Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:06, контрольная работа
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука – это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогика как наука:
I.1. Этапы становления науки педагогики……………………………..5
I.2. Предмет и объект педагогике………………………………………..7
Глава II. Основные категории педагогике:
II.1. Воспитание и развитие……………………………………………….9
II. 2. Образование и обучение…………………………………………...10
Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке………………….13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………...18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Георгиевске Ставропольского края
(Филиал РГГУ в г. Георгиевске)
«Юриспруденция»
Манукян Джульетта Кареновна
Педагогика в системе наук о человеке
Контрольная работа по Психологии
Студентки 2 курса очного отделения
ПРОВЕРИЛ:
________________
________________
г. Георгиевск 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Педагогика как наука:
I.1. Этапы становления науки педагогики……………………………..5
I.2. Предмет и объект педагогике………………………………………..7
Глава II. Основные категории педагогике:
II.1. Воспитание и развитие……………………………………………….9
II. 2. Образование и обучение…………………………………………...10
Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...18
Введение
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Наука – одна из форм человеческого
сознания наряду с искусством, религией.
Наука – это и сфера
Педагогика — это совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
В течение всего периода
своего существования педагогика была
тесно связана со многими науками,
которые оказывали
Проблема связи педагогики
в системе наук о человеке актуальна
на сегодняшний день. Предметом педагогической
науки в его строго научном
и точном понимании является воспитание
как особая функция человеческого
общества. В течение всего периода
своего существования педагогика была
тесно связана со многими науками,
которые оказывали
Развитие современной
педагогики, эффективность решения
проблем обучения и воспитания подрастающих
поколений невозможно представить
без интеграции ее с другими науками
и научными направлениями. Процесс
разностороннего
Целью написания работы было изучение педагогики в системе наук о человеке.
Задачами выполнения работы:
1.Раскрыть понятие педагогики как науки;
2. Рассмотреть основные педагогические категории;
3. Описать связи педагогики с другими науками о человеке.
Глава I. Педагогика как наука:
Педагогика — наука о
Потребность передавать опыт от поколения
к поколению появилась, наряду с другими
потребностями человека, на самом раннем
этапе возникновения общества.
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1 Общая педагогика, исследует
основные закономерности
2 Возрастная педагогика,
изучающая особенности
3 Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей.
4 Частная методика, исследующая
специфику применения общих
5 История педагогики, изучающая
развитие педагогических идей
и практики воспитания в
I.1. Этапы становления науки педагогики
По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода
развития педагогики как науки:
Первый этап. Педагогические знания донаучного периода –
систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях эту систему знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа.
Второй этап. Возникновение теоретических и педагогических концепций, для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется, прежде всего, педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Древние философы в своих трудах уделяли достаточно много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.).
Третий этап. Процесс становления и развития современной педагогики как научной системы стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества; целостный, всесторонний подход к формированию личности представлен трудами А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, А. Пинкевича и др.
Антон Семенович Макаренко разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, и изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделил проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
Василий Александрович Сухомлинский исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.
I.2. Предмет и объект педагогике
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений
Область внимания и влияния научной педагогики связана с изучением и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование — сфер обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Предметом педагогики как
науки является педагогический процесс.
То есть процесс обучения и воспитания
человека как особая функция общества,
реализуемая в условиях тех или
иных педагогических систем. Только при
выделении обучения и воспитания
в особую общественную функцию, когда
возникли специальные воспитательные
учреждения и учебные заведения,
в рамках которых педагогический
процесс стал не только предметом
специальной организации, но и предметом
осмысления, анализа, прогнозирования
и целенаправленного
Предмет педагогики есть везде, где:
1) осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);
2) оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.), независимо от того, как это происходит;
3) существуют и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные), целенаправленного или стихийного воспитания (образования, обучения, развития и самореализации граждан), влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества и т. д.
Объект педагогики - это те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, становление его личности в педагогическом процессе, объектом педагогической практики — реальное взаимодействие участников педагогического процесса: ученика и учителя.
Педагогика тесно связана с другими науками, также изучающими растущего, развивающегося человека и непосредственно влияющими на педагогическую мысль.
Направление педагогического
поиска, определение целей, осмысление
педагогического опыта и новых
педагогических концепций определяется
системой философских взглядов, которые
разделяет педагогика. Психологические
знания о механизмах и закономерностях
психического развития человека вплетены
как в теоретические
Глава II. Основные категории педагогике:
II.1. Воспитание и развитие
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленная деятельность, которая формирует систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Например, воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста1.
Таким образом, воспитание - это формирование у личности:
1) определенных отношений
к предметам, явлениям
2) мировоззрения;
3) поведения. Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Педагогика исследует
сущности воспитания, его закономерности,
тенденции и перспективы
Воспитание - конкретно-историческое
явление, тесно связанное с социально-
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
В процессе воспитания и
образования учитываются