Добрачное психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:
Теоретически обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3



Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период



1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7
1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12



Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания



2.1. Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32



Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Работа содержит 1 файл

оригинал.docx

— 96.03 Кб (Скачать)

При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтому молодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личные проблемы.

При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему  вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический  центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование[26,с.103].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания

2.1.  Описание  клиента, и запроса (моделирование  консультационного процесса на основе запроса клиента)

Для проведения психологического консультирования потребовалось две  встречи, первая состоялась 06.10.11г., вторая 13.10.11г.

На первой консультации присутствовала только девушка, а на вторую консультация  пришли оба молодых человека.

Девушка: Гараева Хания  Зиннуровна,21 год, невысокая  стриженная под каре, брюнетка. Учится на V- курсе КФУ, факультет геодезия. Родители купили квартиру в Казани, т.е.имеется своя жил.площадь. Каждые выходные она уезжает к родителям.

Юноша: Галлямов Инсаф Миндхатович, 24 года, высокий  худощавый. Работает менеджером, живет на съемной квартире. Проживает в г.Казань.

Как уже было отмечено выше на первую консультацию, Гараева Хания Зиннуровна пришла одна.

Пара: До проведения консультации знакомы 4года, более близкие отношения  более 1 года. Периодичность встреч 2-3 раза в неделю. Совместные походы в ресторан, кинотеатр, театр, концерты, аквапарк, магазины, к  общим знакомым.

Запрос: Перспективы дальнейшего  развития отношений. Сомнения  в  искренности чувств Инсафа Миндхатовича по отношению к ней.

Модель консультационного процесса:

1-й этап - установление  психологического контакта с  клиентом

Атмосфера принятия и доверия  создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания. Начало межличностного взаимодействия «психолог—клиент» требует создания у клиента мотивации для последующего взаимодействия. Это достигается объяснением возможностей консультации в решении психологических проблем клиента. Важно услышать не то, что готов услышать консультант, что соответствует его установкам и ожиданиям, а то, что хочет сказать клиент.

2-й этап - выделение  проблем

На данном этапе происходит первичный сбор информации, касающейся всех проблем клиента. Психолог на данном этапе формулирует, проблему клиента.

3-й этап - определение  желаемого результата

На данном этапе происходит исследование:

  • психологического мира клиента;
  • доминирующих психологических свойств;
  • сильных и слабых сторон его личности;
  • ценностей и жизненных целей.

4-й этап - выработка  альтернативных решений

На этом этапе происходит формирование всего диапазона возможных  решений актуальной психологической  проблемы клиента, включая и варианты. Обращаясь за психологической помощью к консультанту, клиент находится в затруднении — его можно описать как ситуацию «тупика», из которого нет выхода.

Задача консультанта —  прежде всего помочь выйти из этого  тупика, преодолеть ригидность восприятия и мышления, носящего при психологических затруднениях характер алгоритма, жесткой заданной схемы, от которой клиент не может отступить.

5-й этап – Завершение консультации, обобщение

Этот этап заключается  в осуществлении перехода от обучения к действию, от получения знаний, необходимых для изменения, к реальному действию. Подведение итогов, прощание консультанта с клиентом.

Далее были выдвинуты следующие  критерии эффективности работы психолога:

  • исходя из самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;
  • по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;
  • по наблюдениям со стороны за поведением клиента.

Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому  из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Описание методик,  используемых в психологическом  консультировании молодой  пары в период добрачного ухаживания

В рамках добрачного психологического консультирования молодой парой  были выполнены  следующие методики:

  1. «Полоролевые портреты»;
  2. «Круги взаимоотношений»;
  3. «Семейная социограмма».

Методика I. Полоролевые портреты

Автор методики— Т. В. Румянцева. Методика позволяет выявлять не только уровень внутриличностной полоролевой согласованности, но и помогает осуществить прогноз совместимости партнеров  в паре (добрачной). Методика позволяет также косвенно определять и прогнозировать у испытуемого уровень удовлетворенности отношениями с представителями как противоположного, так и своего пола.

После выполнения обследуемым  задания методики согласно инструкции наступает этап качественной обработки содержания полоролевых портретов. Полная схема качественной обработки результатов методики включает в себя следующие компоненты:

1) анализ характеристик  каждого портрета с точки зрения какого-либо аспекта;

2) сопоставление данных  анализа в портретах реальных представителей своего и противоположного пола;

3) сопоставление данных  анализа в портретах идеальных представителей своего и противоположного пола;

4) сопоставление данных  анализа в портретах представителей  своего пола;

5) сопоставление данных  анализа в портретах представителей противоположного пола;

6) подведение итогов анализа  относительно всех четырех портретов.

Можно выделить следующие  направления анализа методики «Полоролевые портреты»:

  • определение подверженности полоролевым стереотипам (уровня андрогинности—традиционности);
  • анализ привлекательности своего и противоположного пола;
  • прогноз удовлетворенности отношениями со своим и противоположным полом;
  • определение внутриличностной полоролевой согласованности;
  • анализ совместимости.

Определение подверженности полоролевым стереотипам  происходит следующим образом: каждая отдельная характеристика во всех портретах оценивается с точки зрения ее андрогинности—традиционности и нейтральности. Таким образом, рядом с каждой характеристикой ставится соответствующее буквенное обозначение: Т — традиционная характеристика; А — андрогинная характеристика; И — индифферентная, нейтральная характеристика.

Таблица 1. Примеры стереотипных и нейтральных характеристик

Традиционные

Индифферентные

Мужские

Женские

 

Веселый,

добрый,

верный,

аккуратная,

трудолюбивая,

ленивая,

холеричный,

курящий,

порядочный,

образованная,

медлительный

 

Умный,

сильный,

самостоятельный,

независимый,

сдержанный,

«добытчик»,

сексуальный,

логичный,

целеустремленный,

активный,

доминантный,

уверенный,      

мужественный,

твердый

Слабая,

красивая,

мягкая,

глупая,

«с женской логикой»,

зависимая,

подчиняемая,

«домохозяйка»,

эмоциональная,

«болтушка»,

пассивная,

асексуальная,

женственная


 

Далее подсчитывается количество традиционных, андрогинных, индифферентных характеристик во всех полоролевых портретах.

При обработке результатов  важно обратить внимание на сравнение данных, отражающих представления о наличном  уровне развития маскулинных и фемининных характеристик личности у реальных мужчин и женщин (в реальных портретах) желаемом уровне выраженности этих характеристик (в идеальных портретах).

Определяется направление, в котором человек стремится развивать свои полоролевые характеристики:

1) следование полоролевым  стереотипам;

2) противостояние полоролевым  стереотипам.

Удовлетворенность имеющимися взаимоотношениями во многом определяется тем идеальным образом партнера, который сложился у человека в ходе его жизни и с которым осознанно или неосознанно происходит сравнение конкретного реального партнера. Именно этот идеальный образ партнера отчасти представлен в портрете идеального представителя противоположного пола. Таким образом, данный портрет содержит в себе черты и характеристики желаемого (идеального) партнера, который выступает внутренним эталоном оценки реальных представителей противоположного пола.

Охарактеризуем признаки фантастичного и реалистичного идеала, которые проявляются в идеальных портретах методики «Полоролевые портреты» .

Идеал:

  1. Фантастический: содержит в себе недостижимые качества, есть только знак оценки «+»,содержит в себе толькопозитивные качества;
  2. Реалистический: содержит в себе различныекачества, есть знаки оценки «±» и «-».

Другим важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями, является подверженность личности полоролевым стереотипам.

В методике «Полоролевые портреты»  показателями низкой удовлетворенности партнерскими отношениями (и ее прогноза) являются следующие:

  • отсутствие или недостаточная выраженность совпадения качеств и характеристик, представленных в портретах реального и идеального представителя противоположного пола (совпадение касается только 10-15% характеристик);
  • фантастический тип идеальных портретов;
  • яркая выраженность полоролевых стереотипов (они проявляются и по отношению к своему, и по отношению к противоположному полу).
  • Показателями высокой удовлетворенности партнерскими отношениями (и ее прогноза) являются следующие:
  • наличие и достаточная выраженность совпадений качеств и характеристик, представленных в портретах реального и идеального представителя противоположного пола (совпадение касается от 30 до 60% характеристик);
  • реалистический тип идеальных портретов;
  • яркая выраженность андрогинных характеристик (они проявляются и по отношению к своему, и по отношению к противоположному полу).

В качестве признаков определенной полоролевой согласованности могут выступать следующие данные обработки  методики «Полоролевые портреты»:

1.При описании портретов  представителей своего и противоположного пола человек использует близкие по своему смысловому контексту качества и понятия.

2. Обнаруживается одинаковое  отношение к андрогинным (или традиционным) чертам в реальном и идеальном образах своего и противоположного пола.

3. Присутствуют положительные  оценки полоспецифичных (соответствующих своему полу) характеристик.

Соответственно о наличии  внутренней полоролевой несогласованности будут свидетельствовать следующие данные:

1. При описании портретов  представителей своего и противоположного пола человек использует совершенно разные понятия и качества.

2. Обнаруживается рассогласованность  в оценке андрогинности—традиционности  в портретах своего и противоположного пола.

3. Присутствуют отрицательные  оценки характеристик.

4. Отметим, что наличие  полоролевой рассогласованности может быть связано с кризисом идентичности, который рассматривается и как нарушение устоявшейся внутренней гармонии («Я не знаю, кто я теперь») и как утрата ценностных и позитивных представлений о своей группе. Именно при наличии кризиса идентичности возникает необходимость выбора возможностей для идентификации («Я должна решить, какой женщиной я хочу быть).

Одним из интегральных показателей  и наиболее существенным фактором семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще).

Психологическая совместимость  определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности — ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров — явление многоуровневое и многоаспектное [26, с. 103].

Методика II. Круги взаимоотношений

Автор методики — Т. В. Румянцева. «Круги взаимоотношений» представляет собой графический способ выражения человеком своих взаимоотношений с другим человеком. Она позволяет осуществить прогноз удовлетворенности отношениями в паре (добрачной) и совместимость партнеров. Обработка и интерпретация результатов методики «Круги взаимоотношений» тесно связаны с понятиями дифференциации «Я», динамикой развития взаимоотношений в паре, уровнем совместимости.

Информация о работе Добрачное психологическое консультирование