о наличии музыкальности  у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем, наличие  у него и музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением  звуков по высоте, однако известны случаи, когда острое слуховое восприятие оказывается  не связанным с эмоциональной  отзывчивостью на музыку.

     Основной  признак музыкальности – переживание  музыки как выражение некоторого содержания. Абсолютная не музыкальность (если такая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, решительно ничего не вызывающие. Чем больше человек  слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять,  поэтому как бы центр музыкальности. Она является особым и наиболее значимым признаком музыкально одаренной  личности. Сложность исследования музыкальности  обеспечили различные подходы к  её истолкованию. Можно выделить следующие  концепции истолкования музыкальности: она является единым и целостным  свойством.

     Как показывают наблюдения и биографические данные выдающихся музыкантов, музыкальные  способности проявляются очень  рано, иногда в таком возрасте, когда  ребенок еще не владеет речью,  в виде четкой реакции на музыку определенного характера.

     Таким образом, раннее проявление музыкальности  получило положительное подтверждение  в их дальнейшей музыкальной деятельности.

       Противоположными фактами богата  история вундеркиндов – «чудо  детей», очень рано проявивших  себя, но остановившихся в своем  развитии и тем самым не  оправдавших прогноз, высказывавшийся  на их счет.

     Как показали исследования биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого  явления проявляются в тех  случаях, когда совпадают следующие  факторы в их воспитании:

     1) непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;

     2) привыкание и эмоциональное притупление  от однообразного репертуара и механической тренировки;

     3) отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;

     4) неумение трудится, и получать от этого удовольствие.

     Серьезно  отражается на нормальном психическом  развитии ребенка отсутствие постоянного  общения со своими сверстниками. Пагубно  влияет и односторонняя направленность взрослых на однобокое, главным образом  исполнительское развитие способностей ребенка. При этом интенсивное развитие одной способности неизбежно  идет за счет общего гармонического развития личности, которое, в конце концов, приводит к увяданию и специальных способностей.

     При стечении неблагоприятных условий, которые ребенок не в состоянии  преодолеть сам, даже при наличии  больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.

     Основными признаками музыкальности в раннем возрасте, до обучения, следует считать, в первую очередь, проявление музыкальной  впечатлительности и активности. Можно легко заметить различные  формы проявления музыкальной активности: избирательное отношение к музыке, выражающееся в предпочтении одних  музыкальных произведений другим; некоторые  дети охотно поют, активно двигаются  под музыку, пытаются подбирать по слуху, другие выражают свои впечатления  и переживания в импровизациях  и музыкальных сочинениях.

     Наиболее  характерным признаком ранней музыкальности  является доминирующая роль музыки в  жизни ребенка. У очень музыкальных  личностей все жизненные впечатления  проходят через призму своих интонаций, вызывая ту или иную творческую активность. Этот отбор интонаций, их преобразование и закрепление имеют решающее значение для последующего развития, характеризуя индивидуальность музыканта. Многочисленные примеры жизни и  творчества больших художников убедительно  показывают, сколь мощное воздействие  оказывают детские впечатления  на их мироощущение и творчество. Это  отчетливо прослеживается при изучении биографий и творчества:  В. Моцарта и М.И.Глинки, А.П.Бородина и Б.Бартока, С. Прокофьева и И.Стравинского. Одной из граней взаимосвязи разных сторон личности является связь яркой музыкальности с характером. Причем эта связь бывает часто противоречивой. Убедительный тому пример – М.А.Балакирев, проявивший блестящие организаторские и творческие способности в руководстве «могучей кучкой» и вместе с тем не сумевший их направить на собственное творчество. 
 
 

    1.2 Принципы и методы  выявления одаренных  детей

     Выявление одаренных детей - продолжительный  процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная  идентификация одаренности посредством  какой-либо одноразовой процедуры  тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей  необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей  в процессе их обучения по специальным  программам (в системе дополнительного  образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной  школы).

     Проблема  выявления одаренных детей имеет  четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее  предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты  “одаренных” и “неодаренных”  коренятся в неадекватности (и  легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует  талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный  ребенок.

     С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных  детей:

1) комплексный  характер оценивания разных сторон  поведения и деятельности ребенка,  что позволит использовать различные  источники информации и охватить  как можно более широкий спектр  его способностей;

2) длительность  идентификации (развернутое во  времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ  его поведения в тех сферах  деятельности, которые в максимальной  мере соответствуют его склонностям  и интересам;

4) использование  тренинговых методов, в рамках  которых можно организовывать  определенные развивающие влияния,  снимать типичные для данного  ребенка психологические “преграды”  и т.п.;

5) подключение  к оценке одаренного ребенка  экспертов: специалистов высшей  квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

6) оценка  признаков одаренности ребенка  не только по отношению к  актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития;

7) преимущественная  опора на экологически валидные  методы психодиагностики, имеющие  дело с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов  деятельности, наблюдение, беседа, экспертные  оценки учителей и родителей,  естественный эксперимент.

     Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке.  При выявлении  одаренных детей более целесообразно  использовать комплексный подход. При  этом может быть задействован широкий  спектр разнообразных методов: различные  варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения  детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным  программам, а также включение  детей в специальные игровые  и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов  творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и  т.п., проведение психодиагностического  исследования с использованием различных  психометрических методик в зависимости  от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Информация о работе Феномен музыкальной одаренности