Добрачное психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:
Теоретически обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3



Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период



1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7
1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12



Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания



2.1. Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32



Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Работа содержит 1 файл

оригинал.docx

— 96.03 Кб (Скачать)
">Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным  факторам риска наряду с ранним или  поздним возрастом вступления в  брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т.д.  Л.М.Панкова выделяет три стадии любви:

Первая – интерес, симпатия, влечение;

Вторая – восхищение, восторженность, влюбленность, страсть;

Третья – поклонение, уважение, преданность.

Любовь, прошедшая все  три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь. В добрачный период очень хорошо не просто гулять за ручку под луной, а вместе совершить какую-нибудь поездку или принять участие в общем деле.

Очень важный фактор — семья, каждого из партнеров: как воспитан человек, кто его родители. Если юноша хамит своим родителям, он так же будет вести себя и с вами. От того, как сами родители строят свои взаимоотношения, тоже многое зависит. Строя собственную семью, человек часто использует родительский пример.

Как юноша или девушка  общаются не с вами, а с друзьями, вообще с людьми, уступают ли место  старшим в транспорте, — все  это может о многом сказать, о дальнейшем будущем.

Уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период , исчезнут после заключения брака. Однако, справиться с проблемами добрачных отношений могут далеко не все. Как последствие- брак распадается. И тогда ,на помощь приходит профессионал, который помогает и консультирует по всем вопросам, касающихся добрачных отношений.

Специфика  добрачного консультирования определяется возрастом и особенностями запроса клиентов, теми актуальными задачами, которые стоят перед человеком на его жизненном пути[26, с. 141].

Анализ запросов молодых  людей показывает, что чаще всего их беспокоят следующие проблемы:

• отсутствие любимого человека («никто меня не любит», «не могу познакомиться, встретить...»);

• разрыв с любимым человеком («меня бросили», «не знаю, почему мы расстались»);

• взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера («что делать с родителями?»);

• трудности общения с  партнером («он меня не понимает.. », «мы часто ссоримся»);

• добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»);

• безответная любовь, непонимание  и др.

Как правило, человек не ставит перед собой задачу найти и  выбрать наиболее подходящего брачного партнера. Молодых людей больше беспокоит то, удается или не удается им быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным человеком, удается ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач.

Задачи развития на этапе  добрачного ухаживания:

• научиться устанавливать  близкие интимные отношения;

• научиться ритуалу ухаживания, то есть характерному для данной культуры ролевому поведению в полоролевых  взаимодействиях;

• освоить свою собственную  сексуальность: научиться идентифицировать сексуальные импульсы и управлять  ими;

• определить для себя, хочется  ли вообще вступать в брак и создавать  традиционную семью или более подходящим является какой-либо иной способ построения межполовых отношений [26, с. 134].

При решении этих и других задач у молодых людей могут  возникнуть трудности (поведенческие  нарушения или эмоциональные  проблемы), которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т. д.

Поэтому фокусом рассмотрения при добрачном консультировании являются следующие вопросы: опыт общения с представителями противоположного пола (опыт эмоционального и делового взаимодействия с ними); особенности выбора партнера, динамика отношений с ним; модель родительской семьи; индивидуальные личностные особенности[26, с. 95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный  период

Для создания успешной семьи  необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями  противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении этих и других задач у молодых людей могут  возникнуть трудности, которые «запрограммированы»  возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями  личности, ее опытом в межличностных  взаимоотношениях и т.д. Так как  эти трудности связаны с проблемой  подготовки к браку, рассмотрим виды психологического консультирования молодых людей, тем более что в последнее время они все чаще обращаются за психологической помощью.

Человек, пришедший в психологическую  консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений  с ним, редко имеет готовые  вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему  выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

  • Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?
  • Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?
  • В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?
  • Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?
  • Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?
  • Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?
  • Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?
  • Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?
  • Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?
  • Как ко всему этому относится ваш реальный избранник?

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины — в индивидуально-психологических  особенностях клиента, его жизненном  опыте, не вполне удачных добрачных  или семейных отношениях в прошлом  и т.д., а может быть, она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В индивидуальном психологическом  консультировании применение диагностических  методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения  консультативной сессии. В добрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н. Пезешкиан предлагает тест-опросник[20,с.162].

  1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?
  2. Могу ли я представить этого человека дома?
  3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?
  4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?
  5. Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?
  6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии?

Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему  необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотношения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А. Адлера. А. Адлер считает, что большинство проблем человека связаны с преобладающей у него «частной логикой» и сформированном на ее основе жизненном стиле. Психолог, практикующий в рамках консультирования по А.Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику[25,с.143].

Очень часто оказывается  полезным групповое психологическое  консультирование клиента.

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние  на формирование отношений в добрачной  паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др. Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В психокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой  психотерапии, по мнению К. Рудестама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой  опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг  коммуникативных способностей, тренинг  личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических  знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с партнером. Организацией психолого-просветительской работы занимаются практические психологи и социальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой добрачного ухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими добрачными факторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации добрачного периода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.[25,с.161].

Формируют потребность в  психологических знаниях и желание  использовать их в жизни. Консультирование как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования – в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить посетить лекции, групповые занятия.

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.[18,с.29].

Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящие условия и психологическую  поддержку, которая позволяет человеку, обратившемуся к практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий, делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимность и связанная с этим особая доверительность; пространственно-временные особенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и в удобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничение коммуникации аудиальным каналом.

Информация о работе Добрачное психологическое консультирование