Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.

Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия

1.2 Основные теории лидерства

1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам

1.4 Теоретические подходы к стилям управления

Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Процедура проведения социологического исследования

2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств

Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

лидерство.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

     Принцип №7. Коммуникабельность. Комплексное  качество, включающее умение вести  переговоры, умение общаться с подчиненными и руководством, наличие чувства юмора, способность правильно попросить об услуге или отдать приказ.

     Принцип №8. Инициативность. Последний по счету, но самый важный принцип любого рода лидерства. Именно инициативная личность первой обращает на себя внимание и вырисовывается среди серой толпы. Такого рода людям в первую очередь и присваивается роль лидера.

     Компетентный  специалист может провести семинар  в рабочем коллективе с подробным  разъяснением всех принципов, а список с принципами можно оформить и поместить на видное место, чтобы каждый, взглянув на него, непременно вспоминал, что он – лидер, и вырабатывал своё соответствие этим пунктам.

     Так как наша основная задача - составить  проект развития лидерских качеств  в соответствии с требованием  профессиональной деятельности, вспомним качества, которые мы поставили целью развить:

  • мотивация;
  • харизма;
  • эмоциональный интеллект;
  • эмпатия;

     Хочется пополнить данный список качеством, отмеченным мною в принципе 7. Это  коммуникабельность. Качество считается ключевым в облике менеджера по персоналу и не нуждается в подробном объяснении.

     Переходим к основной части проекта.

     Итак, мотивация.

     Я считаю, что самая сильная мотивация  к работе - это чувство того, что  ей должен заниматься именно ты, а никто  другой. Если такого ощущения не наблюдается, думаю, стоит, либо сменить профиль работы, либо попытаться найти эту самую мотивацию для себя - ведь именно ты в будущем должен будешь находить её для персонала. А для достижения эффективных результатов в этом направлении подойдут тренинги. Так, например, существует тренинг, который так и называется - "Управление мотивацией персонала".

     Тренинг позволяет понять причины пассивности  своей и работника, увеличит знание всех этапов производственного процесса и конечного результата, как мощный мотиватор, поможет развить качества эффективного руководителя, овладеть теми умениями и навыками, которые позволят повысить эффективность мотивации.

     Теперь  обратимся к харизме. В теоретической  части моей курсовой работы харизма  была отмечена как одна из главных, неотъемлемых черт лидерства.

     Мощная  природная харизма никаких дополнительных подпорок не требует. Даже невнимание к своей внешности и общественному  мнению может стать ее элементом. Если её нет, можно попытаться ее «вырастить». Способы развить харизму необходимо:

     1. Ставить перед собой ясные,  понятные цели. Заряжаться от  них и заряжать ими окружающих. Страстно желать достичь намеченного.  Стать фанатичным знатоком своего  дела и не сдаваться.

     2. Ценить тех, кто разделяет твои  взгляды и понимает тебя. В любом деле харизматик силен командой, которая стоит за его спиной.

     3. Не бояться высказывать свои  мысли вслух, обоснованно критиковать  авторитеты и ставить под сомнение  любые догматы.

     4. Работать над имиджем, следить  за своим внешним видом, тренировать голос.

     5. Не быть противоречивым, быть  неоднозначным. Людей интригуют  сочетания полярных свойств. Делать  неожиданные поступки и принимать  неожиданные, но не глупые решения.

     6. Никому никогда не открывать  полностью своих мыслей. Создавать  вокруг себя атмосферу некоторой загадочности. Не афишировать своих действий и не превозносить себя. Люди с харизмой просто делают свое дело — но так, чтобы об этом потом кто-нибудь кому-нибудь рассказал.

     7. Быть как можно более свободным  и открытым новому опыту.

     8. Научиться держать паузу и многозначительно молчать.

     9. Не быть как все. Быть начитанным, знать то, чего не знает почти  никто. Обзавестись необычными  привычками, увлечениями и интересами.

     10. Не проявлять чрезмерных эмоций, не жаловаться и не крутить  романы на службе — все это убивает харизму наповал.

     Эти принципы можно также вынести  на обсуждение и рассмотрение на семинаре, проводить тренинги.

     Теперь  относительно эмоционального интеллекта. В теоретической части моей работы была отмечена важность эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности. Эмоциональное лидерство подразумевает под собой наличие определенных черт характера (умение слушать, сопереживать, понимать). Если они не присущи руководителю от природы, возникает вопрос, как он может этому научиться? Конечно же, это вновь тренинги. Но за 1-2 тренинга научиться этому невозможно. Зато можно осознать необходимость развития у себя эмоционального интеллекта и сделать первые шаги на пути управления своими эмоциями и понимания эмоций других людей. По большому счету, эмоциональный интеллект развивается в течение всей жизни человека, при этом – это самая тяжелая работа.

