Педагогика в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носит несистемный характер и осуществляется в рамках так называемой "народной педагогики". В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

Содержание

Введение 3
Предмет и задачи педагогики 6
Педагогика как наука 7
Связь педагогики с другими науками 10
Заключение 12
Литература: 13

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

     УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

     Тихвинский  филиал 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     По  дисциплине: 

     ПЕДАГОГИКА 

     На  тему: 

     Педагогика  в системе наук 
 
 
 

                       Выполнил:

                       Студент I курса

                       Специальность 080190

                       Пушина Э.В.

                       Проверил: 
                   
                   

     г. Тихвин

     2010

 

      Содержание

Оглавление

 

Введение

 

     Педагогика первоначально появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической. Однако педагогическая деятельность в то время носит несистемный характер и осуществляется в рамках так называемой "народной педагогики". В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

     1-й  этап (VI в. до н.э. - XV в.) - формирование эмпирической педагогики (предпедагогики). Именно в это время начинают решаться задачи передачи социального опыта подрастающему поколению в форме его обучения и воспитания. Впервые зачатки этого процесса появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Подлинного расцвета они достигли в Греции и Риме. Именно в Древней Греции люди, сопровождавшие (водившие) ученика в школу и помогавшие ему в учебе, стали называться "пейдагогес" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести). После некоторой трансформации оно приобрело современное звучание и педагогами стали называть людей, решающих задачи обучения и воспитания.

     2-й  этап (XV-XVI вв.) - создание теоретических предпосылок педагогической науки.

     Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) вернула в педагогику идеи гуманизма. Это видно из работ  итальянских ученых П.Верджерио (1350-1444), Л.Бруни (1370-1444), С.Пикколомини (1405-1464). Целый  курс педагогики изложен в шести книгах "О воспитании детей и их хороших нравах" М.Веджио (1406-1458). Идеи гуманизма проповедует немецкий педагог Р.Агрикола (1443-1485). Наиболее ярким представителем французской педагогической мысли этого времени был Ф.Рабле (1494-1553 гг.).

     3-й  этап (XVII-XIX вв.) - оформление педагогики в самостоятельную науку.

     В начале XVII века в развитых для того времени государствах создаются  классические школы, дающие среднее, а  затем и высшее образование. Обучение и воспитание приобретает системный характер и получает первые теоретические разработки методики обучения и воспитания.

     Всемирное признание в рассматриваемый  период получает педагогическая деятельность и научные труды многих наших  соотечественников. К их числу можно  отнести С.Полоцкого, М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, Л.Н.Толстого и многих других. Итоги многих научных исследований были обобщены К.Д.Ушинским (1824-1870) и изложены в его труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1869).

     4-й  этап (XX век) - педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей.

     Неоценимый  вклад в развитие мировой педагогической мысли внесли наши соотечественники А.С.Макаренко (1888-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1876-1936), В.А.Сухомлинский (1918-1970). Ими не только продолжено исследование педагогических проблем, но и значительно расширены сферы исследований. В результате этого в 70-е годы появляется целая плеяда педагогов-практиков, названных в последствии педагогами-новаторами. Рассмотрение ими обучаемого (воспитуемого) не в качестве объекта педагогического воздействия, а как субъекта совместной педагогической деятельности сформировало предпосылки для дальнейшей гуманизации педагогических отношений, своеобразной ориентации обучения и воспитания на конкретную личность. В настоящее время это рассматривается как начало отечественных педагогических исследований нового направления, и, следовательно, нового этапа в истории отечественной педагогики.

     Все предшествующее развитие педагогики позволило в XX веке сформировать ее как самостоятельную отрасль человеческих знаний. В настоящее время педагогика представляет собой науку о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов их объединяющих. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов: теории и практики воспитания и теории и практики обучения (дидактики).

     Цель  исследования определяется необходимостью изучения педагогики как системы  педагогических наук, а также определением взаимосвязи педагогики и других наук о человеке.

     Объектом  исследования являются процессы обучения, воспитания и развития личности.

     Предметом исследования выступают закономерности обучения, воспитания и развития личности.

     В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

     1)изучить  концептуальные основы различных  подходов к определению предмета  и понятия педагогики;

     2)рассмотреть  связь педагогики с другими  науками;

     3)выявить  и обосновать понятие системы  педагогического знания.

     В исследовании мы исходим из гипотезы: если основу педагогического процесса составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, взаимосвязи теории и практики, то педагогическая наука является системой.

 

Предмет и задачи педагогики

     Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.

     Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка  по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»).

     Что касается термина педагогика, то в  мировом педагогическом лексиконе  все чаще употребляются новые  термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос –человек).

     Каждая  наука имеет свой предмет - область  действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. (Беспалько В.П., Кузьмина Н.В.). Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения.

     Педагогическая  деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками.

     В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

 

Педагогика  как наука

     Каждая  наука в одном и том же объекте  изучения выделяет свой предмет исследования. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается  многими науками.

     В общей системе наук, в общей  системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

     Изучение  всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и  развивалась эта наука и какие  специфические проблемы она исследует?

     В самом деле, каждая наука имеет  свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

     Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории. 

     Возникнув как наука о воспитании детей  и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих  закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

     Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

     Педагогика  как наука подразделяется на ряд  самостоятельных педагогических дисциплин:

     В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом:

  • Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики. Однако ей вес по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферы формирования ребёнка стремительно увеличивается.
  • Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты дошкольного развития ребёнка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному образованию и воспитанию.
  • Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия её существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социальных условиях.
  • Педагогика профессионально-технического образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Её теоретический фонд в настоящее время развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской практики.
  • Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Её развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей категории: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепция.
  • Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства.
  • Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучение и воспитания военнослужащих всех рангов.

Информация о работе Педагогика в системе наук