Дошкольная педагогика в системе наук. Функции дошкольной педагогики. Методы научного исследования в дошкольной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: познакомить студентов с материалом по данной лекции.
Задачи:
знать материал по данной теме
владеть информацией по данной теме
уметь применять полученные знания на практике

Содержание

1. Функции дошкольной педагогики
2. Дошкольная педагогика в системе наук
3. Методы научного исследования в дошкольной педагогике
Продолжительность: 2 часа

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 Для анализа взаимоотношений  в коллективе на основе опроса  или наблюдение за поведением  детей широко используют социометрические  методы. Социометрия (лат. societas - общество и греч. Metreo - измеряю) - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Главным измерительным приемом социометрии есть вопросы, отвечая на которое, ребенок проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся в социограму - график, на котором стрелками указаны выборы членов группы, или в социоматрицы - таблицу, которая фиксирует количество полученных каждым членом группы выборов. Например, для изучения групповой дифференциации каждой ребенку предлагают определить, с кем она хочет вместе играть прежде, с кем, если ребенок, выбрана первой, отсутствует в детском саду или занята другим делом, с кем, если обе отсутствуют. Обнаруженный таким образом позитивный статус характеризует лидерскую позицию ребенка в группе, а отрицательный - непопулярность ее в коллективе.

Интервьюирование и  анкетирование. К этим методам обращаются при необходимости изучить мнения о воспитании ребенка, исследование проблем семейного воспитания. Основой  интервью (англ. interview - встреча, беседа) - устного опроса - Есть обычная беседа. Однако в интервью роли собеседников четко определены, нормированные, а целые заданные программой и задачами конкретного педагогического исследования. Специфика его состоит в зависимости полученной информации от особенностей общения (доверчивости, открытости, взаимопонимания) интервьюера с опрашиваемым. Поскольку содержание беседы (Интервью) предполагает глубокий и всесторонний анализ, она должна быть тщательно зафиксированной. Для регистрации данных интервью используется дословный запись, запись по памяти, механический звукозапись (магнитофон, диктофон). Вопросы, которые используют во время интервью, могут быть прямыми (Требуют простого ответа), опосредованными (предусматривают согласие опрашиваемого на формулировку определенному вопросу), открытыми (не ограничивают способа ответа на него, например: «Какие методы воспитания дисциплинированности вы используете? ") и закрытыми (ограничивающие респондента заранее сформулированными вариантами ответов, один из которых он должен выбрать). Используют эти виды вопросов и в ходе анкетирования (франц. enquete - опросный лист) - письменного опроса. Надежность данных анкетного опрос проверяют по повторным опросам.

Подводя итоги краткой  характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:  
- современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;  
- каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестороннего же изучения этих явлений применяется все совокупность рассмотренных методов;  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕМИНАР

ТЕМА: ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК. ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Цель: проверить уровень полученных знаний, закрепить полученные знания на практике, с использованием мини-рефератов и тестовых заданий.

 Продолжительность: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

  1. Рассмотреть источники развития дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике, данные смежных наук, лучший опыт детских учреждений, экспериментальные исследования.

2. Обсудить связи дошкольной педагогики с другими науками (с системой педагогических и психологических наук, с естественными науками, философией и т.д.).

Задания для  самостоятельной работы:

1.Подготовьте доклад о сути связи дошкольной педагогики с одной или двумя науками.

2. Подготовьте  реферативное выступление о связи  дошкольной педагогики с одной  из методик воспитания и обучения  детей.

3. Провести исследование  деятельности ребенка, используя  один из методов научного исследования  с целью выявления его индивидуальных особенностей.

 

Тестовые задания

Указания: Все задания  имеют пять вариантов ответа, из которых правильный только один. Номер  выбранного Вами ответа обведите кружком  в бланке для ответов.

1. Источники дошкольной  педагогики как науки

1) религия

2) экспериментальные  исследования

3) идеи сообщества  жителей района, жилого комплекса

4) взгляды разных семей  на воспитание

5) игры детей

 

2. Дайте определение понятию «дошкольная педагогика»

1) наука о развитии  ребенка дошкольного возраста

2) наука об организации  целостного педагогического процесса

3) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания  ребенка в ДОУ

4) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения  детей

5) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу

 

3. Сформулируйте основную  цель дошкольной педагогики

1) воспитать послушного  ребенка

2) воздействовать на  дошкольников методом внушения

3) научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп

4) исследование конфликтов

5) воспитать у детей  желание учиться

 

4. Выберите метод педагогического  исследования, наиболее значимый  для дошкольной педагогики

1) видеозапись беседы с родителями

2) ранжирование 

3) составление аннотации

4) изучение творческих  работ детей 

5) написание сочинений

 

5. Что из ниже перечисленного не является источником дошкольной педагогики как науки

1) народная педагогика

2)прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов)

3) учебные пособия  по дошкольной педагогике

4) данные смежных наук

5) передовой опыт общественного  и  семейного воспитания

 

6. Дошкольная педагогика использует данные

1) невропатологии и  психологии

2) физиологии и психологии

3) психиатрии и педиатрии

4) психологии и педиатрии 
5) все ответы не верны

 

7. Что является предметом  дошкольной педагогики?

1) развитие детей дошкольного  возраста

2) деятельность детей  дошкольного возраста

3) процесс образования  и воспитания детей дошкольного возраста

4) деятельность воспитателей

5) общение с детьми

 

8. Что из ниже перечисленного  не относится к методам дошкольной  педагогики как науки? 
1) наблюдение

2) беседа

3) разговор с родителями

4) изучение результатов  продуктивной деятельности детей

5) педагогический эксперимент

 

9. Что из народной  педагогики в большей степени  повлияло на развитие дошкольной  педагогики?

1) былины, сказки, поговорки  разных народов

2) опыт детских объединений

3) Противоречие между  поведением ребенка и нормами  морали

4) семейное воспитание

5)  предметная деятельность  детей

 

Ответы на тестовые задания:

1-2, 2-5, 3-3,4-4,5-3, 6-2,7-3, 8-3,9-4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дошкольная педагогика в системе наук. Функции дошкольной педагогики. Методы научного исследования в дошкольной педагогике