Методы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.

Содержание

Введение
Анкетирование
Виды анкетирования
Интервьюирование
Тестирование
Психологический тест
Классификация тестов
Требования предъявляемые к тестам
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ПиП контрольная текст.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….…..2

  1. Анкетирование………………………………………………………..…….5
    1. Виды анкетирования………………………………………….….6
  2. Интервьюирование…………………………………………………………7
  3. Тестирование………………………………………………………….…..13
    1. Психологический тест………………………………………….13
    2. Классификация тестов…………………………………….……14
    3. Требования предъявляемые к тестам..……………….………..19
    4. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов.....................................................…20

Заключение…………………………………………………………………...…..21

Литература……………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Методы  научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых  ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

     Сила  науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько  они валидны и надежны, как  быстро и эффективно данная отрасль  знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

     Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и  своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это —  методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и  истории, ряда других наук.

     Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

     Вместе  с тем из-за чрезмерно выраженного  теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

     Наряду  с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

     Однако  данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

     Ниже  представлены методы, которые используются в современной психологии для  сбора так называемых первичных  данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему  уточнению и обработке.

     Анкетирование, интервьюирование, тестирование как  методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анкетирование.

     Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.

     Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование  позволяет наиболее жёстко следовать  намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно  назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются  лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок.

     Пионером  использования анкеты в психологическом  исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

     1.1 Виды анкетирования

По  числу респондентов

  • Индивидуальное  анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов),
  • Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.2
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По  полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По  типу контактов с  респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
  • Рассылка анкет по почте
  • Публикация анкет в прессе
  • Публикация анкет в Интернете
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
 
 
 
  1. Интервьюирование.

     Интервьюирование  - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

     В отличие от анкетного опроса, где  достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна. Оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.

     Процедура социологического интервьюирования включает в себя:

  1. выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью);
  2. определение места и времени интервью;
  3. фиксацию ответов опрашиваемых;
  4. окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

     Место проведения интервью может быть самым  различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помещении, по бытовым - лучше делать это в домашних условиях. Желательно проводить интервью с глазу на глаз, так как присутствие третьего лица (еще хуже- нескольких лиц) может повлиять на искренность ответов респондента; кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение".

     Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть,

     Во-первых, быть хорошо образованным и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.

     Во-вторых, он должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его непринужденно, а в случае необходимости - повернуть его в нужное русло.

     В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.

     В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировать формулировку некоторых вопросов или их последовательность.

     В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

     Опыт  показывает, что в условиях современной  нестабильности и криминогенной социально-экономической ситуации женщины - интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно, если интервью проводится в домашних условиях. Однако в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это повышает качество получаемой информации. Мужчины - интервьюеры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщины готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значительная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомендуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых людей. Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, скажем для беседы в учреждении больше подходит официальная одежда, для беседы в квартире - более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке интервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается подробная инструкция, проводится обучение - тренинг.

     Очень важно в зависимости от целей  и задач исследования применять  различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в  соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

     По  стратегии и технике  проведения интервьюирование подразделяется на:

  1. Свободное (не стандартизированное) интервью— это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на стадии научного поиска, уточнения проблемы исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций. Данный вид интервью затруднителен как для интервьюера, который тратит много времени и усилий на фиксирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, которому приходится тратить много времени на обдумывание вопросов и формулирование ответов. Сложной и трудной является последующая обработка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических исследованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог - профессионал. Эффективность полученных материалов в таком случае бывает очень высокой, поскольку интервьюируемые высказывают, как правило, очень содержательные положения, позволяющие иногда существенно скорректировать первоначальный замысел исследования и предварительные его гипотезы.
  2. Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разработанного стандартного плана беседы как со стороны интервьюера, ! так и со стороны респондента.
  3. Полустандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.

Информация о работе Методы научных исследований