Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:00, доклад

Описание работы

Педагогика- наука о воспитании и обучении человека.
Объект-предмет познания и деятельности человека.
В педагогике - явление действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет-образование как реальный процесс целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Работа содержит 1 файл

Педагогика в системе наук о человеке.docx

— 59.48 Кб (Скачать)

Педагогика в системе наук о  человеке.

 

Основные понятия:

Педагогика- наука о воспитании и обучении человека.

Объект-предмет познания и деятельности человека.

В педагогике - явление действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.

Предмет-образование как реальный процесс целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Функции педагогики:

  1. Теоретическая
  • описательный уровень (изучение передового и новаторского педагогического опыта)
  • диагностический (выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих)
  • прогностический (экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности)
  1. Технологическая
  • проективный уровень (связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер )
  • преобразовательный (направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции)
  • корректировочный (рефлексивный) (предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

 


 

Описательный                                      Диагностический                                Прогностический


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая функция педагогики предлагает также  три уровня реализации:


 

 

проективный            преобразовательный          рефлексивный       


 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Образование как педагогический процесс

 

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Функции процесса обучения:

 

  • Образовательная
  • Развивающая
  • Воспитательная

Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Педагогическая  технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Связь педагогики с другими науками и ее структура

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в  процессе рассмотрения ее связей с  другими науками. В течение всего  периода своего существования она  была тесно связана со многими  науками.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как  философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций  и теорий, задавали ракурс педагогического  поиска и служили ее методологическим основанием.

 

Развитие  педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в  системе его социальных связей и  отношений. Потому неслучайно стали  устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными  науками.

 

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связь этих наук послужила обособлению  такой отрасли знания, как экономика  образования, предметом которой  является специфика действия экономических  законов в сфере образования.

 

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

 

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

 

Развитие  связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  • общая педагогика, исследующая основные закономерности образования.

 

  • возрастная педагогика:

 

дошкольная


 

школьная педагогика


 

педагогика взрослых

 

 

  • коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

 

 

  • отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Методология –система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности" [1]. Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни

 

Методология


 

                                     дескретивная                   прескриптивная           ретроспективная   

 

Всякая  методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в  дескриптивной (описательной), либо в  прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

 

В структуре методологического  знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня:

  • Философский
  • Общенаучный
  • Конкретно научный
  • Технологический

 

Все уровни методологии образуют сложную  систему, в рамках которой между  ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень  выступает как содержательное основание  всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы  к процессу познания и преобразования действительности.

 

Высшим  уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными  признаками которой выступают:

 

 

• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими  концептуальный каркас педагогической науки;

 

• осознание различных понятий  образования как ступеней восхождения  от абстрактного к конкретному;

 

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

 

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;

 

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической  системе педагогики;

 

• стремление выявить единство и преемственность  педагогического знания в его  историческом развитии;

 

• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим  в плоскости обыденного педагогического  сознания;

 

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли  других участников педагогического  процесса;

 

• доказательное опровержение антинаучных  позиций в области человекознания;

 

• понимание мировоззренческих, гуманистических  функций педагогики.

 

 

Формирование  методологической культуры будущего педагога опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть бытующие еще представления о  методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для  повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования управления целостным  педагогическим процессом.

 

Диалектический  подход, ориентированный на формирование у будущего учителя методологической культуры, включает в себя ряд последовательно  развертывающихся звеньев: побуждение студентов к осознанию и разрешению заключенного в предъявленной им ситуации противоречия; обнажение непродуктивности решений, опирающихся на обыденный  опыт, суждения здравого смысла, показ  их односторонности, метафизичности; демонстрация путей продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщение опыта  работы над предложенным заданием и  возможностей переноса усвоенной логики в различные сферы педагогической практики.

 

Система методов и методика педагогического  исследования

 

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

При изучении педагогического опыта  применяются такие методы, как:

  • наблюдение,
  • беседа,
  • интервью,
  • анкетирование,
  • изучение письменных,
  • графических и творческих работ учащихся,
  • педагогической документации.

 

Методы исследования:

 

Наблюдение

это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные  с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности  исследователя

Опрос

беседа, интервью, анкетирование

Эксперимент

специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности

Теоретический анализ

это выделение и рассмотрение отдельных  сторон, признаков, особенностей, свойств  педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы

это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Теоретические методы

необходимы для определения  проблем, формулирования гипотез и  для оценки собранных фактов

Математические методы

применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Регистрация

метод выявления наличия определенного  качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у  кого данное качество имеется или  отсутствует (например, количество активно  работающих на занятии и пассивных).

Шкалирование

введение цифровых показателей  в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они  должны выбрать одну из указанных  оценок.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке