Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:39, реферат
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения.
Введение
Анкетирование
Виды анкетирования
Интервьюирование
Тестирование
Психологический тест
Классификация тестов
Требования предъявляемые к тестам
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
Заключение
Литература
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все
сказанное относится и к
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.
Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Анкетирование,
интервьюирование, тестирование как
методы обеспечивают исследование личностных
особенностей (психических свойств) на
основе вербальной коммуникации между
исследователем и испытуемым.
Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической
При
помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.
В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна. Оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.
Процедура социологического интервьюирования включает в себя:
Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помещении, по бытовым - лучше делать это в домашних условиях. Желательно проводить интервью с глазу на глаз, так как присутствие третьего лица (еще хуже- нескольких лиц) может повлиять на искренность ответов респондента; кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение".
Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть,
Во-первых, быть хорошо образованным и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.
Во-вторых, он должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его непринужденно, а в случае необходимости - повернуть его в нужное русло.
В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.
В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировать формулировку некоторых вопросов или их последовательность.
В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.
Опыт показывает, что в условиях современной нестабильности и криминогенной социально-экономической ситуации женщины - интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно, если интервью проводится в домашних условиях. Однако в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это повышает качество получаемой информации. Мужчины - интервьюеры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщины готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значительная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомендуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых людей. Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, скажем для беседы в учреждении больше подходит официальная одежда, для беседы в квартире - более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке интервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается подробная инструкция, проводится обучение - тренинг.
Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на: