Динамика отношений у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Каждый этап развития требует от человека адаптации к новым социальным условиям, которые обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним. Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы). Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Семья и ребенок: возрастная динамика отношений________________________5
Рождение ребенка ___________________________________________6
Поступление в школу ________________________________________10
Подростковый возраст _______________________________________13
Уход детей из семьи _________________________________________14
Заключение________________________________________________________16
Список использованной литературы___________________________________17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.82 Кб (Скачать)

Перераспределение времени  в семье связано с необходимостью учитывать режим обучения ребенка. Родители вынуждены перестраивать  свой распорядок дня, так как в  отличие от детского сада ребенок  проводит в школе лишь незначительное время. Но при этом часть времени, проводимого дома, он должен посвящать  выполнению домашних заданий, и в  начале обучения оно может быть весьма продолжительным. Кроме того, ребенка  надо отводить в школу и забирать из нее в строго определенные часы. Родители перестраивают свой распорядок дня таким образом, чтобы обеспечить ребенку и посещение школы, и  выполнение домашних заданий. Даже если ребенок психологически готов к  поступлению в школу, в начале школьного обучения лишь очень незначительное число детей понимает, что от учебной  деятельности нельзя отказаться по собственному желанию или перенести ее на другое время. Перестраивая свой распорядок дня, родители тем самым показывают ребенку  важность выполняемой им деятельности. Это в итоге формирует у  ребенка ответственное отношение  к учению, и он сам начинает планировать  свое время таким образом, чтобы  успеть выполнить домашние задания  и отдохнуть. Перераспределение времени означает также, что теперь вся семья в целом должна планировать какие-либо совместные мероприятия таким образом, чтобы учитывать режим обучения ребенка. Например, отъезд из города во время учебного года даже на несколько дней становится невозможным, так как это означает пропущенные учебные занятия. Напротив, в каникулы и в выходные дни желательно обеспечить ребенку возможность сменить обстановку и развлечься. Нежелательными становятся и поздние возвращения домой после каких-либо развлекательных мероприятий, и поздно оканчивающиеся приемы гостей.

С поступлением ребенка в школу для него должно быть организовано рабочее место, где он будет выполнять уроки и хранить учебные принадлежности. По возможности семья старается оградить это место от шумов и других отвлекающих моментов в то время, когда ребенок занимается. Это также помогает ребенку воспринимать учение как важную и необходимую деятельность.

В дисфункциональных семьях поступление ребенка в школу  может актуализировать проблему успешности у родителей. Родители, не довольные своим собственным  положением, начинают предъявлять завышенные требования к успехам ребенка  без учета его возможностей.

 

 

 

  1. Подростковый возраст

 

О важности подросткового возраста как периода  формирования личности высказывались  многие специалисты8. Переходный возраст является периодом повышенной эмоциональности, проявляющийся в легкой возбудимости, а так же частой смене настроений. Развитие самосознания у подростков является центральным психическим процессом переходного возраста. Перестройка самосознания, структуры личности происходит под действием ускорения физиологического состояния, контуров тела подростка, которое вызывает у подростка, построение нового телесного Я, изменение полового самосознания, которая сказывается на развитии личности. В этот период очень важно чтобы у ребенка был тесный контакт с родителями и старшими членами семьи, которые смогли бы объяснить суть изменений организма, а так же новые нормы поведения подростка. Перестройка самосознания тесно связана так же с умственным развитием, эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток (когнитивные предпосылки для этого создаются раньше)

В ходе описанного выше процесса очень важна роль семьи, которая имеет механизм воздействия  на личность подростка путем передачи социального опыта, путем межличностных  общения. Родители, обладающие опытом преодоления возрастных трудностей, которые стремятся помочь ребенку социализироваться и стать успешным членом общества, родители являются источником врожденных свойств и качеств индивида, которые так же могут сказываться на развитии личности подростка.

Роль  семьи в процессе развития подростка  наиболее значительна: от социального  положения семьи, взаимодействия родителей  и подростков, уровня нравственного  развития всех членов семьи зависит  развитие подростка в период перехода от детского уровня развития к ранней зрелости.

  1. Уход детей из семьи

 Процесс отпускания детей в самостоятельную жизнь является и для родителей периодом перехода в новое состояние. Этот период в жизненном цикле семьи в американской литературе называется периодом «опустевшего гнезда».

В связи с увеличением  продолжительности жизни и снижением  рождаемости, последний ребенок  уходит из семьи задолго до того, как родители становятся старыми. Уход детей из семьи может повергнуть ее в серьезный кризис. Супруги  должны научиться вновь взаимодействовать  друг с другом теперь уже без детей. Это может стать для них  трудной задачей, если за время совместной жизни они отдалились друг от друга. Родители могут обнаружить, что их ничего больше не связывает, у них  нет общих интересов, им не о чем  говорить, так как все последние  годы предметом их коммуникаций были дети и их проблемы. Родители чаще задаются вопросом, стоит ли им теперь оставаться вместе, когда дети покинули дом. Если супруги были недовольны браком и  сохраняли его ради детей, они  видят, что необходимость в этом отпала. Это ставит их перед принятием  решения о своем дальнейшем жизненном  пути.

Для многих родителей после  того, как дети становятся взрослыми, наступает приятный период жизни, связанный  с увеличением свободы, освобождением  от ряда обязанностей, что позволяет  им заняться собственными увлечениями. После того как последний ребенок  покинет дом, родители должны переключиться на другие роли и интересы, лежащие за рамками всепоглощающей роли родителя. Поэтому для психологического благополучия в этот период очень важно, чтобы у супругов было обширное поле внесемейных занятий, что поможет им пережить отделение детей.

Семья является стартовой  площадкой для ребенка. Период ухода  ребенка из семьи начинается с  процесса его внутреннего от нее  отделения, который начинается еще  в позднем подростковом возрасте. В большинстве культур обособление  подростка облегчается с помощью  каких-либо традиций и ритуалов, подчеркивающих его возросшую самостоятельность. В нашей культуре таким ритуалом можно считать выпускной бал  в школе, хотя и с некоторой  натяжкой, так как после него лишь очень немногие подростки оказываются  в состоянии обходиться без финансовой или моральной поддержки родителей 9.

У родителей могут возникать  трудности во взаимодействии со своими выросшими детьми и в связи  с тем, что дети становятся мужчинами  и женщинами. Мать может не иметь  иных способов общения с другими  женщинами, кроме соперничества, и  ее отношения с выросшей дочерью  нарушаются. Также и отец может  не уметь взаимодействовать со своим  сыном как со взрослым мужчиной.

Самую лучшую поддержку молодым  людям, готовым принять на себя ответственные  взрослые роли, оказывают родители, которые не прекращают активного  диалога с детьми, но при этом все больше доверяют им, их суждениям  и уважают их решения. Родители должны научиться предоставлять детям  разумную свободу и принимать  детей такими, какими они являются в действительности.

Когда выросшие дети вступают в брак, перед родителями стоит  задача наладить отношения с этим новым членом расширенной семьи. Внезапное требование наладить близкие  отношения с совершенно чужим  взрослым человеком может являться проблемой этого периода.

 

 

                                        

Список использованной литературы

 

  1.  Косякова О. О. Психология развития в пренатальности и младенчестве.

Изд.: Феникс, 2007.- 160 с.

  1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Изд.: Сфера, 2009.- 464 с.
  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Изд.: Академический проект: Трикста, 2011. – 432 с.
  3. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология. Изд.: Человек, 2010. – 48 с.
  4. Прохорова О. Г. Мы и наши дети. Как построить отношения в семье. Изд.: КАРО, 2009.- 160 с.
  5. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Изд.: Сфера, 2005. -224 с.
  6. Психология развития/ Под ред. Т. Марцинковской. Изд.: Академия, 2008.- 528 с.
  7. Семья: Психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. Изд.: АСТ, 2010. -576 с.

 

 

 

1 Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Изд.: Сфера, 2005. - с. 144.

2 Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология. Изд.: Человек, 2010. – с.18.

3 Психология развития/ Под ред. Т. Марцинковской. Изд.: Академия, 2008.- с. 36.

4 Прохорова О. Г. Мы и наши дети. Как построить отношения в семье. Изд.: КАРО,

  2009.- с. 22.

5 Косякова О. О. Психология развития в пренатальности и младенчестве. Изд.: Феникс, 2007.- с. 47.

6 Семья: Психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. Изд.: АСТ,

  2010. - с. 379.

7 Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Изд.: Сфера, 2005. - с. 112.

8 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Изд.: Академический проект: Трикста, 2011. – с. 153.

9 Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Изд.: Сфера, 2005. -224 с.


Информация о работе Динамика отношений у детей