Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.
Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия
1.2 Основные теории лидерства
1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам
1.4 Теоретические подходы к стилям управления
Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Процедура проведения социологического исследования
2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств
Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение
Список литературы
Студенту предлагается выбрать одну из 5 фигур, которая, по его мнению, наиболее подходит ему, а остальные 4 проранжировать в порядке симпатии. Эта первая фигура - будет основной фигурой типа личности, в ней выражены доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные фигуры можно назвать модуляторами, окрашивающими ведущую мелодию поведения.9
Итак,
обратимся к нашим лидерам
и их результатам (табл. 6).
Таблица 6 Психологические свойства лидеров согласно методике Деллингера
Респондент | Основная фигура типа личности | Психологические свойства фигуры10 | |
Положительные | Отрицательные | ||
Г.О. | треугольник | Лидерские
качества, способность взять |
Эгоцентризм, эгоизм, коварство, безразличие ко всему пока цель не будет достигнута, неуправляемость, самонадеянность, карьеризм |
Ю.Ю. | треугольник | ||
Ч.С. | треугольник | ||
К.С. | квадрат | Любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитический склад ума, рациональность, упорство, бережливость | Педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость |
Х.Ю. | квадрат | ||
Л.Н. | круг | Доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, великодушие, доверчивость, бесконфликтность | Мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, уступчивость |
Л.Д. | круг | ||
П.Т. | круг | ||
Т.Д. | круг |
Таким образом, все наши лидеры разделись на 3 группы: «треугольники», «квадраты» и «круги».
Почему же респонденты выбрали именно эти фигуры и оставили в стороне «прямоугольник» и «зигзаг»? Попытаемся разобраться.
Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. - стабилизирует группу. Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу.11
Квадрат - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Они постоянно "упорядочивают", организуют людей и вещи вокруг себя.
Таким образом, квадрат имеет довольно высокие умственные способности и развитые характеристики, связанные с участием в процессе труда, отмеченные мною в теоретической части моей курсовой работы.
Трем оставшимся респондентам характерны лидерские направленности треугольника, так как именно эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.
Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Они решительны и нацелены на победу. Главное отрицательное качество "треугольной": сильный эгоцентризм, направленность на себя. Таким образом, треугольник – идеальный лидер.
Мы получили полное соответствие данных социометрического исследования (а ведь именно Ю.Ю. имеет социальную роль «звезды» в нашем коллективе) данным психогеометрического типа.
Среди наших лидеров не обнаружилось респондентов с преобладающими фигурами зигзага и прямоугольника. Неудивительно, ведь им соответствуют такие черты как: возбудимость, любознательность, настрой на своё, чувствительность, неамбициозность и смелость (для прямоугольника) и креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, и как отрицательные психологические свойства: неорганизованность, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность (для зигзага).12 Я думаю, это несколько нейтральные черты по отношению к лидерству, к тому же, как негативную черту у прямоугольника стоит выделить низкую самооценку, которая губительна для лидера, также настрой на своё – не слишком лидерская черта, видимо потому среди наших лидеров-студентов не оказалось прямоугольников. Что же касается зигзага - такой человек хороший художник, музыкант, артист, но, видимо, повести за собой, он и не сможет (да это ему и не нужно – главное для него – это творчество).
Теперь обратимся к тесту Айзенка.
Согласно результатам этого теста (см. Табл. 4), наши респонденты – экстраверты, за исключением Х.Ю. (амбоверт). Это значит, что их нервные процессы обращены наружу и требуют постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Такие люди нуждаются в компании, они общительны, беззаботны, разговорчивы и импульсивны.13
Обратимся
ко второй группе результатов, полученной
с этим тестом. Можно смело сказать
об эмоциональной
Опираясь на результаты таблицы 4, могу заключить, что все респонденты являются ярковыраженными сангвиниками, за исключением Ч.С. (холерик). Относительно такого темперамента можно сказать: быстро сходятся с людьми, жизнерадостны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой и не любят однообразной работы, легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке. Имеют громкую, быструю, отчётливую речь, сопровождающуюся выразительной мимикой и жестами. Ну что ж, должен сказать, что сангвиники неплохие ораторы, они уравновешены, что положительно для лидера; также, исходя из вышесказанного, можно заключить, что у наших лидеров довольно хорошо развита эмпатия, являющаяся весомой чертой лидера.
Переходим к тесту на интеллект. Лидер должен обладать высокими умственными способностями. Поэтому стоит исследовать студентов на уровень интеллекта.
Как мы можем увидеть в таблице 6 коэффициент IQ у всех респондентов выше 100. Отметим, что уровень IQ у лидеров должен быть выше среднего, но не должен быть намного больше уровня всех остальных студентов группы. «Слишком умные» не могут быть лидерами группы, как это уже отмечалось мною в теоретической части.
Люди
с хорошим настроением, самочувствием
и высокой активностью имеют
больше шансов стать лидерами коллектива,
чем остальные индивиды. Исследования
показывают, что увлечённые лидеры,
излучающие оптимизм, намного легче удерживают
персонал, нежели их коллеги, постоянно
находящиеся в скверном расположении
духа. Теперь обратим внимания на качества,
которые присутствуют в наших лидерах
(выявлены путём прохождения тестирования)
и качеств, которые необходимо развивать:
Присутствуют | Необходимо развивать | |
Психологические качества | Тип личности: экстраверт,
интроверт.
Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Решительность, уравновешенность, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство. |
|
Интеллектуальные качества | Высокий уровень интеллекта: ум, логика, образованность, рассудительность, чувство юмора. | |
Личностные качества | Деловые качества: организованность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, внимательность, адаптивность. | Эмоциональный
интеллект, эмпатия, коммуникабельность,
Харизма. |
Характеристики, связанные с участием в процессе труда | Стремление к достижению результата, к превосходству, добросовестность в достижении целей, способность работать, невзирая на трудности, упорство. | Высокий профессионализм, сильные качества профессионала в конкретном деле, мотивация. |
Глава 3. Психологические
тренинги, способствующие
развитию лидерских
качеств
Успех каждого из нас зависит только от того, насколько мы сами этого хотим. От качеств, которые мы «культивируем» в себе, от нашей целеустремленности и знаний напрямую зависит наш уровень жизни. Если не достаточно одного понимания, необходимо воспитывать в себе того, кем мы хотим стать.
Начать
следует, прежде всего, с изменения
своего отношения к окружающему
миру. Это одно из фундаментальных
условий достижения успеха. Можно
вывести несколько
Принцип №1. Все, что происходит в моей жизни – моих рук дело. В том, что мы что-то не успели или что-то у нас не получилось, виноваты, в первую очередь, мы. Что следовало бы понять людям с завышенным чувством гордости и достоинства.
Принцип №2. Умение рисковать. Рисковать осознанно и оправданно. Суть принципа – рискуйте! Вода не течет под лежачий камень.
Принцип №3. Устойчивость. Именно устойчивость является одним из главных качеств лидера. Благодаря устойчивости ему не страшны черные полосы жизни, неизвестность и неопределенность. Важно не путать понятия упрямства или упорства с понятием устойчивости. Упрямству сродни слепота и глухота, в то время как устойчивости свойственны расчет и действие.
Принцип №4. Энергичность и заряженность. Трудно стать лидером, не обладая при этом достаточными запасами энергии и выносливости. Излучая уверенность, бодрость и энергию, мы на психологическом уровне подавляем окружающих, вырисовывая в их подсознании собственное превосходство и лидерство.
Принцип №5. Целеустремленность. Обязательный атрибут человека, действительно желающего добиться успеха. Помимо всего прочего целеустремленность качественно отличает лидера от всех остальных. Он отождествляется с собственной целью, всецело посвящая себя процессу ее достижения.
Принцип №6. Эластичность. Ни в коем случае не имеется в виду «прогибание под изменчивый мир». Эластичность на самом деле – ни что иное как понимание, что собственные предпочтения и увлечения иногда перерастают в рамки и ограничения.
Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера