Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:34, курсовая работа
Целью исследования в данной работе является исследование феномена лидерства и руководства и определение психологического типа лидера.
Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия
1.2 Основные теории лидерства
1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам
1.4 Теоретические подходы к стилям управления
Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Процедура проведения социологического исследования
2.3 Обобщение и анализ результатов исследования по выявлению лидерских качеств
Глава 3. Психологические тренинги, способствующие развитию лидерских качеств
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Кафедра
социологии и управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Педагогика и психология»
на
тему: «Феномен лидерства и руководства.
Подготовка и самоподготовка лидера»
Выполнил:
студент группы 2ЗУс
Тарасов
А.Е.
Проверил:
Пахомова
И.А.
Москва 2010
Содержание
Введение
1.1 Сущность понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия
1.2 Основные теории лидерства
1.3 Типы лидеров. Индивидуально-личностные характеристики, присущие лидерам
1.4 Теоретические подходы к стилям управления
Глава 2. Анализ результатов социологического исследования по выявлению лидерских качеств
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Процедура
проведения социологического
2.3 Обобщение
и анализ результатов
Заключение
Приложения
Введение
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются. Следовательно, сама тема довольно актуальна в психологии.
Целью
исследования в данной работе является
исследование феномена лидерства и
руководства и определение
Данная тема также имеет практическую значимость. Исследования личностных характеристик лидера, их анализ и изучение сущности лидерства и руководства позволяют предсказывать дальнейшие шаги лидера (руководителя), анализировать причину его поступков и своевременно решать проблемы, обусловленные тем или иным поступком лидера.
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения
лидерства и руководства
1.1
Сущность понятий
«лидерство» и
«руководство». Сходства
и различия
Руководство и лидерство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Однако,
несмотря на приведенные различия,
и лидер, и руководитель имеют
дело с одним и тем же типом
проблем, связанных со стимулированием
персонала организации, нацеливанием
его на решение определенных задач, заботой
о средствах, при помощи которых эти задачи
могут быть решены.
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство | Лидерство |
1. Осуществляется
регуляция официальных |
1. Осуществляется
регуляция межличностных |
2. Связано
со всей системой общественных
отношений и является |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный
процесс, осуществляемый под |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное | 4. Явление менее
стабильное и зависит в |
5. Более определенная система различных санкций | 5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс
принятия решений значительно
более сложен и опосредован
множеством различных |
6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе | 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме
того, поведение формального
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя
свой профессионализм, различные способности
и умения, руководители концентрируют
свои усилия в области принятия решений.
Они пытаются сузить набор путей
решения проблемы. Решения часто
принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные
попытки разработки новых и неоднозначных
решений проблемы. А самое главное, после
того, как проблема ими решена, лидеры
берут на себя риск и бремя выявления новых
проблем, особенно в тех случаях, когда
существуют значительные возможности
для получения соответствующего вознаграждения.
1.2
Основные теории лидерства
Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов)1.
Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-Цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?2
Психологи,
озаботившись данным вопросом, провели
множество специальных
Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством3.
Информация о работе Феномен лидерства и руководства. Подготовка и самоподготовка лидера