Добрачное психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:
Теоретически обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3



Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период



1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7
1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12



Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания



2.1. Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32



Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Работа содержит 1 файл

оригинал.docx

— 96.03 Кб (Скачать)
"text-align:justify">Исходные положения интерпретации

1. Круг является символом, графической моделью личностного  пространства человека, отражением его представления о собственной значимости, самооценке.

2. Два круга делают  возможным графически представить  человеческие отношения.

3. При графическом представлении  своих взаимоотношений с близкими людьми в виде кругов проявляется степень дифференцированности «Я», которая находит свое отражение в мере совмещенности кругов.

4. Каждый человек имеет  свою определенную комфортную  для себя дистанцию в общении  с другими людьми — свой  уровень близости—отчужденности, что  задает индивидуальный предел  психологического сближения с партнером. При нарушении данной дистанции общение становится трудным, тягостным, дискомфортным.

5. Изменения в отношениях  с течением взаимодействия партнеров  находят отражение в изменении расстояния (степени пересечения) между кругами и их величины. При отчуждении партнеров дистанция между кругами увеличивается, при усилении зависимости, слияния имеет место нарастание области пересечения кругов. Рост уверенности в себе, обретение адекватной самооценки ведет к тому, что партнер воспринимается как равный себе (одинаковый размер кругов) и как имеющий право на самореализацию (круги соприкасаются, не пересекаясь).

6. Разница в расстоянии  между кругами, в степени совмещенности  кругов у партнеров говорит  о разности психологической дистанции  у них (разном уровне близости—  отчужденности), что является фактором, усиливающим неудовлетворенность отношениями и затрудняющим совместимость партнеров.

Ключевыми показателями содержательного  анализа результатов выполнения теста являются следующие:

  1. Расстояние между кругами. Круги могут быть расположены далеко друг от друга, близко, перекрываться, полностью совмещаться.

Таблица 2.Типы дистанций между кругами отношений

Изображение расстояний между кругами

Интерпретация типа расстояния

 

Между кругами есть расстояние: ситуация отчуждения, отсутствие близких эмоциональных отношений

 

Круги соприкасаются, но не пересекаются: психологическая автономия, каждый сохраняет свои границы, высокая дифференциация «Я»

 

Круги пересекаются в симбиотичных отношениях, проявление зависимости

 

Круги пересекаются: выраженный симбиоз, потребность в слиянии  с другим, сильная зависимость, низкая дифференциация «Я»


 

  1. Величина кругов
  2. Изменение кругов по величине и их взаимному расположению
  3. Сходство—различие результатов выполнения партнерами заданий [26, с.127].

Методика III. Семейная социограмма

Автор методики -Э. Г. Эйдемиллером, модификация применения и интерпретации — Т. В. Румянцевой. Методика «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам

Исходные положения интерпретации:

1.Круг является символом, графической моделью семейного пространства человека. Границы круга — семейные фаницы. Кружки символизируют личностное пространство членов семьи.

2. Величина кружков отражает  особенности самооценки и значимости членов семьи с точки зрения автора рисунка. Разница в величине кружков у членов семьи говорит об их разной значимости в глазах испытуемого.

3. Расположение кружков  в пространстве тестового поля круга и по отношению друг к другу выявляет положение членов семьи в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

4. Расстояние между кружками  показывает особенности психологической дистанции между членами семьи, выявляет их уровень близости—отчужденности (слияния—отдельности).

5. Анализ рисунков семьи  в прошлом, настоящем и будущем у обоих партнеров дает информацию об их индивидуальны моделях семьи, ее трансформациях, а также позволяет сделать прогноз относительно совместимости данных семейных моделей.

Ключевыми показателями содержательного  анализа

результатов выполнения теста  являются следующие:

1) число членов семьи,  попавших в площадь круга;

2) соотношение величины  кружков;

3) расположение кружков  относительно друг друга;

4) дистанция между кружками.

Оценка результатов

При оценке результата по первому  показателю сопоставляется число членов семьи, изображенных клиентом, с реальным.

Далее обращается внимание на соотношение величины кружков. Больший  по сравнению с другими кружок говорит о большей значимости данного члена семьи, о его  достаточной или завышенной самооценке, меньший — о меньшей значимости и пониженной самооценке с точки зрения автора рисунка.

Третий показатель — расположение кружков в площади тестового  поля круга и по отношению друг к другу. Расположение клиентом своего кружка в центре может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Расстояние между кружками интерпретируется следующим образом. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных  отношениях в семье, эмоциональном отвержении этого члена семьи. «Слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членовсемьи, наличии симбиотических связей.

При проведении методик: «Полоролевые портреты»,«Круги взаимоотношений»,  «Семейная социограмма», итоговый анализ выполненных клиентом психодиагностических методик включал   следующие моменты:

  • осмысление и сопоставление полученных разными методиками данных друг с другом;
  • сравнение результатов однородных характеристик,  полученных при выполнении различных методик;
  • сопоставление данных диагностики с результатами самоанализа клиента и данными наблюдения за его реальным поведением во время ситуации консультирования [26, с. 134].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Описание реализации  консультации

Первая встреча.

Хания:

«Мне кажется мой парень ко мне не испытывает тех чувств, которые к нему испытываю я, правда он говорит со мной о необходимости  узаконить наши отношения как  только я закончу университет. Но любит ли он меня? С моим молодым  человеком я встречаюсь более  года, хотя знакомы более 4 лет. Мы  довольно часто проводим время вместе, ходим в театр, на концерты, кинотеатры,  он даже согласен иногда со мной ходить по магазинам. Очень много времени  проводим с нашими общими друзьями.

Он сам казанский, работает , неплохо зарабатывает. Живет отдельно от родителей, считает, что уже настолько  взрослый, что в состоянии обеспечивать себя сам, мне иногда кажется, что для него основным мужским приоритетом является материальное обеспечение, потому что он некогда не позволяет мне за себя самой расплачиваться. Но при этом он некогда не поможет мне в быту. В наших отношениях полностью отсутствует романтика , не купит цветов, да и подарки покупает,  когда я рядом и сама попрошу у него что мне надо. Я  хочу сказать, что он не проявляет ко мне нежности, заботы, внимания. Когда я завожу разговор о его холодности  ко мне. Он возмущается говорит что  он мужчина, «по статусу не положено». Но  я всегда как пример привожу ему своих родителей, которые даже ужин всегда готовят вместе. В ответ слышу: «А мне отец всегда говорил, кухня  в квартире для женщины». Поэтому на фоне даже бытовых вопросов у нас возникают разногласия. И я задаюсь вопросом у нас вообще возможно семейное будущее. Я люблю Инсафа, но   присутствие внутренних  сомнений меня пугает.»

Итоги:

Основные проблемы.

  1. Сомневающаяся в чувствах своего партнера;
  2. Неуверенность в собственных возможностях;
  3. Отсутствие уверенности в будущем;

Вторая встреча.

Во время второй консультации клиентка пришла со свои партнером. В  процессе консультации были проанализированы  результаты выполненных методик  «Полоролевые  портреты»,«Круги взаимоотношений»,  «Семейная социограмма». Далее консультант отметил  достаточно отчетливую разницу как в личностных особенностях молодых людей (их полоролевых представлениях, уровне симбиотичности, подверженности стереотипам, направленности личности), так и в их моделях семьи.

Хания Зиннуровна  Л. довольно практичная , самокритичная умная, образованная девушка, с достаточно высоким уровнем  дифференциации «Я», но на данный момент сомневающаяся в себе.

Инсаф Миндхатович  доминантный, самоуверенностью, твердый юноша,  с высокой потребностью в симбиозе.

Для  каждого семья  является образцом для подражания, моделью которую они хотят воспроизвести в своей будущей семье,  несмотря на то, что у Х. андрогинная семейная модель, у И. — традиционная. Если говорить о будущей совместной жизни , не исключены  недопонимания с обеих сторон, так как для Хании  необходимо открытое общение , а для Инсафа та форма общения которая существует,  является нормой.

Комментарии и рекомендации для Инсафа Миндхатовича и Ханиии Зиннуровны. Мною было отмечено что Ханию и Инсафа объединяет:

  • восприятие  себя, как равных по  значимости людей;
  • традиционный подход к оценки качеств своего и противоположного пола;
  • оценка полоролевых качеств (у обоих есть «±»).

В действительной реальности,  Инсаф Миндхатович,  уже рассматривает Ханию Зиннуровну,  как свою будущую жену и мать свои детей. Однако  различия семейных моделей может привести к  недопониманию друг друга.

Рекомендации: Необходимо понимать друг друга и развивать свои отношения дальше, необходимо больше времени уделять глубокому совместному общению, с уважением принимать отличия друг друга.

2.4. Оценка эффективности  проведенного психологического  консультирования

Для того, чтобы  оценить работу консультанта были выдвинуты  критерии эффективности.

  • исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

Консультанту удалось войти в доверительный контакт с клиентом, расположив его к себе. По окончанию добрачного психологического консультирования была оказана помощь в определении перспективы дальнейшего развития отношений в паре, для клиента были выяснены причины сомнений в отношении с партнером  

  • по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

результаты   проведенных методик с клиентом, очерти ряд психологических проблем, для решения которых  определены условия для успешного преодоления  затруднений при вступлении в брак.

  • по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

Оценивая эффективность  данного консультационного процесса можно сказать, что консультация прошла успешно. Оценив сложность проблемы, клиент выбрал оптимальное решение для своей проблемы, которая вначале заставила обратиться его к консультанту.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Теоретически обоснована методика консультационной работы по проблеме добрачного психологического консультирования.
  2. Построена модель консультационной работы с клиенткой по проблеме  перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.
  3. Организована встреча с клиенткой, выслушана её проблема. В процессе реализации модели консультирования выявлен следующий круг проблем:
  • Сомневающаяся в чувствах своего партнера;
  • Неуверенность в собственных возможностях;
  • Отсутствие уверенности в будущем;
  1. Психологическая поддержка с использованием разработанной модели консультирования помогла добиться положительных результатов в решении основной проблемы клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведённой работы было выявлено, что добрачное психологическое консультирование является актуальной темой  для изучения  в настоящее время, так как позволяет разрешить сомнения еще не вступивших брак молодых добрачных  пар, а следовательно дает возможно избежать ошибки.

Решение о вступлении в  брак каждый человек принимает по-разному. Для одних этот вопрос не вызывает сомнений - так должно быть. Для других - это лишь вопрос времени: необходимо закончить учебу, устроиться на новую работу, решить материальные либо жилищные проблемы и др. Но есть группа людей, для кого это кардинальное изменение привычной жизни, требующее ответа на многие вопросы.  Эту категорию людей, для которых трудно принять решение о вступлении в брак, называют “сомневающимися”.

Информация о работе Добрачное психологическое консультирование