Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.

Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия

1.2 Основные теории лидерства

1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам

1.4 Теоретические подходы к стилям управления

Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Процедура проведения социологического исследования

2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств

Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

лидерство.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

     Предмет социологического исследования характеристики и свойства объекта, которые в данном исследовании с учетом поставленной проблемы и сформулированных задач, представляют особый интерес для социолога. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, имеющихся исследовательских средств, которыми располагает социолог.

     Один  и тот же объект может изучаться  для решения различных проблем  и иметь множество предметов  исследования,

     Цель  исследования – модель ожидаемого результата, которая определяет направленность исследователя на решение теоретических, методических и прикладных проблем.

     Ожидаемых результатов, теоретически ориентированного социологического исследования может  быть определенный вклад в теоретическое  решение проблемы, новое знание о  структуре, функциях, формах развития социального объекта. В этом случае при разработке программы, основное внимание уделяется изучению научной литературы по данной проблеме, построению гипотетической концепции и интерпретации исходных понятий, а объект исследования определяется после того, как выполнена исследовательская работа на уровне теоретического анализа.

     Результатом прикладного исследования могут  быть программы развития социального  объекта, социальные прогнозы, практические рекомендации, алгоритмы решения  изученных социальных проблем, информация для обоснования управленческого решения. Методические ориентированные исследования направлены на разработку инструментария отдельных процедур и техник.

     Задачи  исследования – средства реализации цели, упорядочение процесса научного поиска и носят инструментальный характер, а также указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью исследовательских процедур.

     Различают основные, дополнительные и частные  задачи. Основные ориентированы на решение центральной проблемы, частные вытекают из основных, как их детализация, и касаются отдельных аспектов проблем, дополнительные могут быть логические не связаны с основными задачами, и касаться подготовки будущих исследований.

     Интерпретация – процедура истолкования, уточнения  смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования. Различают три вида интерпретаций:

  1. Теоретическая – интерпретация понятий, через установление связей с более общими понятиями и категориями, различных областей наук.
  2. Эмпирическая – установление эмпирических признаков, представляющих содержание теоретических понятий.
  3. Операциональная интерпретация – установление операций, с помощью которых может быть проведено: измерение, поиск логической связи эмпирического признака с содержанием основных понятий.

     Методы  социологического исследования:

  1. Опрос (анкета, интервью)
  2. Тестирование (психологическое)
  3. Наблюдение
  4. Эксперимент
  5. Анализ документов (контент-анализ)

     В данной работе мной будут использоваться опрос (анкеты) и тестирование. 

     2.3 Обобщение и анализ  результатов исследования  по выявлению лидерских качеств 

     Для начала нам необходимо выявить лидеров  студенческой группы «Управление персоналом». Наиболее оптимально для этого подходит социометрическое исследование.

     Для проведения социометрического исследования каждому члену группы был предоставлен бланк ответов (приложение 1). Заполнение бланка требовало ответы на такие вопросы как «хотели бы вы заниматься учебной/творческой деятельностью в одной подгруппе с N?» (вопрос для категории ответов "учёба"), «хотели бы вы провести свой досуг, отдохнуть/развлечься с N?» (вопрос для категории "отдых") и «могли бы вы поделиться своими проблемами/посвятить в свои дела N?» (вопрос для категории "дружба"). На месте N поочерёдно расположены все члены группы.

     Опираясь  на результаты социометрии высчитаем  показатели Э (эмоциональной экспансивности) и С (социометрического статуса)8, которые и помогут нам узнать, кого можно смело назвать лидером группы. (табл. 2) 

     Таблица 2 Распределение социальных ролей в коллективе УП – 1 курс

    УЧЁБА ОТДЫХ ДРУЖБА Социальная  роль
№ п/п Фамилия, имя Э С Э С Э С
1 Б. И. 0,04 0,06 0 -0,1 -0,08 -0,11 изолированный
2 Б. М. 0,08 0,64 0,16 0,32 - 0,4 0,23 принятый
3 Б. Е. -0,24 -0,28 -0,2 -0,13 -0,38 -0,41 отвергнутый
4 В. В. 0,42 0,5 -0,38 -0,12 -0,42 -0,22 отвергнутый
5 В. Е. -0,28 -0,22 -0,34 -0,44 -0,37 -0,4 отвергнутый
6 Г. О. 0,51 0,45 0,42 0,31 0,18 0,1 звезда
7 К. С. 0,42 0,72 0,375 0,68 0,29 0,18 звезда
8 Л. Н. 0,583 0,59 0,5 0,5 0,208 0,136 звезда
9 Л. Д. 0,54 0,54 0,4 0,59 0,24 -0,03 звезда
10 П. Т. 0,58 0,5 0,5 0,32 0,23 0,09 звезда
11 С. К. 0,07 0,54 -0,04 0 -0,23 -0,18 принятый
12 Т. Д. 0,65 0,77 0,25 0,27 0,03 - 0,04 звезда
13 Ф. В. 0 - 0,45 0,08 - 0,45 0,05 - 0,86 черная овечка
14 Х. Ю. 0,7 0,9 0,4 0,8 0,04 0,1 звезда
15 Ч. С. 0,28 0,68 0,58 0,54 0,58 0,136 звезда
 

     С помощью диаграммы мы сможем наглядно увидеть распределение ролей  в группе (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Распределение социальных ролей  в студенческой группе «управление  персоналом» 

     Таким образом, в статус звёзд попадают 9 респондентов (табл. 3). 

