Диагностика творческого мышления у старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – познакомиться и апробировать диагностические методики по определению уровня креативности
Объект исследования – старшие школьники, обучающиеся в одной из школ города
Предмет исследования - особенности и виды диагностики творческого мышления.
В соответствии с определенными целью, объектом и предметом в своей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. изучить теоретические аспекты касающиеся диагностических методик креативности;
3. провести психодиагностическое исследование по выбранным методикам

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Отличительные особенности творческой личности
1.3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления старших школьников
2.1. Описание методик диагностики творческого мышления
2.2. Исследование творческого мышления. Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Ивлева ПОБ-22.docx

— 80.12 Кб (Скачать)

 

 

Примечание:

1 - процент людей, результаты  которых превышают указанный  уровень креативности;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности.

Пример интерпретации: пусть первый из анализируемых Вами рисунков схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (не имеет аналогов в атласе). Его оригинальность - 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, индекс оригинальности для данного протокола:

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.  

 

ИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление  и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты  на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к  тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать  еще одно слово так, чтобы оно  сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая – правда – медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов  тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей  всех ответов. Количество ответов может  не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях  испытуемые могут дать несколько  ответов, а в других – не дать ни одного.

Индекс уникальности равен  количеству всех уникальных (не имеющих  аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную  шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно  определить место данного человека относительно контрольной выборки  и,соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

1,00

0,94

0,91

0,86

0,81

0,61

3

19

6

4

3

2

0

4

49

20

15

12

10

1


 

  

Примечание:

1 - процент людей, результаты  которых превышают указанный  уровень;

2 - значение индекса оригинальности;

3 - значение индекса уникальности;

4 - количество ответов.

Пример интерпретации  результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь  показывает, сколько новых решений  способен предложить испытуемый в общей  массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного  мышления. Кроме того, этот индекс в  значительной мере коррелирует с  мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

2.2. Исследование  творческого мышления. Диагностика  неверабльной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности вербальной креативности С. Медник

В рамках данной работы мной было проведено исследование направленное на изучение творческого мышления старших школьников. Исследование проводилось на базе одной из школ города с учениками двух 11-ых классов (35 человек).

Каждому ученику предлагалось две методики: Диагностика неверабльной креативности Е. Торренса и диагностика неверабальной креативности С.Медник.

В исследовании рассматривался только показатель оригинальности, т.к. другие показатели в том числе уникальности являются вторичными для анализа.

В результате были получены следующие результаты

Номер испытуемого

Невербальная

креат.

Вербальная

креат.

Невербальная в уровнях

Вербальная в уровнях

1

0,79

0,77

Близкий к высоком

Близкий к среднему

2

0,55

0,81

очень низкий

средний

3

0,53

0,84

очень низкий

средний

4

0,81

0,49

близкий в высокому

крайне низкий

5

0,59

0,77

низкий

близкий к среднему

6

0,5

0,76

очень низкий

низкий

7

0,66

0,37

близкий к среднему

крайне низкий

8

0,46

0,66

крайне низкий

низкий

9

0,41

0,8

крайне низкий

близкий к среднему

10

0,47

0,73

крайне низкий

низкий

11

0,49

0,82

очень низкий

средний

12

0,64

0,77

низкий

близкий к среднему

13

0,72

0,51

средний

крайне низкий

14

0,63

0,83

низкий

средний

15

0,78

0,77

близкий в высокому

близкий к среднему

16

0,59

0,77

низкий

близкий к среднему

17

0,89

0,7

близкий в высокому

низкий

18

0,55

0,81

очень низкий

средний

19

0,89

0,75

близкий в высокому

низкий

20

0,67

0,86

близкий к среднему

близкий к высокому

21

0,61

0,78

низкий

близкий к среднему

22

0,75

0,67

средний

низкий

23

0,56

0,73

очень низкий

низкий

24

0,67

0,65

близкий к среднему

низкий

25

0,58

0,52

низкий

крайне низкий

26

0,5

0,52

очень низкий

крайне низкий

27

0,95

0,45

близкий к очень высокому

крайне низкий

28

0,51

0,63

очень низкий

низкий

29

0,75

0,36

средний

крайне низкий

30

0,75

0,39

средний

крайне низкий

31

0,79

0,44

близкий в высокому

крайне низкий

32

0,8

0,62

близкий в высокому

низкий

33

0,55

0,48

очень низкий

крайне низкий

34

0,66

0,55

близкий к среднему

крайне низкий

35

0,67

0,58

близкий к среднему

крайне низкий


 

Коэффициент корреляции между  показателями вербальной креативности и невербальной креативности равен -0,35. Такой показатель корреляционной связи считается не значимым.

По рабочей гипотезе корреляция между рассмотренными признаками является слабой, но по полученным данным связь  между ними вовсе отсутствует.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась на данной выборке. Причинами этому могут служить:

- слишком маленький объем  выборки

- определенные ограничения  по времени при проведении  вербального теста (45 минут), которых  не должно быть по правилам  ее проведения

Но, как говорилось выше проявления творческих способностей очень спонтанны и не подвластны какой-либо регуляции, поэтому показатели по данным тестам показывают лишь уровень проявления этих способностей в конкретный промежуток времени, в конкретных условиях.

 

 

 

Заключение

Многие из нас ценят  и могут узнавать креативность при  встрече с ней, но все- таки это понятие до сих пор трудно определить и измерить. Частью проблемы, возникающей при изучении креативности, является ее многосторонность. Люди могут быть креативными по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной жизни. Многие писатели считают креативность частью общего интеллекта, но различия в креативности у людей с равным IQ опровергают это.

В рамках подготовки данной курсовой работы мне удалось достичь  поставленной цели. Я познакомилась  с теоретическими аспектами проблемы творческого мышления, некоторыми диагностическими методиками. Апробировала методику невербальной креативности Е. Торренса и вербальной креативности С. Медник.  Рабочая гипотеза по результатам исследования конкретной выборки не подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

3. Гaфитулин Т.М. Дoстoйный oтвeт нa oскoрблeниe // Пeдaгoгикa + ТРИЗ: Сб. для учитeлeй, вoспитaтeлeй, мeнeджeрoв oбрaзoвaния / Пoд рeд. А.А. Гинa. - М.: Витa-Прeсс, 2000. - Вып. 5. - С. 40-44.

4. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.

5.  Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997

6.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

7.  Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.:ил. – (Серия "Учебник нового века")

8.   Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.

9.  Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.

10.  Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

11.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

12.  Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001.–607 с.

13. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.

14.  Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова.- М.: Наука, 1991.

15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. –720 с.: (Серия "Мастера психологии")

16.  Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.: ил.

17.   Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.

18.   Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.

19.    Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234-248.

20.   MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon [WWW document]. URL http://www.rsad.edu/~ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.html

21.  Torrance E.P. Causes for Concern. Creativity. Selected Readings / Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1975 P. 355-371.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Класс____________ Дата _______________ 

 

Дорисуйте картинки и дайте  им названия!

Дорисовывать можно что  угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой. 

 

 

 

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ  БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать  еще одно слово так, чтобы оно  сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в  бланк ответов в строку с соответствующим  номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1) случайная гора долгожданная

2) вечерняя бумага стенная

3) обратно родина путь

4) далеко слепой будущее

5) народная страх мировая

6) деньги билет свободное

7) человек погоны завод

8) дверь доверие быстро

9) друг город круг

10) поезд купить бумажный

11) цвет заяц сахар

Информация о работе Диагностика творческого мышления у старших школьников