Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука – это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогика как наука:
I.1. Этапы становления науки педагогики……………………………..5
I.2. Предмет и объект педагогике………………………………………..7
Глава II. Основные категории педагогике:
II.1. Воспитание и развитие……………………………………………….9
II. 2. Образование и обучение…………………………………………...10
Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке………………….13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.56 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

  в г. Георгиевске  Ставропольского края

(Филиал РГГУ в г.  Георгиевске)

 

                                                                                      Направление подготовки:

«Юриспруденция»

 

 

Манукян Джульетта Кареновна 

Педагогика в системе  наук о человеке

Контрольная работа по Психологии

Студентки 2 курса очного отделения

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

________________

________________

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Георгиевск  2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Педагогика как наука:

 I.1. Этапы становления науки педагогики……………………………..5

           I.2. Предмет и объект педагогике………………………………………..7

Глава II. Основные категории педагогике:

           II.1. Воспитание и развитие……………………………………………….9

           II. 2. Образование и обучение…………………………………………...10

Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке………………….13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология – (psyche- душа, и  logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Наука – одна из форм человеческого  сознания наряду с искусством, религией. Наука – это и сфера исследовательской  деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет  свой предмет исследования.

Педагогика — это совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

В течение всего периода  своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки, другие - являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

Проблема связи педагогики в системе наук о человеке актуальна  на сегодняшний день. Предметом педагогической науки в его строго научном  и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого  общества. В течение всего периода  своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки, другие – являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

Развитие современной  педагогики, эффективность решения  проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить  без интеграции ее с другими науками  и научными направлениями. Процесс  разностороннего взаимопроникновения  наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи  с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и физиологией человека, кибернетикой и др.

Целью написания работы было изучение педагогики в системе наук о человеке.

Задачами выполнения работы:

1.Раскрыть понятие педагогики  как науки;

2. Рассмотреть основные педагогические категории;

3. Описать связи педагогики с другими науками о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Педагогика как наука:

 
Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта  и подготовки подрастающего поколения  к жизни и деятельности. 
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. 

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика как наука  подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

1 Общая педагогика, исследует  основные закономерности воспитания  человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества  и развитии личности, процесс  образования и обучения.

2 Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3 Специальная педагогика  – дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей. 

4 Частная методика, исследующая  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5 История педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и практики воспитания в различные  исторические эпохи.

I.1. Этапы становления науки педагогики

 

По характеру системы  педагогических знаний выделяют три  периода 

развития педагогики как  науки:

 

Первый этап. Педагогические знания донаучного периода –

систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных  условиях эту систему знаний относят  к народной педагогике, основой которой  является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа.

Второй этап. Возникновение теоретических и педагогических концепций, для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется, прежде всего, педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Древние философы в своих трудах уделяли достаточно много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.).

Третий этап. Процесс становления и развития современной педагогики как научной системы стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества; целостный, всесторонний подход к формированию личности представлен трудами А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, А. Пинкевича и др.

Антон Семенович Макаренко разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, и изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделил проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Василий Александрович Сухомлинский исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

 

I.2. Предмет и объект педагогике

 

Предметом педагогики как  области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать  наукой о воспитании.

Объектом исследования в  педагогике является человек, развивающийся  в результате воспитательных отношений

Область внимания и влияния  научной педагогики связана с  изучением и с реализацией  педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование — сфер обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Предметом педагогики как  науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или  иных педагогических систем. Только при  выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда  возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом  специальной организации, но и предметом  осмысления, анализа, прогнозирования  и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении знания.

Предмет педагогики есть везде, где:

1) осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения в педагогических учреждениях и в процессе труда, семейной жизни);

2) оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность,  развитость и самореализацию граждан любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.), независимо от того, как это происходит;

3) существуют и обнаруживаются  результаты (позитивные или негативные), целенаправленного или стихийного воспитания (образования, обучения, развития и самореализации граждан), влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества и т. д.

Объект педагогики - это те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, становление его личности в педагогическом процессе, объектом педагогической практики — реальное взаимодействие участников педагогического процесса: ученика и учителя.

Педагогика тесно связана  с другими науками, также изучающими растущего, развивающегося человека и  непосредственно влияющими на педагогическую мысль.

Направление педагогического  поиска, определение целей, осмысление педагогического опыта и новых  педагогических концепций определяется системой философских взглядов, которые  разделяет педагогика. Психологические  знания о механизмах и закономерностях  психического развития человека вплетены как в теоретические педагогические концепции, так и в конкретную практику обучения и воспитания. Социология помогает педагогам планировать  образование, соизмеряя его с  основными тенденциями развития социальных групп, закономерностями социализации личности.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные категории педагогике:

II.1. Воспитание  и развитие

 

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым  поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленная деятельность, которая формирует систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Например, воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста1.

Таким образом, воспитание - это формирование у личности:

1) определенных отношений  к предметам, явлениям окружающего  мира;

2) мировоззрения; 

3) поведения. Можно выделить  виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое  и т. д.).

Педагогика исследует  сущности воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим, и культурным уровнем  общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание во имя счастья  ребенка - таков гуманистический  смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

В процессе воспитания и  образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как  ребенка и родителей ученика, так и педагога2.

Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке