Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа
Цель работы - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности. Задача: провести анализ психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.
Введение…………………………………………………………………………...3
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»…………6
Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности........................................................................................6
. Принципы и методы выявления одаренных детей.........................21
2. Детская музыкальная одаренность………………………………………24
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности……………24
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. ………………………………………………….31
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы…………………………………………..40
Кратковременная память – отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечивает запоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.
Оперативная
память – использует как материал
непосредственного восприятия и
кратковременной памяти, так и
ранее усвоенного. Основное её содержание
– обслуживание непосредственно
протекающей музыкальной
Многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.
В
зависимости от содержания мнемических
процессов называют двигательную
(психомоторную), образную (слуховую, зрительную),
эмоциональную и словесно-
Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоминаются исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастерство («золотые руки»). Большое значение она имеет для исполнителя. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.
Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая – облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная – легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием.
Эмоциональная память – память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.
Словесно-логическая память – проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов – формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения.
Хорошую
память связывают с большой
Комплекс
способностей, требующихся для занятия
именно музыкальной деятельностью,
который называют музыкальностью, конечно,
не исчерпывается этими
Было бы, наверное, банальностью и тавтологией утверждение, что сущностью музыканта является его музыкальность. Под этим термином мы будем понимать способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди, - писал о себе Р. Шуман, - обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке». (11,221)
Стремление переводить каждое
жизненное явление на язык
звуков, которое отмечал в своем
характере этот великий
Обычно, говоря о наличии музыкальности у того или иного человека, мы одновременно подразумеваем, наличие у него и музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте, однако известны случаи, когда острое слуховое восприятие оказывается не связанным с эмоциональной отзывчивостью на музыку.
Основной
признак музыкальности –
Как показывают наблюдения и биографические данные выдающихся музыкантов, музыкальные способности проявляются очень рано, иногда в таком возрасте, когда ребенок еще не владеет речью, в виде четкой реакции на музыку определенного характера.
Таким образом, раннее проявление музыкальности получило положительное подтверждение в их дальнейшей музыкальной деятельности.
Противоположными фактами
Как показали исследования биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого явления проявляются в тех случаях, когда совпадают следующие факторы в их воспитании:
1) непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;
2) привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки;
3) отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;
4) неумение трудится, и получать от этого удовольствие.
Серьезно отражается на нормальном психическом развитии ребенка отсутствие постоянного общения со своими сверстниками. Пагубно влияет и односторонняя направленность взрослых на однобокое, главным образом исполнительское развитие способностей ребенка. При этом интенсивное развитие одной способности неизбежно идет за счет общего гармонического развития личности, которое, в конце концов, приводит к увяданию и специальных способностей.
При стечении неблагоприятных условий, которые ребенок не в состоянии преодолеть сам, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.
Основными
признаками музыкальности в раннем
возрасте, до обучения, следует считать,
в первую очередь, проявление музыкальной
впечатлительности и
Наиболее
характерным признаком ранней музыкальности
является доминирующая роль музыки в
жизни ребенка. У очень музыкальных
личностей все жизненные
1.2 Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление
одаренных детей - продолжительный
процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребенка. Эффективная
идентификация одаренности
Проблема
выявления одаренных детей
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный
характер оценивания разных
2) длительность
идентификации (развернутое во
времени наблюдение за
3) анализ
его поведения в тех сферах
деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его
4) использование
тренинговых методов, в рамках
которых можно организовывать
определенные развивающие
5) подключение
к оценке одаренного ребенка
экспертов: специалистов
6) оценка
признаков одаренности ребенка
не только по отношению к
актуальному уровню его
7) преимущественная
опора на экологически
Процесс
установления одаренности нельзя основывать
на единой оценке. При выявлении
одаренных детей более