     Таблица 3 "Звёзды" коллектива УП – 1 курс

респондент УЧЁБА ОТДЫХ ДРУЖБА
Э С Э С Э С
Г. О. 0,51 0,45 0,42 0,31 0,18 0,1
К.С. 0,42 0,72 0,375 0,68 0,29 0,18
Л.Н. 0,583 0,59 0,5 0,5 0,208 0,136
Л. Д. 0,54 0,54 0,4 0,59 0,24 -0,03
П. Т. 0,58 0,5 0,5 0,32 0,23 0,09
Т. Д. 0,65 0,77 0,25 0,27 0,03 - 0,04
Х.Ю. 0,7 0,9 0,4 0,8 0,04 0,1
Ю.Ю. 0,28 0,72 0,45 0,63 0,45 0,36
Ч.С. 0,28 0,68 0,58 0,54 0,58 0,136
 

 

      В коллективе УП в статус звезд попали сразу 9 человек, что составляет больше трети всей группы. Из них один человек (Ю.Ю.) является абсолютным лидером по всем показателям.

     Как мне кажется, именно социальная роль "звезды" наиболее точно отражает лидерскую направленность в респонденте.

     Таким образом, безоговорочный статус звезды в нашем коллективе заслуживает респондент Ю. Ю., у которого показатели, как социального статуса, так и эмоциональной экспансивности выше 0,25 по всем категориям.

     Относительно  остальных исследуемых могу сказать, что позицию "звезды" они занимают в категориях "учёба" и "отдых", тогда как в "дружбе" им соответствует социальная роль "принятого".

     Теперь, когда мы уже знакомы с итогами  социометрии, попытаемся составить  психологический портрет каждого  лидера, члена группы. Для этого  мы используем психогеометрический тест Деллингера, тест Айзенка, тест Стреляу и тест на интеллект. Также можно учесть и показатели САН, т.к. люди с хорошим самочувствием и настроением, наиболее располагают к себе остальных. Результаты первых трёх тестов помещены в таблицу 4, последних двух тестов приведены в таблице 5. 

     Таблица 4. Итоги тестов Стреляу и Айзенка

Респ. Психогеометрический тест Тест  Стреляу Тест Айзенка
СВ СТ ПНП У Экстр.-

Интр.

Нейр.

Ригид.

Правд.
Г.О. 1, 3, 2, 4, 5 60 61 68 0,98 16 14 2
К.С. 3, 1, 4, 2, 5 61 57 69 1,07 16 19 2
Л.Н. 2, 4, 5, 3, 1 68 63 78 1,08 18 16 3
Л.Д. 2, 1, 5, 3, 4 63 60 64 1,05 15 15 1
П.Т. 2, 5, 4, 1, 3 71 60 80 1,18 22 18 2
Т.Д. 2, 4, 1, 3, 5 66 68 65 0,97 16 15 1
Х.Ю. 3, 1, 2, 4, 5 44 70 63 0,6 12 11 1
Ю.Ю. 1, 3, 5, 2, 4 48 56 71 0,86 21 18 2
Ч.С. 1, 3, 2, 5, 4 86 40 82 2,15 21 15 1
 

 

      Условные обозначения психогеометрических  фигур: 1-треугольник, 2-круг, 3-квадрат, 4- прямоугольник, 5- зигзаг; свойства нервной  системы: СВ. – сила, ПНП – подвижность, У - уравновешенность процессов возбуждения и торможения. 

     Таблица 5 Итоги теста на определение уровня интеллекта и тестовой методики САН

Респондент Уровень интеллекта (IQ) Показатели  САН
С А Н
Г.О. 110 5,2 4,8 5,9
К.С. 103 5,8 4,9 5,9
Л.Н. 100 5,2 4,5 5,3
Л.Д. 110 5,4 4,6 6,0
П.Т. 100 5,8 5,2 6,3
Т.Д. 115 5,3 4,4 5,5
Х.Ю. 102 5,3 4,5 5,5
Ю.Ю. 128 5,6 4,4 6,1
Ч.С. 120 6 6,2 5
 

     Условные  обозначения показателей САН: С  – самочувствие, А - активность, Н- настроение.

     Рассмотрим  каждую методику. На основе результатов  данных тестов изучим психологические  свойства лидеров и постараемся понять, почему именно эти респонденты заслужили признание коллектива.

Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера