Добрачное психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:
Теоретически обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3



Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период



1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7
1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12



Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания



2.1. Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32



Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Работа содержит 1 файл

оригинал.docx

— 96.03 Кб (Скачать)

Консультирование, ориентированное  на сеть социальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а как их дополнение и дальнейшее развитие.

Первый уровень ориентированного на сеть консультирования – это  содержательный анализ, диагностика  взаимоотношений клиентов с окружающими людьми.

Психологическая помощь создающейся  семье может быть оказана в  различных формах: это и лекции, и групповые консультации, и индивидуальные беседы с каждой парой.

Главная задача пары, собирающейся оформить брак, - решить все вопросы психологической совместимости, все споры и проблемы в сфере отношений именно на добрачной стадии или в первые месяцы супружеской жизни, пока есть желание и силы что - то изменить.

 

 

 

Список использованной литературы

  1.  Абрамова, Г. С. Графика в психологическом консультировании.М.: ПЕРСЭ, 2001. -142 с.
  2. Алешина, Ю. Е Индивидуальное и семейное психологическоеконсультирование. М.: Независимая фирма «Класс»,2000. -208 с.
  3. Андреева, Г. М. Психология социального познания. М.:Аспект Пресс, 1997.- 239 с.
  4. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие.СПб.: Речь, 2004.- 224 с.
  5. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. сангл. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  6. Браун, Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
  7. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта.М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -205 с.
  8. Гулина, М. А. Терапевтическая и консультативная психология.СПб.: Речь, 2001. -352 с.
  9. Елизаров, А. Н. Психологическое консультированиесемьи: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2005.-400 с.
  10. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 214 с.
  11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001. - 472 с.
  12. Колесникова, Г. И. Основы психологического консультированиядля студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростовн/Д: Феникс, 2004. -96 с.
  13. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования/ Пер. с лит. М.: Академический проект, 1999. -239 с.
  14. Кроник, А., Кроник, Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я.Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. -208 с.
  15. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование.М.: Смысл, 1998.- 109 с.
  16. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование:работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.:Смысл, 2002. -182 с.
  17. Нельсон-Джоунс,Р.Теория и практика консульт..СПб: Питер, 2002. -464 с.
  18. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 193 с.
  19. Основы психологии семьи и семейного консультирования:Учеб. пособие для студ. вые. учеб. заведений / Под общ.ред. Н. Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -328 с.
  20. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. - М., 1993.-237с.
  21. Петрушин, С. В. Мастерская психологического консультирования.СПб.: Речь, 2006.- 184 с.
  22. Практическая помощь и консультирование в практической психологии / Под редакцией М. К. Тутушкиной. СПб.:Дидактика Плюс, 1999.-352 с.
  23. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – изд. 3 - е, стереотип. – М. : Академия, 2005. – 190 с
  24. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общейредакцией Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1999.-752 с.
  25. Румянцева, Т. В. Трансформация идентичности студентовмедицинского вуза в меняющихся социальных условиях.Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 185 с.
  26. Румянцева, Т. В.Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре.Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  27. Шапиро, Б.Ю. От знакомства – к браку. – М., 1989. -384 с.
  28. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. -512 с.
  29. Шнейдер, Л. Б. Психология семьи и семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000. – 498 с
  30. Эдеймиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. -656 с.

 

Приложение  1

Инструкции к  следующим методикам:

I. Полоролевые портреты

Инструкция 

Суть методики состоит  в последовательном описании четырех портретов. Для этого используется лист бумаги формата А4, сложенный вчетверо. Сначала работа идет на левой стороне листа, потом на правой. Консультант дает инструкцию к выполнению каждого следующего задания после того, как клиент даст описание предыдущего портрета. В верхней левой части листа клиенту предлагается дать характеристику реальному представителю противоположного пола (мужчинам: «Опишите реальную, типичную женщину»; женщинам: «Опишите реального, типичного мужчину»), в нижней левой части листа дать характеристику реальному представителю своего пола.

Далее, в верхней правой части листа предлагается дать характеристику идеальному представителю противоположного пола (мужчинам: «Опишите идеальную женщину»; женщинам: «Опишите идеального мужчину»); а в нижней правой части листа — идеальному представителю своего пола.

Макет бланка представлен   (для мужчин — под буквой А), для женщин — под бу      квой Б). Первый этап обработки результатов — количественный — клиент полностью осуществляет сам.

После того как все портреты выполнены, клиенту предлагается пронумеровать ответы в каждом портрете и оценить по четырехзначной системе каждую характеристику в данных портретах:

«Каждую отдельную характеристику оцените следующим образом:

«+»— знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-» — знак «минус»  — если в целом вам лично  данная характеристика не нравится;

«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;

«?» — знак «вопроса»  — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно к ней относитесь, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа. Знак своей оценки необходимо ставить непосредственно над характеристикой».

Клиенту предлагается подвести итог относительно каждого портрета: подсчитать, сколько всего ответов и сколько ответов каждого знака есть в каждом портрете.

После того как данные задания  выполнены и произведена первичная количественная обработка данных самим клиентом, наступает этап качественной обработки.

Обработка и интерпретация  результатов методик этого блока  тесно связаны с понятиями  психологического пола и идентичности.

Макет бланка к методике «Полоролевые портреты»:

а) для мужчин; б) для женщин

А)

Реальная женщина

Идеальная женщина

Реальный мужчина

Идеальный мужчина


Б)

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Реальная женщина

Идеальная женщина


 

 

 

 

II. Круги взаимоотношений

Инструкция 

Для каждого теста используется отдельный лист бумаги формата А4.

Задание выполняется последовательно  в два этапа, каждый из которых состоит из четырех пунктов. Инструкция к каждому последующему пункту дается после выполнения предыдущего задания. Время выполнения не ограничивается.

Инструкция первого  этапа:

Консультант: «Представьте свои взаимоотношения с вашим реальным партнером (в ситуации добрачного консультирования одинокого человека — «Представьте свои взаимоотношения с воображаемым партнером ....») с помощью двух кругов, где один круг — это вы, а второй круг символизирует вашего партнера. Изобразите свои взаимоотношения с партнером в следующем порядке:

1) на момент знакомства;

2) на настоящий момент  времени;

3) свои желаемые отношения с партнером.

Инструкция второго  этапа:

К о н с у л ь  т а н т : «Представьте себя на месте вашего партнера: как вам кажется, как бы он выполнил то же самое задание и нарисовал бы отношения с вами с помощью двух кругов в следующем порядке:

1) на момент знакомства;

2) на настоящий момент  времени;

3) его желаемые отношения с вами.

 

 

 

 

III. Семейная социограмма

             Бланк "Семейная социограмма"

Инструкция к  тесту «Семейная социограмма»

Используются бланки с  нарисованным кругом диаметром 110 мм. Задание состоит из трех пунктов и выполняется последовательно: инструкция к каждому последующему пункту дается после выполнения предыдущего задания.

Консультант: «Перед вами на листе бумаги изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их имена в следующем порядке:

1) свою семью в настоящее время;

2) свою семью в будущем».

После этого предлагается рассказать о рисунке и своей семье: каков реальный состав семьи, кто нарисован, какие изменения произошли, какие отношения между членами семьи, кто и что делает в семье и т. п.

Обработка и интерпретация  результатов методик этого блока тесно связаны с понятием дифференциации «Я», уровнем близости—отчужденности во взаимоотношениях и с пониманием динамики отношений в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

Протокол 

Гараевой Хании Зиннуровны

Результаты методики : Полоролевые портреты

Таблица 43

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Трудолюбивый «±» И

Сдержанный «±» Т

Скептичный «±» И

Сильный «±» T

Порядочный «+» И

Целеустремленный «+»  Т

Активный «±» Т

Жесток «—» И

Курящий «-» И

9 ответов: 1 «+», 2 «—», 6 «±»,

0 «?». ОА, 4Т, 5И

Порядочный «+» И

Галантный «±» ТИ

Образованный «+» И

Понимающий «+» А

Логичный «+» Т

Внимательный «±» A

Не курящий  «+» И

Твердый  «±» T

Открытый «±» И

Добрый «+» И

Открытый  «±» Т

12 ответов: 5 «+», 0 «—», 5 «±», 0 «?».

2А; 3,5Т; 5.5И

Реальная женщина

Идеальная женщина

Импульсивная «±» А

Капризная «±» Т

Артистичная «+» И

Мягкая«±» T

Нежная «+» Т

Зависимая «—» Т

Эмоциональная «±» T

Практичная «±» AT

Целеустремленная «+»  А

9 ответов: 2 «+», 1 «—», 6 «±», 0 «?».

2.5А: 5.5Т; 1И

Добрая «+» И

Мягкая «+» Т

Красивая «+» Т

Ласковая «±» Т

С женской логикой «±» T

Спокойная «±» А

Женственная «+» AT

Самоуверенная «±» А

Целеустремленная «±» A

Перспективная «—» А

10ответов: 2«+», 1 «—», 7 «±», 0 «?».

4,5А; 4.5Т; 1И


По результатам проведенной  методики можно сделать следующий  вывод. Хания Зиннуровна  при  оценивании характеристик  применила«±» ,

 

что говорить о ее высокой степени взвешенности ее полоролевых представлений, с другой стороны, о недостаточной внутренней определенности относительно тех или иных качеств. Именно на этот вопрос она хочет, получит ответ в конце консультации.

Анализируя идеальные  портреты, можно говорить их реалистичности.

Идеальные портреты являются реалистичными, причем идеальный образ женщины является менее определенным для нее (в нем больше «±»), чем образ мужчины (в нем больше «+»). Она не совсем уверена, насколько хороши те качества, которые считает желательными для женщины. Обращает на себя внимание то, что ее отношение к реальным Иллюстрации применения комплекса методик представителям обоих полов в большей степени подвержены стереотипам, чем идеальные образы. Отмечается недостаточная согласованность полоролевых представлений. Так, одни и те же качества оцениваются по-разному в разных портретах (например, «понимающий», «спокойный»). В описании мужских портретов в большей степени представлены индифферентные качества (морально-этического порядка, связанные с воспитанием), что говорит о более высоких стандартах оценки по отношению к мужчине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты методики: Круги  взаимоотношений

Таблица 4.

Первый этап

Второй этап

 

 

 


 

 

 

 

Расстояние между кругами, степень совмещенности кругов говорят об   особенностях психологической дистанции между партнерами. Данная методика выявляет, что Хания Зиннуровна. Изначально на первой ступени знакомства воспринимала  себя и Инсафа Миндхатовича , как равных по значимости людей.

На второй ступени, т.е. в  настоявшее время  отношения круги  соприкасаются, но не пересекаются: психологическая автономия, каждый сохраняет свои границы, высокая дифференциация «Я».

На третьей ступени, т.е. в будущем круги пересекаются, появляется их  небольшое наложение в симбиотичных отношениях, проявление зависимости.

По результатам выполненного рисунка можно сделать следующий  вывод, что Инсаф Миндхатович относится к ней более прохладно, чем она к нему, его отношение к себе трактует как имеющее дистанцию (круги на расстоянии). Важно, желаемые отношения в будущем заботят ее больше всего.


Результаты методики :Семейная социограмма

 





 

Рис. 1. Семейная социограмма- ГХЗ

Анализ выполнения рисунка  семьи показывает Хании Зиннуровны сильную привязанность девушки к своим родителям, так как она их  нарисовала и в настоящем  и в будущем времени , именно форму отношений своих родителей она представляет желаемыми для себя в будущем с Инсафом Миндхатовичем (изображение взаимоотношений у родителей и своих взаимоотношений с партнером совпадают.

Данный вывод можно  сделать и из беседы с Ханией Зиннуровной, каждые выходные она ездит к ним в деревню, скучает. Она считает отношения между родителями образцом для подражания. Но хочется отметить, что  в будущем дети представлены как возможные  члены семьи.

Протокол

Галлямова Инсафа Миндхатовича

Результаты методики : Полоролевые портреты

Таблица 5 

Реальная женщина

Идеальная женщина

Среднего роста «±»  И

Короткие  волосы «++» Т

Красивые стройные ноги и  фигура «+» T

Брючный костюм «-» Т

Водолазка «+» Т

Кроссовки «—» Т

б ответов: 2 «+», 2 «—», 2 «±», 0 «Я».

0А, 5Т, Ш

Брюнетка с карими глазами  «+» Т

Длинноногая «+» Т

Вечернее  платье «+» Т

Хорошая домохозяйка «+»  Т

Хорошая мама «+» Т

5 ответов: 4 «+», 1 «±».

Все5Т

Реальный мужчина

Идеальный мужчина

Работник офиса «+»  А

Ботинки  «—» И

Длинные «+» AT, классические брюки «-» А

Галстук «—» AT

В руках папка с документами  «+» И

Фирменная рубашка «+»  А

7ответов: 4 «+», 3 «-», 0 «±», 0 «?».

2.5А; 1,5 Т; 2И

Строгий костюм «+» ТА

Хорошая высокооплачиваемая работа, с возможным карьерным ростом«+» ТА

Оптимистически  настроенный  «+» Т

Хорошие верные друзья «+»  Т

4 ответа: все «+»

1А, ЗТ, 0И

Информация о работе Добрачное психологическое консультирование