     Необходимо  учиться использовать эмоции в коммуникации для повышения эффективности  бизнеса. Но следует быть готовыми к  тому, что процесс развития эмоционального интеллекта сложный и длительный, так как он затрагивает не только неокортекс – новые области коры головного мозга, но и глубинные мозговые центры.

     Возможны  два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним  напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества, можно повысить уровень эмоционального интеллекта.

     Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Существует два основных способа восприятия окружающей действительности и воссоздания ее образа – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям. Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

     Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты  рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого  нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны. Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

     Очень эффективна и обратная процедура  ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество  событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить те же эмоции, что и тогда (прием визуализации).

     Ассоциирование  может помочь и при общении  с другими людьми. Так как в  процессе коммуникации многие ассоциируются  только с неприятными деталями, взаимодействие с партнерами по общению иногда вызывает отторжение. Если осуществить противоположное действие и ассоциироваться в общении с приятными чувствами, можно обнаружить рядом приятных собеседников.

     Таким образом, эмоции находятся в прямой зависимости от мышления. Благодаря  мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

     И конечно развитию эмоционального интеллекта способствуют тренинги. Могу предложить: "Эмоциональный интеллект руководителя". Тренинг научит быстрее и качественнее выполнять рабочие задачи, стоящие перед руководителями различного уровня; повысит личную эффективность в управлении персоналом. Что немаловажно, в процессе обучения будут создаваться ситуации, при прохождении которых великолепно закрепляются навыки контроля тревожности и страхов, управления своим эмоциональным состоянием, а также удержания внутреннего и внешнего состояний уверенности. Помимо развития эмоционального интеллекта, участники тренинга приобретут и отработают качества, которые также отмечены в теории моей работы как лидерские:

     - концентрация внимания при выполнении  сложных задач, особенно в рабочем  цейтноте (одно из следствий –  улучшение памяти и организованности);

     - компетенции в области прохождения кризисов и адекватного приспособления к переменам и изменениям в организации;

     - умения держать удар в сложных и экстремальных ситуациях;

  • уверенного и спокойного поведения в ситуациях публичных выступлений, переговоров, конфликтов, в сложных ситуациях при общении с руководством, с подчинёнными, с трудными клиентами;
  • Развитие коммуникативных навыков и умений в деловом общении, повышение их эффективности, расширение поведенческого репертуара участников.

     Ну  и наконец, коммуникабельность. Что  же поможет развить коммуникабельность? Могу предложить несколько тренингов.

     Тренинг общения - ролевая игра «Неразговорчивый собеседник».

     Задачи  тренинга: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях  социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

     Описание  тренинга: Один из участников становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более односложно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны «разговорить» своего собеседника.

     Аналогичный тренинг общения - ролевая игра «Болтливый собеседник».

     Описание  тренинга: Один из участников игры становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться «фильтровать» информацию, полученную от своего собеседника.

     Психологический смысл тренингов «собеседник»: научиться  правильно вести себя с «неразговорчивым»  или «болтливым» собеседником, развиваются  навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.

     Нельзя  забывать, что каждый тренинг должен сопровождаться обсуждением возникающих  вопросов.

     И напоследок - тренинг "Делового общения", который также способствует развитию коммуникативных навыков и умений в деловом общении, повышению их эффективности. В тренинг входят: активное обучение, основанное на практической отработке навыков и умений делового общения; ролевые и ситуативные игры; групповые и индивидуальные упражнения; краткие теоретические и методические материалы; интерактивные мини-лекции; аудио- и видео- обратная связь.

     Его помощь будет заметна в том, что  он позволяет узнать:

  • Способы установления и поддержания контакта;
  • Техники и приемы ведения беседы, способствующие пониманию собеседника;
  • Методы избегания потерь информации в ходе беседы;
  • Использование различных видов вопросов. Применение вопросных ловушек;
  • Преодоление психологических барьеров в коммуникации;
  • Определение и особенности взаимодействия с людьми разных типов;
  • Методы снятия эмоционального напряжения. Техники перевода агрессии в конструктивное русло;
  • Понимание и использование невербальных сигналов в коммуникации: интонация, поза, жесты, мимика;
  • Техники быстрого самовосстановления.

Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера