Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:00, доклад
Педагогика- наука о воспитании и обучении человека.
Объект-предмет познания и деятельности человека.
В педагогике - явление действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет-образование как реальный процесс целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Основные понятия:
Педагогика- наука о воспитании и обучении человека.
Объект-предмет познания и деятельности человека.
В педагогике - явление действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет-образование как реальный процесс целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Функции педагогики:
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
Описательный Диагностический Прогностический
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный преобразовательный рефлексивный
О
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Функции процесса обучения:
Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.
Отношения
между педагогикой и экономичес
Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
дошкольная
школьная педагогика
педагогика взрослых
Методология –система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности" [1]. Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни
Методология
Всякая
методология выполняет
В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня:
Все
уровни методологии образуют сложную
систему, в рамках которой между
ними существует определенное соподчинение.
При этом философский уровень
выступает как содержательное основание
всякого методологического
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:
• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;
•
потребность воспроизводить практику
образования в понятийно-
• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
•
рефлексия по поводу предпосылок, процесса
и результатов собственной
•
доказательное опровержение антинаучных
позиций в области
• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Формирование
методологической культуры будущего педагога
опирается на понимание сущности
методологии познания и преобразования
педагогических процессов. Важно преодолеть
бытующие еще представления о
методологии как системе
Диалектический
подход, ориентированный на формирование
у будущего учителя методологической
культуры, включает в себя ряд последовательно
развертывающихся звеньев: побуждение
студентов к осознанию и
Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как:
Методы исследования:
Наблюдение |
это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя |
Опрос |
беседа, интервью, анкетирование |
Эксперимент |
специально организованная проверка
того или иного метода, приема работы
для выявления его |
Теоретический анализ |
это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. |
Индуктивные и дедуктивные методы |
это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. |
Теоретические методы |
необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов |
Математические методы |
применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. |
Регистрация |
метод выявления наличия |
Шкалирование |
введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. |