Добрачное психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:
Теоретически обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Содержание

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3



Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период



1.1. Основные компоненты психологической готовности к браку………….5

1.2.Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования..……….…….....................7
1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12



Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания



2.1. Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32



Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

Работа содержит 1 файл

оригинал.docx

— 96.03 Кб (Скачать)

 

 

 

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА  И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕЛОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

 

КАФЕДРА инженерной психологии и педагогики

 

Курсовой проект

по дисциплине «Методика  консультационной работы»

 на тему «Добрачное психологическое консультирование»

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2011

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…..………………………………………………………....…….…..….3

 

Глава I. Теоретическое обоснование  добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период

 

1.1. Основные компоненты  психологической готовности к  браку………….5

1.2.Психологические основы  поведения молодых пар в добрачный  период как объект психологического  консультирования..……….…….....................7

1.3. Методологические и методические аспекты психологического консультирования в добрачный период ………………………………………………..12

 

Глава II. Организация и проведение психологического консультирования молодой пары в период добрачного ухаживания

 

2.1.  Описание клиента, и запроса (моделирование консультационного процесса на основе запроса клиента)……………………………………………...18

2.2. Описание методик, используемых  в психологическом консультировании молодой пары в период добрачного ухаживания…………………………... 21

2.3. Описание реализации консультации……………………………………..30

2.4. Оценка эффективности проведенного психологического консультирования………………………………………………………………………………...32

 

Выводы…………………………………………………………………………..33

Заключение…………………….……………………….…………………..…...34

Список использованной литературы…………………….…………….…....35

Приложение…………………………………………………………….…..…...37

 

Введение

Добрачные отношения юноши  и девушки занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни  людей. За   последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, не заметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласно исследованиям , эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодых до тех пор, пока они не будут решены раз и навсегда[1,с.111].

Актуальность выбранной темы курсового проекта в том, что добрачное консультирование дает  возможность клиенту определиться до брака.

 Объект исследования:  Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период.

Предмет исследования: Методика консультационной работы с молодой парой в добрачный период

Гипотеза исследования: Моделирование и реализация консультационного процесса создают условия для успешного преодоления затруднений при  вступлении в брак.

Цель работы провести консультацию и помочь в ходе консультационной работы определить перспективы дальнейшего развития отношений клиента в паре.

Задачи:

  1. Теоретически  обосновать процедуру психологического добрачного консультирования ;
  2. Смоделировать и реализовать процедуру консультирования ;
  3. Оценить эффективность консультационной работы с клиентом.

Методологической  основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов: теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б.Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Методы и методики:

    1. Теоретический анализ источников по проблеме исследования;
    2. Психологическое консультирование;
    3. Наблюдение;
    4. Методики: «Полоролевые портреты»,«Круги взаимоотношений»,«Семейная социограмма».

В ходе проведённой работы была теоретически обоснована  методика консультационной работы по проблеме успешного преодоления затруднений при вступлении в брак, разработана модель консультационной работы.

Практическая  значимость результаты работы могут быть использованы в консультационной работе психолога, в психологических центрах.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование добрачного психологического консультирования как объект изучения молодых пар в добрачный период

1.1.Основные компоненты психологической готовности к браку

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного  роста и счастья, одновременно предъявляет  к нему и немало требований. Среди  факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества[2,с.87].

Готовность к браку  — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  1. Формирование определенного нравственного комплекса —  готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.
  2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству
  3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.
  4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.
  5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
  6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий  политику государства в области  брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные  об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический,  включающий воспитание следующих  нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный  на ознакомление с основами  законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический, формирующий  понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных  отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей.

5. Физиолого-гигиенический,  включающий знания физиологических  особенностей мужского и женского  организмов; особенностей половой  жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический, включающий  формирование представлений о  роли семьи в воспитании детей,  ее педагогическом потенциале, специфике  семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический:  вооружение знаниями о бюджете  семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, СМИ, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни[25,с.67].

1.2. Психологические основы поведения молодых пар в добрачный период как объект психологического консультирования

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить  семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  1. Место и ситуация знакомства молодых людей;
  2. Первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  3. Социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  4. Продолжительность периода ухаживания;
  5. Инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  6. Время обдумывания брачного предложения;
  7. Ситуация оформления брака;
  8. Возраст будущей пары;
  9. Родители и отношение последних к браку своих детей;
  10. Динамические и характерологические особенности супругов;
  11. Отношение в семье с братьями и сестрами.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

  1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.
  2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
  3. Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

Анализируя специфику  добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные  точки зрения на роль идеализации  партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно  завышает ожидания, предъявляемые  к партнеру и к взаимодействию  с ним. Осознание того, что реальный  человек, с которым происходит  взаимодействие, не соответствует  идеализированному образу, играет  деструктивную роль, приводит к  глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей,  т.е. достигших самого высокого  уровня развития, уровня реализации  своих потенций, наиболее ярко выражена способность, любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнера  является стимулом для развития  его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Информация о работе Добрачное психологическое консультирование