Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель: познакомить студентов с материалом по данной лекции.
Задачи:
знать материал по данной теме
владеть информацией по данной теме
уметь применять полученные знания на практике
1. Функции дошкольной педагогики
2. Дошкольная педагогика в системе наук
3. Методы научного исследования в дошкольной педагогике
Продолжительность: 2 часа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Тема: Дошкольная педагогика в системе наук. Функции дошкольной педагогики. Методы научного исследования в дошкольной педагогике.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил:
Студент __________
Научный руководитель:
к. псих. н, доцент
Братск, 2011
ЛЕКЦИЯ: ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК. ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
Цель: познакомить студентов с материалом по данной лекции.
Задачи:
План:
1. Функции дошкольной педагогики
2. Дошкольная педагогика в системе наук
3. Методы научного исследования в дошкольной педагогике
Продолжительность: 2 часа
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Дошкольная педагогика Коменского актуальны и для современной педагогики.
Предметом дошкольной
педагогики является изучение
закономерностей воспитания
Специфика данного предмета заключается в исследовании периода дошкольного юношества с 3до 7 лет.
Задачи дошкольной педагогики определяются ее теоретической и прикладной ролью, социально – педагогической значимостью и заключаются в следующем:
- способность воспитанию
и обучению детей в
- учить тенденции и
перспективы образовательного
- разрабатывать новейшие концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
Педагогическая наука, как и другие науки, имеет следующие функции (задачи): теоретическую и технологическую.
Теоретическая функция
имеет три уровня реализации: объяснительный, преобразовательный,
прогностический. Объяснительный состоит
в том, что наука описывает педагогические
факты, явления, процессы, объясняет, по
каким законам, при каких условиях, почему
так или иначе протекают процессы воспитания.
Иначе говоря, основная задача педагогики
- открывать новое, до этого неизвестное
знание. Результатом исследования являются
законы и принципы педагогики, теории,
концепции - все это дают фундаментальные
педагогические исследования.
Вторая уровень науки преобразовательный
, прикладной, практический: на основе
фундаментального знания усовершенствуется
педагогическая практика. Ученые считают,
что результатом исследований должны
быть педагогические системы, технологии,
то есть пооперационные описания процессов
воспитания/обучения, рассчитанных на
получение заданного результата. Как в
физике открытие закона ведет к изобретению
машины, так в педагогике объяснение явления,
теория ведет к созданию педагогических
систем, методик, технологий обучения,
учебных средств, учебников. Выполняя
эти задачи, педагогика носит нормативный,
регулятивный характер.
Прогностический уровень педагогики
заключается в обоснованном предвидении
развития педагогической реальности.
Открытие программированного обучения,
создание ЭВМ и сложных средств коммуникации
привело ученых к мысли, что школа будущего
будет иной или вообще отомрет: учащиеся
будут учиться с помощью телекоммуникационных
средств дома или в специальных центрах.
Возникла даже отрасль науки о предвидении
развития ПС - педагогическая футурология.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции.
рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
2. Дошкольная педагогика в системе наук
Современная педагогическая наука возникла не на пустом месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников.
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогической опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально-экономические, геополитические факторы. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества. Народная мудрость сохранила множество выдержавших проверку опытом и временем педагогических советов в виде пословиц, поговорок. Ярким отражением педагогического гения народа назвал К. Д. Ушинский произведения фольклора (былины, легенды, сказки). Сегодня не утратили своей воспитательной ценности и такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, потешки, заклички и др.
Как уже отмечалось выше, опыт воспитания в человеческом обществе во многом складывался под влиянием религии. В религиозных книгах (Библии, Коране, Талмуде и др.) сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Не укради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. Христианское учение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывом любить и прощать друг друга, стремиться к совершенству.
В нашей стране в течение многих десятилетий XX в. культивировалось негативное отношение к религии, хотя история свидетельствует, как велика ее роль в «очеловечивании» людей. Л.Н. Толстой писал, что разумное образование возможно, только если оно основано на учении о религии и нравственности. Поэтому педагогика (зарубежная и современная отечественная) ищет пути использования положительного ядра религиозных учений для блага воспитания и образования детей.
Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Это и памятники отечественной педагогической культуры, коими являются, например, «Поучение детям» Вл. Мономаха, «Юности честное зерцало», «Домострой» и др. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.
Источником педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведений, в индивидуальной деятельности педагогов.
Особый интерес представляет, конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В.А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный. Это необходимо для того, чтобы теория воспитания не отрывалась от реальности, определяла причины неудач практики, выдвигала принципы, правила, рекомендации, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человековедческими. Как уже отмечалось педагогика как науками вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т. п. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.
Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания. Например, социологи представили информацию о недостаточно высоком охвате детей дошкольным общественным воспитанием (в Москве - 51 %, в других городах и регионах России - несколько ниже). Как следствие, выявлено снижение готовности детей к школьному обучению. Перед педагогикой возникла проблема: как повысить уровень развития детей, не посещающих дошкольное учреждение. Изучаются разные формы помощи семьям, дети которых воспитываются дома; развивается сфера дополнительных услуг населению; открываются группы развития при дошкольных учреждениях и др.
Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Воспитанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т. п.
О тесной связи дошкольной педагогики и детской психологии свидетельствует, в частности, тот факт, что большинство наиболее популярных в настоящее время программ дошкольного воспитания были созданы психологами или при их активном участии. Методы и результаты многих психологических исследований органично вошли в практику дошкольного воспитания и стали частью педагогических программ.
Таким образом, специфика дошкольного возраста побуждает к педагогическому творчеству не только воспитателей, но и психологов. Как отмечалось выше, у детей дошкольного возраста лишь только формируются предпосылки учебной деятельности: им нельзя просто сообщать новую информацию в учебной обстановке; при работе с маленькими детьми нельзя использовать формальные и стандартные методы обучения. Педагогам и воспитателям необходимы новые авторские приемы, новые игры, новые материалы. Характерно, что в последнее десятилетие появилось более 20 новых авторских программ дошкольного образования, и их число продолжает расти. В сфере начального и среднего школьного образования такого бурного педагогического творчества не наблюдается.
Более широкая вариативность программ дошкольного воспитания объясняется тем, что требования к дошкольному образованию не столь жестко регламентированы, как к школьному. Выпускник детского сада в отличие от выпускника средней школы не сдает государственных экзаменов и не получает документа, удостоверяющего уровень его образования (аттестата зрелости). Это открывает большую свободу для вариативности как в сфере содержания и методов образования, так и в сфере инновационного педагогического экспериментирования.
Решение любого вопроса
в сфере обучения и воспитания
требует психолого-